Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЕЧЕВЫХ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР
1.1 Психофизиологическая структура письма и речевые предпосылки его формирование
Под письменной речью подразумевают одну из форм существования языка, которая противопоставляется устной речи. Письменная речь является вторичной. Это форма более позднего времени возникновения. Различные формы языковой деятельности человека функционируют по-разному. Различные формы могут иметь различный уровень развития. Письменная речь совершает переворот в методах накопления, передачи и обработки информации, существенно меняет мышление и деятельность человека [7].
Письменная речь, в первую очередь, влияет на способность человека к абстрактному мышлению. Понятие письменная речь включает такие составляющие, как чтение и письмо. Письмо является знаковой системой, при помощи которой происходит фиксация речи. В процессе письма человек при помощи графических символов и знаков передаёт определенную информацию на расстояние, а также имеет возможность закреплять её во времени.
Для любой системы письма характерен свой постоянный набор знаков, которые используют все представители той или иной культуры, и за счёт чего достигается понимание между людьми. В качестве психофизиологической основы письма выступает совместная работа акустического, кинестетического, кинетического, проприоцептивного, оптического и пространственного анализаторов [17].
Для того, чтобы у человека была развита письменная речь, необходимо, чтобы у него своевременно и в полной мере сформировался навыка письма. Это требует сформированности ряда предпосылок. В первую очередь, у человека должна быть сформирована устная речь, должны быть сохранными все компоненты психической деятельности. Важная роль в обеспечении письменной речи отводится зрительному и зрительно-пространственному восприятию, а также формированию определенных образов-представлений.
Развитию двигательной сферы и моторной функции также отводится немаловажная роль в обеспечении процесса письма. У человека должна быть хорошо развита мелкая моторика, в том числе, он должен уметь осуществлять тонкие движения пальцами и кистью рук, должен быть способен к концентрации внимания, формированию устойчивых способов деятельности [13].
Ребёнок должен уметь контролировать свое поведение и свои эмоции, должен уметь концентрировать внимание на выполнении определенных заданий, у него должна быть развита усидчивость и саморегуляция, а также мотивационно-потребностный потенциал. Важная роль в развитии навыков письма отводится контролю собственной деятельности, поскольку в процессе письма важно уметь контролировать движение руки, интерпретировать зрительное восприятие. По сути, письменность представляет собой новый вид деятельности, который должен освоить младший школьник в процессе осуществления письма.
Знаки письма являются символами второго порядка. Под символами второго порядка подразумеваются системы и знаки, которые используются для условного обозначения слов. Слова же сами по себе выступает в качестве символов первого порядка. Как правило, освоение символов второго порядка возможно только при условии, что ребёнок в полной мере освоил символы первого порядка, то есть, развитие навыков письма невозможно без сформированной устной речи. Именно устная речь является основой для письма. Процесс письма представляет собой сложно организованную базу, в основе которой лежат развитые сенсорные и моторные навыки [15].
Освоения навыка письма происходит постепенно, для того, чтобы ребёнок в полной мере освоил навыки письменной речи. Важна личностная зрелость. Письменная речь имеет определенную специфику, в частности предполагает значительно более высокий уровень контроля. Устная речь может дополняться поправками и пояснения к тексту. Возможно исправление того, что уже было сказано. Тогда как письменность не подразумевает возможности исправления написанного.
Кроме того, в устной речи намного легче выразить экспрессивное воздействие. При помощи интонации можно передать различные оттенки высказывания. Важная роль отводится и невербальным средствам коммуникации, в том числе, мимическим и пантомимическим средствам, сопровождающим речь [2].
Тем не менее, для письменной речи характерны иные способы передачи экспрессивности и эмоциональности. В частности, письменная речь связана с необходимостью знать и применять ряд правил, в том числе, пунктуационных, орфографических. Письменная речь предъявляет ряд требований к построению фразы, выбору той или иной лексики, к выбору грамматических конструкций.
Те моменты, которые в устной форме могут быть незаметны, обязательно становятся заметными на письме. Например, если ребёнок пишет исключительно так, как он слышит, это может приводить к ошибкам. В письменной речи, ребёнок должен уметь применять проверочные правила. Основой письменной речи является её правильность, которая основана на орфографической и грамматической зоркости, на умении правильно построить предложение, применить различные морфологические формы, согласовать различные окончания и члены предложения. Письменная речь тесно связана с орфографической и пунктуационной грамотностью [5].
Ребёнок овладевает навыками письма постепенно, по мере того как он овладевает письменной речью. В первую очередь, необходимо избавиться от того напряжения, которое связано с последовательным овладением действиями, необходимыми для письма. Только после этого учащиеся переходят к свободному использованию письменных знаков для передачи собственных мыслей и выражений, для обозначения слова на письме. Сначала, как правило, ребенка учат только переписывать слова и фразы, а уже впоследствии он может пересказывать тексты, записывать диктанты. Письменная речь начинает активно развиваться в младшем школьном возрасте. Как правило, в подготовительной группе и в старшем дошкольном возрасте ребёнок учится владеть рукой, у него развивается мелкая моторика. Но полноценное осознание роли письменности и овладение знаковыми системами языка возможно только младшем школьном возрасте. Это связано с тем, что именно к этому возрасту учащийся достигает определенного уровня зрелости: у него формируются те психофизиологические механизмы, которые отвечают за процесс письма [7].
Кроме того, у ребенка развивается мышление. Оно находится на должном уровне, который обеспечивает ребенку возможность овладения различными средствами. Немаловажная роль отводится и хорошей произвольности, и концентрации внимания, осознанности, ситуативности и центрированности восприятия. Письменность приводит к полноценному формированию функциональной грамотности или компетентности, без которой не представляется возможным дальнейшее развитие личности. На первом этапе формируется формальная грамотность, которая не обладает возможностью перенесения навыка за пределы конкретной ситуации. То есть, если ребенок овладел навыками письма в классе, то дома ему может быть трудно выполнять задание [8].
Давая задание на дом, как правило, функциональные возможности ребенка развиваются, и он может переносить навыки за пределы конкретной ситуации. Если сначала ребёнку знакомы только определенные знаки в определённой последовательности, то потом он может их сопоставлять и выстраивать необходимую ему последовательность, формируя тем самым письменную речь.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева Е. Ю. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ОНР //ББК 1 Н 34. – 2021 - С. 1066.
2. БалобановаВ. П., Юртайкин В. В. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. - СПб.: Детство-Пресс, 2001. - 240 с.
3. Волковой Л. С., Шаховской С. Н. Логопедия //М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС. – 2016., с.245
4. Воробьева В. К. и др. Средства развития речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи //Современное образование: научные подходы, опыт, проблемы. – 2023. – С. 269.
5. Глущенко Е. А., Исмаилова И. С. Моторная алалия у детей дошкольного возраста: причины и симптоматика //Актуальные вопросы современной науки и практики. – 2020. – С. 364-369.
6. Глухов В. И. и др. К вопросу о развитии связной речи у детей дошкольного возраста // -2021. – 2021. – С. 48.
7. Гриншпун Б.М., Крылова Е. В. Особенности звуко-слоговой структуры слова у детей с моторной алалией //Теоретический и практический потенциал современной науки. – 2021. – С. 34-59.
8. Данилюк В. В., Колодовская Е. А. Некоторые аспекты формирования звуко-слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с ОНР //современные проблемы лингвистики и методики преподавания русского языка в вузе и школе Учредители: Общество с ограниченной ответственностью" Научно-информационный центр" Интернум". – №. 38. – С. 369-375.
9. Жарова Г. В. Речевая и неречевая симптоматика //russian otorhinolaryngology. – 2018. – С. 38.
10. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. формирование предпосылок к усвоению словоо-бразования (развитие психологической базы речи, создание положительного настроя на коррекцион-ную работу).// Педагогика и психология: перспективы развития. – 2019. С. 167
11. Завгородняя А.С. Некоторые аспекты логопедической работы при недоразвитии речи. II Обучение и воспитание детей с нарушениями речи./Под ред. В.И. Селиверстова. М., МГПИ им. В.И.Ленина, 2012.-с.123
12. Запорожец В. Развитие речи детей раннего возраста. Изд. Москва 2020. – С. 364-369.
13. Зеленская Е. А. Особенности логопедической работы по формированию связного высказывания у детей дошкольного возраста с ОНР //Теоретический и практический потенциал современной науки. – 2021. – С. 53-56.
14. Корнев А. Н. Поэтапное формирование оперативных единиц письма и чтения как базовый алгоритм усвоения этих навыков //Нарушения письма и чтения у детей: изучение и коррекция. – 2018. – С. 5-23
15. Курушина О., Курушина О., Саакян Н. А. Особенности логопедической работы по растормаживанию речи у детей с ОНР//The World of Academia: Culture, Education. – 2020. – №. 8. – С. 93-99.
16. Лалаева Р. И. и др. Развитие связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня с применением авторских мультимедийных игр //ББК 74.0 Я431 С 88. – 2021. – С. 72.
17. Левина, Р.Е. Опыт изучения неговорящих детей (алаликов) [Текст] / Р.Е. Левина. – М.: Владос, 2001. - 351с.
18. Мастюкова, Е. М. Онтогенетический подход к структуре дефекта при моторной алалии [Текст] / Е. М. Мастюкова // - Дефектология. – 2017. – № 6. – С. 77-80.
19. Репина З. А., Щербакова Ё. С. Особенности речевого развития детей дошкольного возраста //Вестник Сургутского государственного педагогического университета. – 2018. – №. 1 (52). – С. 65-70.
20. Соботович, Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с ОНР. [Текст] / Е.Ф. Соботович – М.: Классик стиль, 2003. – 160с.
21. Солодовникова А. В. Исследование звукопроизношения у дошкольников со стертой дизартрией и моторной алалией //материалы 70-й научно-практической конференции преподавателей и студентов. – 2021. – С. 523-528.
22. Смирнова, И.А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи. Алалия, дизартрия, ОНР [Текст]: Учебно-методическое пособие для логопедов и дефектологов. / И.А. Смирнова – СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2004. – 220с.
23. Трауготт Н. Н. Лингвистический анализ афазии и алалии в работах ВК Орфинской //Специальное образование. – 2019. – №. 3 (55). – С. 12-35.
24. Туманова Т. В., Филичева Т. Б. Персонифицированный подход в диагностике и обучении детей с общим недоразвитием речи //Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия. – 2018. – С. 280-285.
25. Хватцев М.Е Логопедия. Книга 1. – //Специальное образование. – 2022, с.147
26. Шаховская, С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией [Текст] / С. Н. Шаховская. – М.: ВЛАДОС, 2017. - 153. [С.Н. Шаховская, 2017, с.103].