Фрагмент для ознакомления
2
Хадис «Кто не проявляет милосердия к нашим младшим и не признает прав наших старших, тот не один из нас» (Абу Давуд) воплощает в себе исламские принципы солидарности и уважения поколений, выступая за такую структуру общества, где молодых воспитывают, а старших почитают и заботятся о них. Данные повествования, наряду с бесчисленными другими, создают богатый комплекс морально-этических наставлений, которые оказывают глубокое влияние на социальное и семейное поведение верующих. Благодаря практическому применению хадисов мусульмане стремятся культивировать жизнь, наполненную добротой, справедливостью и взаимным уважением, тем самым воплощая этические идеалы ислама в своих повседневных взаимоотношениях и общинной жизни.
2.3. Современные аспекты исламской этики
В современную эпоху, характеризующуюся неумолимым движением глобализации и беспрецедентными темпами технологического прогресса, исламская этика сталкивается как с новыми вызовами, так и с новыми возможностями, требующими тонкого пересмотра и адаптации традиционных этических заповедей к требованиям современного мира. Глобальная взаимосвязь, порожденная глобализацией, способствуя культурному обмену и экономической интеграции, также ставит перед верующими мусульманами сложные этические дилеммы, бросая вызов сохранению исламской идентичности на фоне меланжа глобальных влияний и гомогенизирующего давления глобальной культуры.
Технологический прогресс, особенно в области биомедицины, информационных технологий и искусственного интеллекта, представляет собой еще один рубеж для исламских этических исследований, поднимая глубокие вопросы, касающиеся святости жизни, неприкосновенности частной жизни и этичного использования технологий. Например, появление технологий генной инженерии и клонирования вызвало интенсивные дебаты в исламской юриспруденции относительно допустимости и этических последствий этих технологий, заставляя ученых заниматься иджтихадом, чтобы определить соответствующую исламскую позицию в свете принципов «адл» (справедливости) и «ихсан» (благожелательности). Цифровая революция, олицетворяемая повсеместным распространением интернета и социальных медиаплатформ, также породила значительные этические соображения, особенно в отношении распространения информации, цифровой конфиденциальности и поддержания социального этикета в сети. Концепция «гыйбат» (злословие) и «бухтан» (клевета), осуждаемая в исламской этике, обретает новую актуальность в контексте онлайн-взаимодействия, заставляя вновь подчеркнуть важность этичного высказывания и поведения в виртуальной сфере.
Экологический кризис, усугубляемый технологической эксплуатацией и безудержным потреблением, характерным для современных индустриальных обществ, требует возрождения исламской экологической этики. Коранические предписания действовать в качестве распорядителей («халифа») Земли и поддерживать баланс («мизан») творения подчеркивают актуальность исламского учения для продвижения устойчивых экологических практик и решения этических императивов, связанных с изменением климата и сохранением биоразнообразия. Современный дискурс об исламской этике характеризуется динамичным взаимодействием с многогранными вызовами, порожденными глобализацией и технологическими инновациями, что требует разумного применения исламских этических принципов в решении моральных проблем современной эпохи. Через процесс непрерывного размышления, диалога и контекстуальной интерпретации исламская этика стремится дать убедительное и актуальное руководство, обеспечивающее гармоничную интеграцию веры и этического поведения в быстро меняющемся ландшафте современного мира.
Совместное использование традиционных исламских этических принципов и многообразных вызовов современной эпохи вызывает оживленную дискуссию; в ее основе лежит вопрос об адаптивности и актуальности вековых моральных заповедей перед лицом сложных дилемм современности. Центральное место в этих дебатах занимает концепция «иджтихада» – строгих интеллектуальных усилий по выведению правовых постановлений из исламских источников, – которая олицетворяет динамичную природу исламской юриспруденции, позволяя вере противостоять новым этическим проблемам с проницательностью и верностью основополагающим принципам. Рассмотрим, например, этические соображения, связанные с такими достижениями биомедицины, как редактирование генов и трансплантация органов; эти технологии, предлагая беспрецедентный потенциал для искоренения болезней и восстановления здоровья, также поднимают глубокие вопросы о святости жизни («хурма»), человеческом достоинстве («карама») и пределах вмешательства человека в божественное творение. Традиционная исламская этика с ее акцентом на сохранении жизни и достоинства дает надежную основу для решения этих вопросов, выступая за осторожный подход, который уравновешивает потенциальную пользу с этическими соображениями и потенциальным вредом.
Цифровая сфера, характеризующаяся виртуальным взаимодействием и распространением данных, представляет собой еще одну сферу для этического анализа; вопросы конфиденциальности, интеллектуальной собственности и поведения в сети находят отклик в исламских этических учениях о честности («сидк»), благонадежности («амана») и уважении к другим («адаб»). Принципы исламской этики, хотя и зародились в доцифровую эпоху, содержат актуальные рекомендации по этим вопросам, подчеркивая важность этической честности и ответственности во всех сферах жизни, включая цифровую. Экологический кризис, усугубляемый изменением климата, загрязнением окружающей среды и утратой биоразнообразия, требует возрождения исламской экологической этики, которая утверждает бережное отношение к земле («халифа») и баланс («мизан») во всем творении. Эта этическая перспектива, глубоко укоренившаяся в исламской традиции, совпадает с современными экологическими движениями, выступающими за устойчивые практики, которые уважают внутреннюю ценность и взаимосвязанность всех форм жизни.
Совместимость традиционных исламских этических принципов с современными вызовами – это не вопрос устаревания, а вопрос контекстуализации и применения; вечные ценности справедливости («адль»), сострадания («рахма») и равенства («ихсан») остаются сегодня столь же актуальными, как и в прошлом. Благодаря процессу постоянного осмысления, переосмысления и применения исламская этика предлагает моральный компас, который помогает верующим ориентироваться в сложностях современной жизни, гарантируя, что этические императивы веры остаются яркими и актуальными в решении моральных проблем современного мира.
Выводы к главе 2
Подводя итог, в главе 2 описывается многогранный ландшафт исламской этики, закрепленный в основополагающих текстах Священного Корана и хадисов, а также изучается взаимодействие между этими вечными доктринами и сложными вызовами современной эпохи. Исследование раскрывает присущий исламской этической мысли динамизм, способный ориентироваться в сложностях современности – от технологических инноваций, ставящих глубокие биоэтические вопросы, до всепроникающих экологических кризисов, требующих активизации этической позиции в отношении управления Землей. Принципы «адль» (справедливость), «ихсан» (благожелательность) и «рахма» (сострадание) предстают не как статичные предписания, а как динамичные силы, которые, будучи контекстуализированы в рамках современных этических дилемм, предлагают убедительные ответы, которые резонируют с требованиями современности, оставаясь прочно укорененными в богатой основе исламской традиции.
Данный дискурс подчеркивает незаменимую роль «иджтихада» – интеллектуальных усилий в интерпретации исламского права и этики – в развитии адаптивной и отзывчивой этической структуры, способной решать новые моральные проблемы, возникающие в XXI веке. Процесс этических рассуждений и контекстуальной интерпретации подчеркивает интеллектуальную жизнеспособность исламской науки, которая постоянно стремится примирить неизменное основание исламской этики с изменчивостью человеческого состояния.
Взаимодействие исламской этики с современными проблемами подчеркивает приверженность традиции принципам, которые выходят за временные и пространственные границы, выступая за целостный подход к этике, который охватывает индивидуальную мораль, социальную справедливость и глобальное управление. Благодаря данному подходу исламская этика предстает как всеобъемлющая моральная система, которая не только направляет личное поведение, но и служит основой для коллективных действий, направленных на достижение справедливого, сострадательного и устойчивого мира.
Т.о., глава 2 подтверждает устойчивость, актуальность и адаптивность исламской этической мысли перед лицом современных вызовов. В ней
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Апресян Р. Г. Мораль и рациональность. М., 1995. С. 110-112.
2. Гусейнов А. А. Мораль и рациональность. М., 1995. С. 48.
3. Коран. Пер. И. Ю. Крачковского. М., 1990. 511 с.
4. Максуд Р. Ислам. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2003. С. 156-242.
5. Мишаткина Т. В. Этика. М., 2005. С. 62-73.
6. Новейший философский словарь. М., 2001. С. 647.
7. Основы религиоведения. Под ред. И. Н. Яблокова. М., 1998. С. 81.
8. Панова В. Ф., Вахтин Ю. Б. Жизнь Мухаммеда. М.: Политиздат, 1991. 495 с.
9. Современный философский: словарь и хрестоматия. Ростов-н/Д., 1996. С. 92.
10. Шейх Юсуф Кардави. Дозволенное и запретное в исламе. М., 2004. С. 10-45.
11. Addaiyan Journal of Arts, Humanities and Social Sciences. https://doi.org/10.36099/ajahss.3.9.7.
12. Aldulaimi, S., 2016. Fundamental Islamic perspective of work ethics. Journal of Islamic Accounting and Business Research, 7, pp. 59-76. https://doi.org/10.1108/JIABR-02-2014-0006.
13. Ali, A., & Al-Owaihan, A., 2008. Islamic work ethic: a critical review. Cross Cultural Management: An International Journal, 15, pp. 5-19. https://doi.org/10.1108/13527600810848791.
14. Gilani, H., 2015. Exploring the ethical aspects of Islamic banking. International Journal of Islamic and Middle Eastern Finance and Management, 8, pp. 85-98. https://doi.org/10.1108/IMEFM-09-2012-0087.
15. Hadi, M., Cahyo, E., & Budi, I., 2021. Marketing Ethics At Islamic Banks: Principles And Practices. Journal of Islamic Economic Laws. https://doi.org/10.23917/JISEL.V4I2.14716.
16. Husni, H., & Herlina, N., 2022. The Nature of Islamic Ethics and Its Implications for Education. TAJDID. https://doi.org/10.36667/tajdid.v29i1.1008.
17. Idrisi, F., 2022. Christian Ethics: A Review from The Perspective of Al-Faruqi. Journal of Fatwa Management and Research. https://doi.org/10.33102/jfatwa.vol27no2.433.
18. Ismaeel, M., & Blaim, K., 2012. Toward applied Islamic business ethics: responsible halal business. Journal of Management Development, 31, pp. 1090-1100. https://doi.org/10.1108/02621711211281889.
19. Lafmejani, A., Lafmejani, H., & Khosropanah, A., 2022. Ethics in Freud’s Theory and Its Comparison With Ethics From the Perspective of Islam. Health, Spirituality and Medical Ethics. https://doi.org/10.32598/hsmej.9.1.2.
20. Malik, S., 2023. Challenges and Opportunities in Teaching Interdisciplinary Courses on Islam and Evolution: A Theology-Centric Perspective. Religions. https://doi.org/10.3390/rel14010095.
21. Mathkur, N., 2019. Business Ethics in Islamic Finance. Archives of Business Research. https://doi.org/10.14738/abr.72.6179.
22. Moosapour, H., Mashayekhi, J., Zahedi, F., Soltani, A., & Larijani, B., 2018. General approaches to ethical reasoning in Islamic biomedical ethics discourse. Journal of Medical Ethics and History of Medicine, 11.
23. Rafiki, A., & Wahab, K., 2014. Islamic Values and Principles in the Organization: A Review of Literature. Asian Social Science, 10, pp. 1. https://doi.org/10.5539/ASS.V10N9P1.
24. Rizk, R., 2014. Islamic environmental ethics. Journal of Islamic Accounting and Business Research, 5, pp. 194-204. https://doi.org/10.1108/JIABR-09-2012-0060.
25. Saifuddin, A., 2020. Ethical Code of Islamic Psychotherapy in Indonesia. https://doi.org/10.22146/buletinpsikologi.47661.
26. Shahriyari, M., Zadeh, A., Mohammadi, I., & Bahrami, M., 2014. Definition on Nursing Ethics Value from Quran and Islamic Literatures. Bioethics, 4, pp. 39-65. https://doi.org/10.22037/BJ.V4I14.14150.
27. Sirait, S., 2021. Islamic Ethics as The Foundation of Religious Brotherhood (Study of Isma’il Raji Al Faruki.
28. Wahyuni-TD, I., Fernando, Y., & Hasnita, E., 2018. ROLE OF ISLAMIC ETHICS TOWARDS ETHICAL ACCOUNTING PRACTICE. Journal of Governance and Integrity. https://doi.org/10.15282/jgi.2.1.2018.5535.