Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы формирования нравственных качеств
1.1. Проблема нравственного воспитания учащихся в образовательном процессе
В современной системе образования воспитание является главной задачей. Воспитание - это организованный и целенаправленный процесс развития и формирования человека как личности. Воспитание как педагогический процесс - это организованное и управляемое воздействие учителя на ученика с целью развития социально необходимых и ценных человеческих качеств [9]. Поэтому нравственное воспитание - это сложный процесс формирования нравственного облика, позиции, эмоций и поведения человека. Аристотель понимал нравственность и нравственного человека как справедливого, мужественного, вдумчивого и вообще обладающего всеми добродетелями человеческой природы [2]; Ницше утверждал, что быть нравственным - значит подчиняться законам и обычаям, установленным в древности [3]; а Аристотель понимал нравственность как быть нравственным человеком [2].
В современном контексте под «нравственностью» обычно понимают личностные характеристики человека, включающие такие качества и черты, присущие всем видам поведения, как порядочность, доброта, добросердечие, дисциплинированность, пожизненное следование существующим моральным принципам и социально принятым нравственным нормам. Проблема нравственного воспитания является одной из основных проблем современного общества, охватывает все стороны жизни и деятельности человека и играет важную роль в развитии и формировании полноценной личности.
Наступление эпохи глобализации и модернизации, качественные изменения в информационной сфере и искажение общечеловеческих норм наложили свой отпечаток на формирование молодого поколения. Причиной всему этому является растущий эгоцентризм мышления и действий, доминирование культуры и форм массовых развлечений в нравственном воспитании подрастающего поколения. Проблемы нравственного воспитания, его целей, структуры и компонентов исследовали М.Э. Вольфсон, Л.Г. Григорович, Б.А. Исмаглова, И.С. Марьенко, В.А. Сухомлинский, Л.Н. Толстой и другие ученые. Как отмечает М.В. Гамезо, нравственное воспитание - это воспитание жизненных ценностей, которые ведут к устойчивому и гармоничному развитию человека.
По мнению В. А. Сухомлинского, нравственное воспитание - это системообразующая функция системы образования, касающаяся общего развития личности [5]. Его высказывание о нравственном воспитании детей звучит следующим образом если учить добру, то есть учить человека умело, разумно, настойчиво и строго, то результат будет хороший. Если учить злу, то результатом будет зло. Ни добру, ни злу не учат - но зло существует, потому что оно необходимо для становления человека» [2].
Вайндорф-Сиссоева М.Е. объясняет понятие нравственного воспитания как «один из решающих элементов воспитательного процесса, который предполагает формирование умений и навыков, обеспечивающих возможность действовать в соответствии с требованиями общества и нормами поведения» [4]. По мнению Л. Н. Савандеевой, Н. Я. Селезневой и Е. М. Ульяновой, «нравственное воспитание - это ряд непрерывных взаимодействий воспитателя с коллективом, направленных на достижение соответствующего уровня эффективности и качества воспитательной деятельности и нравственного воспитания личности ребенка» [7]. По мнению Б.Л. Вульфсона, задача нравственного воспитания - это «целенаправленное формирование человеческого сознания личности, группы, общества и даже всего человечества на основе индивидуальной системы ценностей» [6]. Анализ научных исследований приводит к выводу, что «нравственное воспитание - это формирование понятий, суждений, эмоций и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам общества и обеспечивающих гармоничное развитие человека». Процесс нравственного воспитания - это процесс усвоения определенных морально-этических норм, формирования личного сознания, развития нравственных чувств и выработки нравственных привычек и поведения. Его главное условие - двустороннее взаимодействие педагогов и учащихся.
Мораль рассматривается как сложная, многоуровневая система. Самостоятельное понимание границ между нравственностью и безнравственностью - это устойчивая система моральных убеждений, которая свидетельствует о нравственной зрелости человека. Бадмаева Б.Б. утверждает, что вопрос ценностных ориентаций особенно важен в подростковом возрасте. Подростковый возраст рассматривается как промежуточный период между юностью и тем, что общество считает взрослостью [1].
Нравственное воспитание - одна из самых серьезных проблем в современном образовании. В этом возрасте формируется сфера самосознания, приобретается мировоззрение, начинают складываться ценности, формируются относительно устойчивые модели поведения и резервы профессионального самоопределения. Психология и педагогика открыли ряд инструментов, способствующих нравственному воспитанию. К ним относятся музыкотерапия, игровая терапия, равновесная терапия, методы кинотренинга. Однако, по мнению Ю.Н. Дрешера, О.Л. Кабачек, А.И. Трофимовой, В.И. Санинского и других, значительные возможности в процессе нравственного воспитания открывает библиотерапия; В.Н. Мящев, Ю.Б. Некрасова, Н.А. Рубакин и др. исследовали понятие, цели и структуру «библиотерапии». Впервые понятие «библиотерапия» было введено в 1916 году американским исследователем С. Кротерсом, который обозначал «книготерапию». Крозерс имел в виду «нормализацию или оптимизацию психического состояния клиента путем применения к нему корректирующих или развивающих воздействий через чтение специально подобранной литературы».
Моздакова Ю. С. описывает библиотерапию как процесс помощи индивидуумам в достижении и поддержании оптимального уровня участия в социальных и культурных взаимодействиях, в позитивных изменениях образа жизни, в организации коммуникативной деятельности для интеграции в социальную и культурную среду Мы понимаем ее как процесс и ряд мероприятий, целью которых является Для нас важно определение Дрешера Ю. Н., который описывает библиотерапию описывает ее как «комплексную научную дисциплину, направленную на развитие у человека навыков и умений противостоять нештатным ситуациям, укреплять силу воли, повышать интеллект и образованность» [8].
Повышение нравственного уровня читателей - это непрерывный процесс, в котором участвуют семья, школа и общество. Отбор произведений художественной литературы для учащихся должен опираться на основные виды деятельности школьников всех возрастов и учитывать психолого-педагогические особенности читательских чувств. Важным критерием отбора литературных произведений для школьников является актуальность художественной проблематики произведений для современных детей и молодежи, а также значимость произведений для переживания школьниками своих личностных ценностей и актуальных для них проблем О.Л. Кабачек утверждает, что терапевтический эффект основан на восприятии человеком собственных проблем и травматических ситуаций в читаемых им произведениях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды: В 2-х т./ Б. Г. Ананьев — М.: Педагогика, 1980.
2. Андреева, Л. В. Эстетическое воспитание молодежи // Молодежь. Образование. Общество: материалы Международной НПК. — 2017. — URL https://posidpo.ru/andreeva-l-v-esteticheskoe-vospitanie/
3. Бабанский Ю. К. Педагогика / Ю. К. Бабанский // — М.: Просвещение, 1983
4. Бадмаева, Б. Б. Возрастные особенности современных школьников 10–12 лет / Б. Б. Бадмаева // Образование и наука. — 2012. — № 7. — С. 45–53.
5. Борисова Н. Ф. Сущность и содержание нравственного воспитания / Н. Ф. Борисова, Г. С. Айрумян, А. Н. Колесникова // Педагогическое мастерство: материалы V Международной научной конференции (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — Москва: Буки-Веди, 2014. — С. 3–5.
6. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избр. психол. тр. / Под ред. Д. И. Фельдштейна; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. — 3-е изд. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с. Воронцова О. М. Вестн. Ом. ун-та./О. М. Воронцова// 2014. № 1. С. 30–32.
7. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Педагогика: учебное пособие для среднего профессионального образования и прикладного бакалавриата / М. Е. Вайндорф-Сысоева, Л. П. Крившенко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2014. — 197 с.
8. Григорович Л. А. Проблема нравственного развития подростка. / Л. А. Григорович — Москва: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 240 с.
9. Дубинина, Т. И. Теоретические основы нравственного воспитания младших подростков посредством библиотерапии / Т. И. Дубинина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 399-402. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71723/ (дата обращения: 15.03.2024).
10. Исмагулова Б. А. Нравственное воспитание подростков в условиях современной школы: традиции и перспективы / Б. А. Исмагулова // Теория и практика образования в современном мире: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург: Заневская площадь, 2014. — С. 15–19.
11. Киреев М. Н. Нравственное воспитание как объект педагогической науки / М. Н. Киреев, Н. В. Киреева, Е. Н. Корнева // Наука. Искусство. Культура. — 2016. — № 2 (10). — С. 132–138.
12. Лукашева Е. А. Право, мораль, личность. М., 1986 Рувинский, Л. И. Нравственное воспитание личности / Л. И. Рувинский // М., Изд-во Моск. Ун-та, 1981- 184 с.
13. Подосичная, А. В. Формирование нравственных качеств учащихся в образовательном учреждении / А. В. Подосичная. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2959/
14. Сластенин, В. А. Методы воспитания / В. А. Сластенин // Педагогика; под ред. Ю. К. Бабанского. — М., 1988. — С. 105–125.
15. Харламов И. Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов// М.: Гардарики, 1999. -250 с. Чекина, Е. В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние: монография / Е. В. Чекина// — Гродно: ГрГУ, 2008. –119 с.
16. Савандеева Л. Н. Нравственное воспитание младших школьников как составляющая учебно-воспитательного процесса / Л. Н. Савандеева, Н. Ю. Селезнёва, Е. М. Ульянова // Молодой ученый. — 2017. — № 34. — С. 115–116.
17. Самойленко, Д. С. Выявление проблем в эстетическом воспитании молодежи / Д. С. Самойленко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 346-348.
18. Санинский В. И. Возможности библиотерапии в диагностической и коррекционной работе / В. И. Санинский // Педагогика: традиции и инновации: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, июнь 2014 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2014. — С. 87–92.
19. Трошин П. Л. Нравственное воспитание: понятие, сущность, задачи // Молодой ученый. — 2016. — № 8. — С.884–887.