Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Характеристика физических качеств
От уровня развития двигательных качеств зависят результаты выполнения таких естественных движений как: бег, прыжки, метание, плавание и др.
Физическое качество «Выносливость» определяют как важнейшее качество, которое проявляется и в профессиональной, и в спортивной, и даже в повседневной жизни людей регулярно и влияет на эффективное выполнение определенной деятельности за определенный интервал времени. Другими словами – это способность организма поддерживать надобную для обеспеченности профессиональной деятельности мощность нагрузки и способность противостоять состоянию утомления, которая возникает в ходе выполнения определенной работы [14,19].
Практически при любом виде физической деятельности нужна выносливость. Выносливость-это физическое качество, которое проявляется в спортивных результатах в некоторых видах физических упражнений (бег на средние или длинные дистанции и др.). Выносливость позволяет лучше выполнить некоторые тактические действия, так же выносливость помогает перенести неоднократные кратковременные большие нагрузки и обеспечивает быстрое восстановление после выполненной работы (прыжки, метания, спринтерский бег и др.) [5,12,20].
Изучение научной литературы позволяет выделить общую и специальную выносливость.
Под общей выносливость подразумевается способность длительно выполнять работу с оптимальностью функционирования основных органов и систем индивидуума. Данная работа обеспечивает выполнения упражнений. Упражнения при этом выполняются с умеренными нагрузками с аэробным режимом энергетического обеспечения деятельности мышц.
Под специальной выносливостью подразумевается способность к длительной работе, устанавливающая локализацию характера усталости от специфических двигательных действий, при этом учитывается вид и специальная направленность упражнений [8,10,14].
К средствам развития общей выносливости относятся упражнения, которые могут вызвать наиболее предельную продуктивность деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечную работу снабжает преимущественно аэробный источник; напряженность работы при этом – умеренная, большая, переменная; если рассматривать суммарную работу при выполнении, то она должна составлять от нескольких минут до десятков.
Для развития общей выносливости следующие применяются методы:
1. Равномерный метод заключается в продолжительном выполнении упражнений с умеренной нагрузкой. Сюда входят такие занятия как ходьба, бег, плавание, лыжный спорт, гребля. Используется на начальных этапах тренировок.
2. В основе переменного метода лежат цикличные тренировки с переходом нагрузок от умеренных до тяжелых. Это может быть бег, лыжный спорт, велосипедный спорт. Используется на соревновательном и подготовительном этапе.
3. Повторный метод – довольно «жесткий» метод, который используется только после подготовительных этапов. Он подразумевает итеративное прохождение дистанций с максимальной отдачей сил с перерывами на восстановление пульса. Сюда входят бег, ходьба на лыжах, имитационные упражнения.
4. Итеративный метод проходит в процессе соревнований между спортсменами. Применяется для развития соревновательной выносливости.
5. Круговая тренировка направлена на повторное выполнение упражнений. У этого метода есть разновидности: длительная тренировка, направленная на общую выносливость и повторная, развивающая специальную выносливость.
6. Важнейшим методом является игровой метод, поскольку в процессе игровых тренировок спортсмен повышает не только выносливость, но и ловкость, координацию и быстроту.
Используя тот или иной метод для воспитания выносливости, каждый раз определяют конкретные параметры нагрузки.
Далее рассмотрим, какие выделяются методы развития общей выносливости.
В целях развития выносливости широко применяются прыжковые упражнения со скакалкой на месте в темпе 100 – 110 подскоков (прыжков) в минуту до 1,5 – 2 минуту с дальнейшим увеличением продолжительности времени на 6 – 8 сек. через каждые два урока. Также применяется кроссовая подготовка и спортивные игры с элементами бега, прыжков, метания [12,13,16].
Под силой следует понимать способность энергично одолевать наружное сопротивление и оказывать противодействие проявлению внешних сил.
Снижение силы может привести к ослаблению мышц, что, в свою очередь, это приводит к деформации позвоночника, изменению форм тела и изменения положения грудной клетки. Все это послужит причинами в нарушении работы и внутренних органов и характеризует неприглядный внешний вид.
Воспитание силы будет способствовать формированию мышечного корсета, который нужен для профилактических мер при развитии разных заболеваний в позвоночнике. Развитие мышечной силы будет иметь огромное значение для развития других физических качеств. Для развития силовых способностей используются комплексы общеразвивающих и силовых упражнений с отягощениями. Также применяется комплекс упражнений на тренажерных устройства. Различные рельефы местности различной крутизны. Активно применяется атлетическая гимнастика. Эти упражнения выполняются всегда, но без большого напряжения и без нарушения глубокого дыхания. Силовые способности будут зависеть от состояния поперечника мышцы, соотношения мышечных волокон разных видов, числа включенных в работу двигательных единиц, учитывается синхронизация работы мышц-синергистов, своевременность выключения из деятельности мышц-антагонистов. Уровень проявления силы во многом зависит от техники движения, длины рычагов, вовлечения в работу крупных мышечных групп, интенсивности волевых усилий, мотивации.
Под гибкостью подразумевается способность человека исполнять работу с наибольшей амплитудой и проявить максимальную возможность подвижности суставов. Гибкость является важным физическим качество, которое характеризует - состояние опорно-двигательного аппарата человека. Данное физическое качество сильно зависит от функционирования суставов, растяжки связок и мышц, возрастного состояния человека, температуры окружающей среды, усталости и времени суток.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Анисимова, Н.В., Махрова, М.Л. Организация квеста "Большое путешествие по Абакану" как один из способов формирования экологической культуры у обучающихся / Н.В. Анисимова, М.Л. Махрова // В сборнике: Экология Южной Сибири и сопредельных территорий В 2 книгах. Ответственный редактор В.В. Анюшин. 2015. С. 45-46.
2. Ачкасов, Е.Е., Машковский, Е.Е., Левушкин С.П. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" : учеб. пособие. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 256 с.
3. Воротник, А. Н. Повышение физической подготовленности курсантов вузов МВД России средствами и методами развития выносливости / А. Н. Воротник, П. Н. Войнов, А. В. Апальков // Вестник Белгородского юридического института МВД России. – 2014. – № 1. – С. 27-31.
4. Емельянова, М.Н. Подвижные игры как средство формирования самооценки. [Текст] / М.Н. Емельянова. - Иркутск: ЕГУ, 2017.-120с.
5. Ермолаева, М.Г. Игры в образовательном процессе: Методическое пособие. [Текст] / М.Г. Ермолаева. - СПб.: СПб ГУПМ, 2013. - 64 с.
6. Ермоленко, Е.К. Возрастная морфология: учебник / Е.К. Ермоленко. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 464 с.
7. Железняк, Ю. Д. Спортивные и подвижные игры: Учебник для С 73 средних спец. учебных заведений физ. культ.– Изд.3 –е, перераб., доп./ Под ред. Ю. И. Портных - М.: Физкультура и спорт, 1984. – 344 с.
8. Жуков, М.Н. Подвижные игры: Учеб. Для студ. Пед. Вуз. – 2-е изд., стереотип. / М.Н. Жуков– М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 160с.
9. Корбукова, Н.А. Использование всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в образовательном процессе высшей школы и интерактивных технологий обучения в контроле качества дисциплины физическая культура // «Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития 2013», г. Одесса, выпуск 3,том 25, Куприенко С.В., 2013–100 с.
10. Кузьмина, Л.И. Методы физического воспитания // Теория и методика физического воспитания: пособие /А.Г. Фурманов, М.М. Круталевич, Л.И. Кузьмина; под общ.ред А.Г. Фурманова, М.М. Круталевича. – Минск: БГПУ, 2024.
11. Организация и проведение физкультурно-оздоровительной работы в режиме школьного дня: методическое пособие для организации физкультурно-оздоровительной работы в режиме школьного дня. /Автор-составитель. О.В. Ечевская – Тамбов, 2013. –123 с. .
12. Строев, С.Ю., Пономарева, М.С. Комплекс упражнений круговой тренировки для развития специальной выносливости боксеров /С.Ю., М.С. Пономарева //Актуальные проблемы подготовки спортсменов в олимпийских и национальных видах спорта на разных этапах многолетнего соврешенствования.-2015.-С.293.
13. Хайрутдинов Р. Р. Физическая культура. 1 класс: технологические карты уроков по учебнику Ф50 Ляха В. И. I полугодие /авт. – сост. Р. Р.Хайрутдинов. – Волгоград : Учитель, 2013. – 177с.
14. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений /Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Academa, 2018.- 480 с.
15. Чанчаева, Е.А. Современные тенденции развития детей младшего школьного возраста (обзор литературы) / Е.А. Чанчаева, Р.И. Айзман, С.С. Сидоров, Е.В. Попова, О.И. Симонова // Acta Biomedica Scientifica, 2019. – № 4 (1). – С. 59-65.
16. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастая психология). – М.: Гардарика, 2005. – 349 с.
17. Шпак, В.Г. Теория и методика физического воспитания краткий курс лекций /В.Г. Шпак, А.А. Синютич.-Витебск. Издательство УО «ВГУ им. Машерова» 2023 – 168 с.