Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность темы. Одно из ведущих мест, в системе показателей, которые характеризуют эффективность производства и реализации, по праву принадлежит себестоимости продукции. Себестоимость, как качественный показатель отображает все стороны производственной и финансово – хозяйственной деятельности предприятия.
При производстве продукции важную роль играет не только высокое качество, но и затраты на изготовление продукта. В современных рыночных отношениях именно это определяет конкурентоспособность предприятия и его финансовое состояние в целом.
Себестоимость представляет собой оценку стоимости выпущенной продукции, учитывая затраты на сырье и материалы, энергию и топливо, оплату труда и налоги, и другие издержки.
При правильном анализе себестоимости, предприятие в силах снизить затраты на производство, тем самым увеличить объемы выпуска продукции и получить более высокую прибыль, потому как снижение издержек при производстве поможет предприятию правильно вписаться в экономику региона и страны в целом.
Актуальность данной темы состоит в том, что себестоимость напрямую связана с прибылью предприятия, которая является главной конечной целью каждой организации. В настоящее время, в условиях совершенной конкуренции, предприятие не может просто поднять цены на выпускаемую продукцию, для получения максимальной прибыли, так как покупатель, имея огромный выбор в определенном сегменте рынка, «уйдет» к конкуренту с более низкими ценами. Поэтому каждый раз руководству организаций требуется проводить анализ себестоимости продукции, а так же разрабатывать и внедрять новые методы, направленные на минимизацию издержек при выпуске и реализации продукции и, за счет этого влиять на снижение себестоимости продукции.
Целью написания работы является оценка себестоимости продукции ООО «Фортус» и разработка рекомендаций по ее оптимизации.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- раскрыть теоретические основы анализа себестоимости продукции;
- провести анализ себестоимости продукции организации;
- сформулировать пути совершенствования практики управления себестоимостью продукции организации.
Объектом исследования является ООО «Фортус».
Предметом исследования являются специфика формирования и себестоимости продукции в ООО «Фортус».
Отдельные вопросы, касающиеся управления себестоимостью продукции предприятия рассматривали такие автора как: И.С. Гукова, В.В. Жильченкова, А.В. Сиволап, В.К.В. Тюрев, Е.А. Шаньшурова, и др. В исследовании И.С. Гуковой предложена разработка практических рекомендаций по повышению эффективности системы управления затратами на предприятии. В работе В.В. Жильченкова исследованы особенности управления затратами на промышленном предприятии в период кризиса.
Для проведения исследования использованы следующие методы: обзор литературы, обобщение, сравнение, анализ, синтез. Они направлены на изучение теоретико-методологических основ калькулирования себестоимости продукции; анализ и калькулирование себестоимости продукции ООО «Фортус»; разработку мероприятий по снижению себестоимости продукции в ООО «Фортус».
Практическая значимость исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по оптимизации себестоимости продукции в ООО «Фортус».
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложения.
1 Теоретические основы анализа себестоимости продукции
1.1 Экономическая сущность себестоимости продукции предприятия
В любом предприятии при производстве продукции (выполнении работ, услуг) возникают различные затраты, связанные с производством и реализацией продукции. Эти расходы должны окупаться при реализации продукции. Возмещение расходов за счет полученной выручки обеспечивает непрерывность деятельности предприятия. Поэтому необходимо установить такую цену на продукцию, которая удовлетворит покупателей и обеспечит не только покрытие расходов, но и получение прибыли.
В ходе производственно-хозяйственной деятельности на любом предприятии используется живой и овеществленный труд. Участвуют как работники, так и происходят затраты на сырье и материалы, топливо, электроэнергию, аренду и амортизацию и т.д. Затраты можно определить как используемые в натуральной форме ресурсы, а издержки производства – это те ресурсы, которые используются в стоимостной форме. Себестоимость продукции можно определить как группу всех элементов затрат, каждая из которых влияет на величину производства. На структуру себестоимости имеют непосредственное влияние: характер деятельности предприятия, трудоемкость производства, величина потребляемых материалов и энергоресурсов в зависимости от специфики производства и техническая оснащенность предприятия [2, с. 80].
Себестоимость является качественным показателем, отражающим результаты хозяйственной деятельности организации, ее размер зависит от воздействия различных факторов. Чем эффективнее используются производственные ресурсы, тем ниже себестоимость продукции [6, с. 56].
Как экономическая категория себестоимость продукции выполняет следующие функции:
- учетную - учет и анализ потребления ресурсов в производственном процессе и реализации продукции;
- расчетную - формирование на предприятии цены на продукцию;
- аналитическую - использование при анализе и расчете прибыли, маржинального дохода, рентабельности и др. [3, с. 25].
При разделении себестоимости по отраслям, с учетом преобладания определенных элементов в разных сферах деятельности, выделяют:
- материалоемкие отрасли (в основном задействованные материалы и сырье).
- энергоемкие отрасли (отрасли, а которых максимально использованы энергоресурсы).
- фондоемкие отрасли (крупнейший блок в производстве составляют основные фонды).
- трудоемкие отрасли (рабочая сила).
По вариантам подсчета, себестоимость подразделяется на:
- плановую – расчет основан на плановых (бюджетных) нормах периода;
- нормативную – считается на нормы и цены, актуальные на начало периода;
Фактическую – отражает сложившиеся в периоде затраты [7, с. 17].
По последовательности формирования различают себестоимость технологическую (операционную), цеховую, производственную и полную.
В таблице 1, представленной на основании предлагаемых Керимовым В.Э. критерием, дается пояснение по каждому из 4 видов расходов, показывая, что каждый из них является большой совокупной группой затрат [8, с. 78].
Наибольший удельный вес в расходах организаций составляют затраты на производство и продажу продукции. Совокупность данных затрат составляет себестоимость продукции, которая является одной из основных экономических категорий.
Таблица 1
Классификация видов себестоимости по последовательности формирования
№ п/п Наименование Описание
1 Технологическая себестоимость Сумма затрат на осуществление техпроцесса изготовления продукции (включает – зарплату основных производственных рабочих с отчислениями на социальное страхование, материалы, электроэнергию на технологические нужды, техническое обслуживание, ремонт, амортизацию оборудования, стоимость инструментов и приспособлений)
2 Цеховая себестоимость Включает в себя затраты на производство продукции в пределах цеха, в частности прямые материальные затраты на производство продукции, амортизация цехового оборудования, заработная плата основных производственных рабочих цеха, социальные отчисления, расходы по содержанию эксплуатации цехового оборудования, общецеховые расходы
3 Производственная себестоимость Кроме цеховой себестоимости включает в себя общезаводские расходы и затраты вспомогательного производства
4 Полная себестоимость (себестоимость реализованной продукции) Показатель, объединяющий производственную себестоимость и расходы по ее реализации
Источник: составлено автором
Классификация затрат организации по различным признакам представлена в таблице 1. Дадим характеристику каждой группе затрат организации. Затраты в первую очередь можно сгруппировать по видам. Затраты организации, связанные с платежами, кредиторской задолженностью, с приобретением активов и другими расходами; с приобретением материально-производственных запасов; нематериальных активов и основных средств; финансовых вложений; затраты, полученные в ходе выполнения технологических, опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ.
В затратах, связанных с осуществлением обычной деятельности или в затратах, связанных с продажей и производством продукции можно выделить затраты формирующие себестоимость продукции, затраты для определения себестоимости и для установления финансового результата от обычной деятельности и затраты на налоги.
Таблица 2
Классификация затрат организации
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99: Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999 г. № 33н (ред. от 06.04.2015) // Российская газета. – 1999. – № 22.
2. Ананькина, Е. А. Управление затратами : учебник / Е. А. Ананькина, Н. Г. Данилочкина. – Москва : ПРИОР, 2020. – 352 с.
3. Баскакова, О. В. Экономика предприятия (организации): Учебник / О.В. Баскакова, Л.Ф. Сейко. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2020. – 372 с.
4. Бондин, И.А. Управление затратами: учебник / И.А. Бондин. – Пенза : РИО ПГАУ, 2021. – 229 с.
5. Воронова, Е. Ю. Совершенствование организации анализа затрат в условиях цифровой среды / Е. Ю. Воронова, А. А. Векшина // Экономика и управление. – 2023. – Т. 29, № 2. – С. 141-149.
6. Гаджиева, А.С. Бухгалтерский учет: учебник / А.С. Гаджиева. – Махачкала: ДГУНХ, 2020. – 581 с.
7. Ильин, А.И. Планирование на предприятии : учебник / А.И. Ильин. – Москва: Мисанта, 2021. – 668 с.
8. Керимов, В. Э. Методы управления затратами и качеством продукции: учебник / В. Э. Керимов. – Москва : Маркетинг, 2020. – 106 с.
9. Комплексный экономический анализ в управлении предприятием: учебное пособие / С.А. Бороненкова, М.В. Мельник. - М.: Форум, НИЦ ИНФРА-М, 2020. – 494 с.
10. Коноваленко, О. С. К вопросу о совершенствовании методики управленческого анализа затрат и себестоимости продукции / О. С. Коноваленко, Е. Б. Панина // Тенденции развития науки и образования. – 2023. – № 94-3. – С. 123-126.
11. Кувшинова, К.Д. Теоретические аспекты анализа безубыточности предприятия / К.Д. Кувшинова // Научно-практический электронный журнал «Аллея Науки». – 2021. – № 6 (22) – С. 202-207.
12. Кузьмин, А. М. Анализ "затраты-выгоды" - один из инструментов принятия решения / А. М. Кузьмин, Е. А. Высоковская // Методы менеджмента качества. – 2023. – № 2. – С. 38.
13. Лыжина, Н. В. Управление затратами предприятия: учебное пособие / Н. В. Лыжина, Р. М. Уханова; Минобрнауки России, Казан. нац. исслед. технол. ун-т. – Казань: Изд-во КНИТУ, 2020. – 152 с.
14. Любушин, Н.П. Экономический анализ: учебник / Н.П. Любушин. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 575 с.
15. Низовкина, Н.Г. Управление затратами предприятия (организации): учеб. пособие для академического бакалавриата. / Н.Г. Низовкина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2020. – 185 с.
16. Покорницкая, Е. В. Управление затратами как составляющая обеспечения конкурентоспособности организации / Е.В. Покорницкая // Международный научный журнал. – 2021. – № 9. – С. 110-114.
17. Пруцкова, Е. В. Моделирование алгоритма анализа затрат в бизнес-процессе организации / Е. В. Пруцкова, Ю. И. Каргин, Ю. А. Шукшина // Управленческий учет. – 2023. – № 10. – С. 91-96.
18. Саранцева, Е. Г. Развитие анализа в системе стратегического управления затратами / Е. Г. Саранцева // Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2023. – № 5-2. – С. 309-313.
19. Сунгатуллина, Л.Б. Бухгалтерский управленческий учет расходов на вознаграждения работников: монография / Л.Б. Сунгатуллина. - М.: Магистр, 2020. – 400 с.
20. Хахонова, Н.Н. Бухгалтерский учет и отчетность: учебник / Н.Н. Хахонова, И.В. Алексеева, А.В. Бахтеев и др. - М.: Риор, 2021. – 560 с.