Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (ИННОВАЦИЙ) В РЕСТОРАННОМ БИЗНЕСЕ
1.1 СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
Изначально слово "инновация" происходит от латинского "inovatis" (in - в, vatis - новый), что означает введение чего-то нового, модернизацию, реформу; внедрение средств в новые технологии, формы организации и управления, охватывающие не только отдельные предприятия, но и их совокупность, отрасль, регион и национальное хозяйство. Со временем понятие "инновация" эволюционировало и дополнялось, отражая новые аспекты активизации производства в обществе.
Путь этого термина от "новой научно-организационной комбинации производственных факторов, мотивированной предпринимательским духом" по Й.А. Шумпетеру в 1911 году и "технической инновации" по Н.Д. Кондратьеву в 1989 году привел к концепциям "инновационной системы", "инновационной конкуренции" и "инновационных моделей развития национального хозяйства страны".
Понятие "инновация" охватывает не только технический аспект, но и экономический и социальный, особенно в сферах, таких как туризм. Исходя из этого, цель данного исследования - выявить особенности сущности "инновации" в туризме и использовать их в практике предприятий этой сферы.
Исследование нацелено на определение возможностей использования особенностей "инновации" в туризме для активизации деятельности предприятий и достижения ожидаемой прибыли. Объектом исследования являются инновационные процессы в общественном производстве. Сущность понятия "инновация" в туризме и их применение составляют предмет исследования. [16, 165]
Анализ современных подходов к пониманию "инновации" показывает значительное разнообразие в работах отечественных и зарубежных ученых. Научная литература содержит множество материалов, где "инновация" рассматривается как экономическая, социальная и научно-техническая категория, проявляющаяся в различных подходах, формах, видах и категориях.
Например, Н.И. Иванова основываясь на обобщении, выделяет пять подходов к сущности "инновации":
1. Объектный подход, где "инновация" представляет собой результат научно-технического прогресса: новые техники, технологии.
2. Процессный подход, который охватывает разработку и внедрение новых потребительских ценностей - товаров, техники, технологий, организационных форм и т.д.
3. Объектно-утилитарный подход, где "инновация" является объектом (новая потребительская стоимость) и удовлетворяет общественные потребности с большим "полезным эффектом".
4. Процессно-утилитарный подход, предусматривающий инновацию как комплексный процесс создания и использования новых практических средств.
5. Процессно-финансовый подход, где "инновация" связана с инвестициями в новации и разработку новых технологий. [5, 78]
Другие исследователи, например, С. А. Севастьянова, а также авторы работ, классифицируют инновации по различным признакам, отражающим разные аспекты их определения. [19 ,41]
Тем не менее, анализ показывает, что в существующих терминах не учитываются специфические черты инноваций в туризме, отличающие его предприятия от традиционных хозяйствующих субъектов.
Названные аспекты в определении сущности понятия "инновация" в туризме оказываются недостаточными. Результаты исследования показывают, что анализ этого понятия и его применение требуют учета основных аспектов:
1. Глобальный аспект включает результаты мировых достижений в туризме, обеспечивая синергетический эффект участвующих стран и предприятий.
2. Экономический аспект определяет место инноваций в национальном и мировом экономическом процессе туризма.
3. Организационный аспект определяет уровень взаимодействия технологий и ресурсов на туристических предприятиях.
4. Правовой аспект касается вопросов юридического регулирования использования инноваций в туризме.
5. Социальный аспект определяет роль инноваций в развитии общества через туризм.
6. Экологический аспект создает условия для сохранения природной среды в туристических регионах.
7. Аспект трудовой занятости обеспечивает рост рабочих мест в туризме и связанных отраслях.
8. Качественный аспект направлен на улучшение качества туристических товаров и услуг.
9. Информационный аспект обеспечивает доступ к сведениям о рынке туристических услуг и современных достижениях в этой области. [6, 71]
Каждый из этих аспектов формирует понятие "инновация" в контексте туризма:
1. Инновация как часть международной интеграции общественного производства способствует развитию транснациональной экономики в туризме.
2. Инновация в экономическом контексте стимулирует прибыль в туристическом бизнесе.
3. Организационная инновация оптимизирует работу туристических предприятий.
4. Правовая инновация обеспечивает законное использование новых технологий в туризме. [13, 102]
5. Социальная инновация способствует развитию общества через туризм.
6. Экологическая инновация заботится о сохранении природной среды в туристических местах. [2, 45]
7. Трудовая инновация создает новые рабочие места в сфере туризма.
8. Инновации в качестве улучшения товаров и услуг повышают уровень удовлетворения туристов.
9. Информационные инновации улучшают доступ к информации о туристическом рынке и технологических новинках. [5, 88]
Исследование подчеркивает важность учета этих аспектов при разработке и применении инноваций в сфере туризма для более эффективного развития этой отрасли и общества в целом.
1.2 ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
Особенности развития ресторанного бизнеса являются важным аспектом в сфере гостеприимства и предпринимательства. Этот вид бизнеса обладает своими уникальными особенностями, которые необходимо учитывать при создании, управлении и развитии ресторанного предприятия
Каждый успешный ресторан имеет свою уникальную концепцию и тематику, которые привлекают целевую аудиторию. Это может быть связано с типом кухни (итальянская, японская, французская и т.д.), стилем сервиса (высокий уровень обслуживания или фаст-фуд), атмосферой (романтическая обстановка, семейное место или клубная атмосфера) и другими факторами. Основная идея должна быть привлекательной и понятной для целевой аудитории.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в XXI веке : (пер. с англ.) / Питер Ф. Друкер. - М.: Издательский дом «Вильямс», 2023.
2. Енджейчик Ирена. Современный туристский бизнес. Экостратегия в управлении фирмой : (пер. с польск.) / Ирена Енджейчик. - М.: Финансы и статистика, 2023.
3. Зенкин И.В. Право Всемирной торговой организации : учеб. пособие / И. В. Зенкин. - М.: Международные отношения, 2021.
4. Зюкина С.Л. Организация службы питания и банкетинга предприятий гостеприимства : учеб. пособие / С.Л. Зюкина. – Санкт-Петербург : Изд-во СПбГЭУ, 2020. – 133 с.
5. Иванова Н.И. Национальные инновационные системы / Н. И. Иванова. - М.: Наука, 2012.
6. Инновационный менеджмент / (С Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, С. Ю. Ягудин и др.); под ред. проф. С. Д. Ильенковой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
7. Иринина О.И. Организация служб питания и размещения в гастро- и агротуризме: региональные особенности / О.И. Иринина, М.С. Земскова. // Сервис plus. – 2018 – № 3. – С. 34-43. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-sluzhb-pitaniya-i-razmescheniya-v-gastro-i-agroturizme-regionalnye-osobennosti (дата обращения: 14.03.2024)
8. Киселева Л.В. Концептуальные основы функционирования ресторана при гостинице // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. – 2020. – № 1. – С. 123-131. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-funktsionirovaniya-restorana-pri-gostinitse (дата обращения: 14.03.2024)
9. Клейн Е.Д. Менеджмент предприятий питания гостиничного комплекса : учеб. пособие / Е.Д. Клейн, В.В. Шабалин. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2019. – 117 с.
10. Котлер Филипп. Новые маркетинговые технологии. Методики создания гениальных идей : (пер. с англ.) / Филипп Котлер, Фернандо де Без Триас.; под ред. Т. Р.Тэор. - СПб.: Издательский Дом «Нева», 2014
11. Логунова Н.Ю. К вопросу проектирования бизнес-процесса оказания услуг питания в гостиничном бизнесе / Н.Ю. Логунова, А.И. Денисова // Прикладные экономические исследования. – 2022. – № 1. – С. 59-65. – Электронная копия доступна на сайте Науч. электрон. б-ки «КиберЛенинка». URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-proektirovaniya-biznes-protsessa-okazaniya-uslug-pitaniya-v-gostinichnom-biznese (дата обращения: 14.03.2024)
12. Малахова Н.Н., Ушаков Д.С. Инновации в туризме и сервисе. - М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2018.-224с. («Туризм и сервис»);
13. Международный туризм : Правовые акты / сост. Н. И. Волошин. - М.: Финансы и статистика, 2012.
14. Менеджмент туризма: основы менеждмента. Изд.: М. «Финансы и статистика», 2013г.
15. Морозов Ю. П. Инновационный менеджмент / Ю. П. Морозов, А. И. Гаврилов, А. Г. Городнов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015.
16. Новиков В.С. Инновации в туризме: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ В.С. Новиков. - М.: Издательский центр «Академия», 2017. - 208 с.;
17. Оробейко Е.С. Организация обслуживания: рестораны и бары : учеб. пособие / Е.С. Оробейко, Н.Г. Шередер. – Москва : АЛЬФА-М : ИНФРА-М, 2021. – 319 с.
18. Ресурсы инноваций : организационный, финансовый, административный / под ред. проф. И. П. Николаевой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.
19. Севастьянова С.А. Региональное планирование развития туризма и гостиничного хозяйства: учебное пособие / С.А. Севастьянова. - М.: КНОРУС, 2017.- 256 с.
20. Сенин В. С. Организация международного туризма / В. С. Сенин. - М.: Финансы и статистика, 2015.
21. Сорокина А.В. Организация обслуживания в гостиницах и туристских комплексах : учеб. пособие / А.В. Сорокина. – Москва : АЛЬФА-М : ИНФРА-М, 2011. – 303 с.
22. Технология продаж продукции предприятий питания гостиничного комплекса : учеб. пособие / Е.В. Чернова, В.В. Шабалин, О.С. Губченко, В. В. Широкожухов. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2020. – 79 с.
23. Управление материальными ресурсами предприятий питания гостиничного комплекса : учеб. пособие / Е.В. Чернова, Р.Д. Цай, В.В. Шабалин. – Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. гос. экон. ун-та, 2021. – 97 с.
24. Яброва О.А. Управление ресурсным обеспечением предприятия общественного питания в ресторанно-гостиничном комплексе. – Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та экономики и финансов, 2014. – 147 с.
25. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент/ Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2019.
26. Янковский К. П. Введение в инновационное предпринимательство / К. П.Янковский. - СПб.: Питер, 2018.