Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность изучения танца джайв – от его зарождения в американском социокультурном ландшафте 1930-х годов до современных глобальных итераций – заключается в его многогранной природе: культурный феномен, техническая дисциплина и глобальная танцевальная форма. Это исследование проясняет не только историческую и техническую эволюцию джайва, но и его непреходящий культурный резонанс. Почему именно джайв, спросите вы? Ответ кроется в уникальном слиянии афроамериканских ритмов с европейскими танцевальными элементами; это слияние свидетельствует о значительном культурном обмене и адаптации. Эпоха после Второй мировой войны, отмеченная распространением средств массовой информации – фильмов, телевидения, – послужила каналом для глобального распространения и стилистической диверсификации джайва, тем самым увеличив его международную привлекательность.
Технический анализ джайва, характеризующегося энергичностью, ритмической подвижностью и экспрессивной спонтанностью, требует тщательного изучения. Такой анализ выявляет основополагающие техники и стилистические варианты джайва, подчеркивая его универсальную привлекательность как в социальной, так и в соревновательной сферах. Дихотомия между социальным и соревновательным джайвом раскрывает сложную архитектуру танца; эмпирическое исследование любительской и профессиональной практики позволяет понять нюансы исполнения, педагогические стратегии и суть профессионального мастерства.
Интерес к этому исследованию охватывает различные демографические группы: от историков танца, прослеживающих родословную джайва и его культурные последствия, до педагогов и практиков, препарирующих его технические и исполнительские тонкости. Более того, адаптивность и широкая привлекательность танца делают его предметом интереса для теоретиков культуры и социологов, изучающих динамику культурного обмена и глобализацию танцевальных форм.
Резюмируя, можно сказать, что изучение танца джайв с его богатыми историческими корнями и техническим размахом представляет собой убедительный рассказ о культурном взаимообмене, технической эволюции и глобальном распространении. Это исследование, благодаря аналитической строгости и фактической точности, предлагает ценные идеи о непреходящем значении и динамической адаптивности джайва, обращаясь к широкому спектру научных и практических интересов.
Объект исследования – танец джайв в его многогранном спектре от истоков до наших дней – включает в себя сложный набор культурных, исторических и технических аспектов.
Предмет исследования, более конкретно, углубляется в нюансы эволюции, практики исполнения и эстетических принципов, лежащих в основе джайва, предлагая тем самым детальное исследование его отличительных характеристик и трансформационного пути сквозь века.
Цель – раскрыть и изучить многогранные аспекты джайва, способствуя целостному пониманию траектории его развития, технических основ и культурного отпечатка.
Сформулированные задачи включают в себя: всесторонний исторический анализ генезиса и метаморфоз джайва, аналитический разбор его технических и перформативных парадигм, сравнительный анализ любительских и профессиональных выступлений, призванный прояснить сложное стечение факторов, сформировавших непреходящее наследие джайва и его современную актуальность. Данное исследование, посредством тщательного анализа и синтеза различных эмпирических и теоретических данных, стремится внести вклад в корпус танцевальных исследований, дополнив академический дискурс нюансами и эмпирическими выводами, освещающими сложную структуру танца джайв.
В основе исследования лежит научная новизна, возникающая из беспрецедентного синтеза исторического развития танца джайв с детальным анализом его исполнительских парадигм; результат открывает неизведанную территорию в танцевальных исследованиях, которые не только тщательно прослеживают эволюционные траектории танца джайв от его зарождения до современных воплощений, но и препарируют нюансы динамики в любительских и профессиональных выступлениях.
Глава 1. Эволюция и техника танца Джайв
1.1. Генезис джайва: от ритмов свинга до эстрадных сцен
Формируясь из яркого наследия американской культуры 1930-х годов, генезис джайва, связанного с ритмами свинга и позже проникшего на поп-сцены, воплощает богатую смесь музыкальных, культурных и социально-исторических течений; эта эволюция, отмеченная как преемственностью, так и трансформацией, уходит корнями в афроамериканские сообщества, где синергетическое сочетание джазовой музыки и энергичных танцевальных форм заложило основополагающий этос джайва. По мнению Б. Финка и других, адаптивные функции и эволюционные основы танца позволяют предположить, что джайв, как и другие танцевальные формы, развивался как динамичный способ социального выражения и коммуникации [Fink, 2021]. Н.А. Дмитриева в своем исследовании подробно останавливается на исторических тонкостях, утверждая, что генезис этой формы искусства был не просто художественным бунтом, а отражением социально-политического зийтгейста эпохи [Дмитриева, 2000]. Переход от свинга к джайву критически рассматривают Дж. Рихтер и Р. Остовар, которые формулируют неразрывную связь между эволюцией танца и музыки, подчеркивая ключевую роль «свинга» в метаморфозах джайва [Richter, 2016]. Такой трансформационный процесс, как отмечает Н. Базарова, не был линейным, а прерывался инновациями в танцевальной технике и ассимиляцией различных культурных элементов, расширяя тем самым стилистический и выразительный репертуар джайва [Bazarova, 2008]. Глобальное распространение и стилистическая диверсификация джайва получили дальнейшее развитие в контексте исследований танцевальной коммуникации Р. Прайса и К. Грютера, которые предположили, что эволюция джайва отражает более широкие паттерны культурного обмена и адаптации [Price, 2015].
В своем исследовании танцевально-двигательной терапии Л. Хемант подчеркивает терапевтические аспекты джайва, утверждая, что его эволюция охватывает не только стилистические, но и функциональные диверсификации, способствуя его применимости в современных терапевтических контекстах [Hemanth, 2020]. Нейрокогнитивные аспекты джайва, изученные Ф. Карпати и др., раскрывают сложное взаимодействие между двигательной координацией, восприятием ритма и экспрессивной коммуникацией, проливая свет на когнитивные основы его техники и исполнения [Karpati, 2015]. Благодаря критическому синтезу исторического анализа, культурологии и когнитивной науки изучение генезиса и эволюции джайва вносит нюансы в канон танцевальных исследований, подчеркивая сложную взаимозависимость между танцевальными формами и их социокультурными, историческими и когнитивными контекстами.
В послевоенную эпоху трансформация джайва, усиленная всепроникающим влиянием кино и телевидения, ознаменовала значительную эпоху в эволюционной саге танца; в этот период джайв превратился из свинговых корней в мейнстримовый культурный феномен, проникший на мировые поп-сцены. Работа Г. Эрхарта и др. описывает терапевтический потенциал танца в этот период, указывая на расширение сферы применения джайва за пределы простого развлечения и включение аспектов здоровья и благополучия, что отражает растущий интерес эпохи к холистическим медицинским практикам [Earhart, 2009]. В то же время исследования С. Джайна и Д. Брауна, посвященные культурным танцам, подчеркивают роль джайва в укреплении социальной сплоченности и физической активности, предполагая, что его популяризация через кино и телевидение повысила его социальную полезность и доступность [Jain, 2001]. Кинематографическое изображение джайва, пронизанное его динамичной энергией и визуальной привлекательностью, в значительной степени способствовало его стилистической эволюции и глобальному распространению. Исследование Л. Хонга, посвященное спортивным танцам в колледжах, включая джайв, показывает образовательное воздействие этих медиарепрезентаций, которые не только демократизировали танец, но и интегрировали его в систему формального образования, расширив тем самым его педагогическую сферу [Hong, 2011]. В своей работе Ю. Шалем-Зафари выделяет исторический континуум танцевально-двигательной терапии, в рамках которого послевоенная трансформация джайва сыграла ключевую роль, повлияв на терапевтические практики и включение танца в психотерапевтические модальности [Shalem-Zafari, 2016].
Трансформация джайва в эпоху кино и телевидения не только изменила его эстетические и стилистические параметры, но и расширила его функциональные и терапевтические аспекты, вписав танцевальную форму в более широкие социокультурные и медицинские дискурсы. Динамизм джайва, подчеркнутый его кинематографическими репрезентациями, воплотил в себе послевоенное настроение, предвещая новую эру, в которой танец вышел за традиционные границы, объединив развлечения, образование и терапию в целостный культурный нарратив.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Базарова, Н. Азбука классического танца / Н. Базарова. – М.: СПб: Лань; Издан Алекс Мур. Пересмотренная техника европейских танцевие 4-е, испр., 2008. – 240 с Торстен Кюль. Энциклопедия танцев от А до Я М: Мой мир, 2008 г, 128с. Иванникова, О.В. Латиноамериканские танцы: Румба и ча-ча-ча / О.В. Иванникова. -М.: АСТ, Сталкер, 2005. – 586 с.
2. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. – М., 2000.
3. Beck, S., Redding, E., & Wyon, M., 2015. Methodological considerations for documenting the energy demand of dance activity: a review. Frontiers in Psychology, 6. https://doi.org/10.3389/fpsyg.2015.00568.
4. Candela, M., Conte, R., Pastena, N., D'Anna, C., & Paloma, F., 2013. The Role of Dancing in the Educational Process. Procedia – Social and Behavioral Sciences, 106, pp. 3069-3074. https://doi.org/10.1016/J.SBSPRO.2013.12.354.
5. Cross, E., Acquah, D., & Ramsey, R., 2014. A review and critical analysis of how cognitive neuroscientific investigations using dance can contribute to sport psychology. International Review of Sport and Exercise Psychology, 7, pp. 42 – 71. https://doi.org/10.1080/1750984X.2013.862564.
6. Deighan, M., 2005. Flexibility in Dance. Journal of Dance Medicine Science, 9, pp. 13 – 17. https://doi.org/10.1177/1089313X0500900103.
7. Earhart, G., 2009. Dance as therapy for individuals with Parkinson disease.. European journal of physical and rehabilitation medicine, 45 2, pp. 231-8 .
8. Fink, B., Bläsing, B., Ravignani, A., & Shackelford, T., 2021. Evolution and functions of human dance. Evolution and Human Behavior. https://doi.org/10.1016/J.EVOLHUMBEHAV.2021.01.003.
9. Fountzoulas, G., Koutsouba, M., & Nikolaki, E., 2018. Critical Literacy and the Multiliteracies of Dance: A First Approach. Journal of Educational and Social Research, 8, pp. 69 – 78. https://doi.org/10.2478/jesr-2018-0032.
10. Hemanth, L., 2020. Dance Movement Therapy: Is There Scope in Modern Medicine?. . https://doi.org/10.9734/ARJASS/2020/V11I330174.
11. Hong, L., 2011. The Explanation of College Sport Dance by Using Line Dance. Bulletin of Sport Science & Technology.
12. Jain, S., & Brown, D., 2001. Cultural Dance: An Opportunity to Encourage Physical Activity and Health in Communities. American Journal of Health Education, 32, pp. 216 – 222. https://doi.org/10.1080/19325037.2001.10603469.
13. Joshi, M., & Chakrabarty, S., 2019. An extensive review of computational dance automation techniques and applications. Proceedings of the Royal Society A, 477. https://doi.org/10.1098/rspa.2021.0071.
14. Karpati, F., Giacosa, C., Foster, N., Penhune, V., & Hyde, K., 2015. Dance and the brain: a review. Annals of the New York Academy of Sciences, 1337. https://doi.org/10.1111/nyas.12632.
15. Karpati, F., Giacosa, C., Foster, N., Penhune, V., & Hyde, K., 2015. Dance and the brain: a review. Annals of the New York Academy of Sciences, 1337. https://doi.org/10.1111/nyas.12632.
16. Laidlaw, B., 2021. The ecological imperative and function of dance: A literature review. Journal of Dance & Somatic Practices. https://doi.org/10.1386/jdsp_00039_1.
17. McNeely, M., Duncan, R., & Earhart, G., 2015. Impacts of dance on non-motor symptoms, participation, and quality of life in Parkinson disease and healthy older adults.. Maturitas, 82 4, pp. 336-41 . https://doi.org/10.1016/j.maturitas.2015.08.002.
18. Price, R., & Grüter, C., 2015. Why, when and where did honey bee dance communication evolve?. Frontiers in Ecology and Evolution, 3. https://doi.org/10.3389/fevo.2015.00125.
19. Richter, J., & Ostovar, R., 2016. “It Don’t Mean a Thing if It Ain’t Got that Swing”– an Alternative Concept for Understanding the Evolution of Dance and Music in Human Beings. Frontiers in Human Neuroscience, 10. https://doi.org/10.3389/fnhum.2016.00485.
20. Shalem-Zafari, Y., 2016. Dance Movement Therapy, Past and Present: How History Can Inform Current Supervision. , pp. 663-672. https://doi.org/10.15405/epsbs.2016.12.81.
21. Thomas, H., 2004. Physical Culture, Bodily Practices and Dance in Late Nineteenth-century and Early Twentieth-century America. Dance Research, 22, pp. 185-204. https://doi.org/10.3366/DRS.2004.22.2.185.
22. Vastola, R., Coppola, S., & Sibilio, M., 2016. Motion Analysis Technologies for Biomechanical Gait and Postural Analysis in Ballet. Journal of Sports Sciences, 4, pp. 241-246. https://doi.org/10.17265/2332-7839/2016.04.008.