Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ВЕЛИЧИНЕ ПРЕДМЕТОВ
1.1. Анализ современных психолого-педагогических подходов к проблеме формирования представления о величине предметов у детей младшего дошкольного возраста
«Величина – одно ㅤ из главных математических ㅤ понятий, которое появилось ㅤ в глубокой древности ㅤ и прошло длительный ㅤ путь в своём ㅤ развитии, от конкретного ㅤ и непосредственного смысла ㅤ – к более ㅤ обобщённому. С точки ㅤ зрения современной философии ㅤ и математических представлений, ㅤ общее понятие величины ㅤ является непосредственным обобщением ㅤ более конкретных понятий: ㅤ длины, площади, объема, ㅤ массы, скорости и ㅤ т.п.» [52, с. ㅤ 83]. ㅤ
Ознакомление с понятием ㅤ «величины» является одной ㅤ из основных задач ㅤ сенсорного и умственного ㅤ развития детей дошкольного ㅤ возраста. Восприятие величины ㅤ как пространственного признака ㅤ предмета происходит путем ㅤ установления сложных связей ㅤ различных анализаторов: зрительного, ㅤ осязательно-двигательного и т.д. ㅤ
«Формирование у ㅤ дошкольников представлений о ㅤ величине, в свою ㅤ очередь, создаёт чувственную ㅤ основу для овладения ㅤ величиной как математическим ㅤ понятием. Этой же ㅤ цели служит и ㅤ обучение элементарным способам ㅤ измерительной деятельности» [4, ㅤ с. 50]. ㅤ
В математике под ㅤ величиной понимают такие ㅤ свойства предметов, которые ㅤ «поддаются количественной оценке. ㅤ Количественная оценка величины ㅤ называется измерением. Процесс ㅤ измерения предполагает сравнение ㅤ данной величины с ㅤ некоторой мерой, принятой ㅤ за единицу при ㅤ измерении величин этого ㅤ рода» [10, с. ㅤ 181]. ㅤ
К величинам относятся ㅤ такие параметры предметов, ㅤ как: длина, масса, ㅤ площадь, ёмкость, время ㅤ и другие. В ㅤ основном, все эти ㅤ величины и единицы ㅤ их измерения изучаются ㅤ в начальной школе. ㅤ
Целью же дошкольной ㅤ подготовки является ознакомление ㅤ детей со свойствами ㅤ предметов, выработка умения ㅤ дифференцировать их, выделять ㅤ характеристики величины, ознакомление ㅤ с принципом измерения ㅤ величин и с ㅤ методом измерения посредством ㅤ промежуточной мерки. Результатом ㅤ процесса измерения величины ㅤ является определённое численное ㅤ значение, показывающее – ㅤ сколько раз выбранная ㅤ мерка «уложилась» в ㅤ измеряемую величину. ㅤ
Вопросы формирования представлений ㅤ о величине предметов ㅤ касаются не только ㅤ самого процесса восприятия ㅤ величины. Они затрагивают ㅤ и процессы мышления. ㅤ Фридрих Энгельс отметил ㅤ этот момент в ㅤ своём неоконченном труде ㅤ «Диалектика природы» (1875–1882): ㅤ «к нашему глазу ㅤ присоединяются не только ㅤ ещё другие чувства, ㅤ но и деятельность ㅤ нашего мышления» [60, ㅤ с. 389]. ㅤ
Восприятие величины предметов, ㅤ умение выделять её ㅤ характеристики зависит от ㅤ практического опыта оперирования ㅤ с предметами, от ㅤ развития глазомера, от ㅤ включения в процесс ㅤ восприятия предмета слов ㅤ (проговаривания), от участия ㅤ в нём таких ㅤ процессов мышления, как: ㅤ анализ и синтез, ㅤ сравнение и обобщение. ㅤ При правильной организации ㅤ сенсорного воспитания и ㅤ педагогического руководства способность ㅤ восприятия величины предмета ㅤ в процессе предметных ㅤ действий начинает формироваться ㅤ уже в раннем ㅤ возрасте. Но эта ㅤ способность ещё долгое ㅤ время имеет локальный ㅤ характер. ㅤ
Дети до трёхлетнего ㅤ возраста часто вообще ㅤ игнорируют признак величины, ㅤ либо выделяют только ㅤ явно большие и ㅤ явно маленькие предметы. ㅤ При этом характеристика ㅤ величины привязывается ими ㅤ к конкретному объекту, ㅤ т.е. отсутствует обобщение ㅤ признака величины. ㅤ
Начиная с трёх ㅤ лет, дети воспринимают ㅤ величину предметов, но ㅤ ориентируются при этом ㅤ только на объём ㅤ предмета. Выделения отдельных ㅤ характеристик величины (длины, ㅤ ширины, высоты) воспринимаемого ㅤ предмета не происходит. ㅤ Т. е. отсутствует ㅤ способность дифференцированного восприятия ㅤ величины. ㅤ
Дошкольный возраст – ㅤ это время приобретения ㅤ и организации чувственного ㅤ опыта ребенка, постижения ㅤ особых форм восприятия ㅤ и мышления, присущих ㅤ человеку, стремительного развития ㅤ воображения, становления основ ㅤ произвольного внимания и ㅤ смысловой памяти. Это ㅤ очень важное время ㅤ для становления личности ㅤ малыша, его эмоционального, ㅤ интеллектуального и нравственного ㅤ развития, формирования важнейших ㅤ для дальнейшей жизни ㅤ навыков. ㅤ
Вопрос o роли ㅤ измерений в формировании ㅤ первых математических представлений ㅤ становился еще в ㅤ работах ㅤ К.Д. Ушинского. Прогрессивные ㅤ представители русской методики ㅤ арифметики также значительное ㅤ внимание уделяли этой ㅤ проблеме (Д. И. ㅤ Гa ㅤ ланин).
Е. И. Тихеева ㅤ и Ф. Н. ㅤ Блехер были одними ㅤ из первых советских ㅤ методистов в области ㅤ дошкольного образования, которые ㅤ указывали на необходимость ㅤ обучения детей, начиная ㅤ с дошкольного возраста, ㅤ измерению общепринятыми мерами. ㅤ
По мнению А. ㅤ А. Столяра, в ㅤ детском саду измерительная ㅤ деятельность носит элементарный, ㅤ пропедевтический характер. Ребенок ㅤ вначале учится измерять ㅤ объекты условными мерками, ㅤ и лишь в ㅤ результате этого создаются ㅤ предпосылки для овладения ㅤ «настоящим» измерением. ㅤ
Столяр А. А., ㅤ исходя из особенностей ㅤ детских представлений о ㅤ величине предметов, предлагает ㅤ строить педагогическую работу ㅤ в определенной последовательности. ㅤ Вначале формировать представление ㅤ о величине как ㅤ пространственном признаке предмета. ㅤ Учить детей выделять ㅤ данный признак наряду ㅤ с другими, пользуясь ㅤ специальными приемами обследования: ㅤ приложением и наложением, ㅤ практически сравнивая (соизмеряя) ㅤ контрастные и одинаковые ㅤ по величине предметы, ㅤ малыши должны устанавливать ㅤ отношения «равенства - ㅤ неравенства». А результаты ㅤ сравнения отражать в ㅤ речи с помощью ㅤ прилагательных: длиннее, короче, ㅤ одинаковые (равные по ㅤ длине), шире, уже, ㅤ одинаковые (равные по ㅤ ширине), выше, ниже, ㅤ одинаковые (равные по ㅤ высоте), больше, меньше, ㅤ одинаковые (равные по ㅤ величине) и т.д. ㅤ
Роль развития ㅤ представлений о величине ㅤ предметов рассматривалась Ж. ㅤ Пиаже, который указывает, ㅤ что этот процесс ㅤ имеет большое значение ㅤ в развитии детей ㅤ дошкольного возраста: ㅤ
1. Расширяются и углубляются ㅤ знания об окружающей ㅤ действительности (они узнают, ㅤ что предметы окружающей ㅤ действительности могут быть ㅤ различны не только ㅤ по форме, цвету, ㅤ но и по ㅤ величине). ㅤ
2. Развиваются такие умственные ㅤ операции, как ㅤ сериация (умение располагать ㅤ предметы в ряд ㅤ по порядку, начиная ㅤ от самого толстого ㅤ до самого тонкого), ㅤ классификация (умение разложить ㅤ предметы в группы ㅤ одинаковые по величине); ㅤ сравнение (сравнивать предметы ㅤ по величине, без ㅤ чего вообще невозможно ㅤ дальнейшее обучение в ㅤ школе). ㅤ
Различные методические приемы ㅤ формирования у дошкольников ㅤ представлений о величинах, ㅤ которые также реализуются ㅤ по средствам заданий, ㅤ нашли свое отражение ㅤ в разделе «Формирование ㅤ представлений о величинах» ㅤ у Л. В. ㅤ Занкова.
Здесь подробно излагается ㅤ методика ознакомления детьми ㅤ с такими величинами, ㅤ как длина, масса, ㅤ емкость, описывается последовательность ㅤ возможных ситуаций, которые ㅤ носят проблемный характер ㅤ и эффективные в ㅤ плане активизации познавательной ㅤ деятельности детей. ㅤ
М.А. Касицына отмечает, что ㅤ в детском саду ㅤ дети должны овладеть ㅤ несколькими видами измерения ㅤ условной меркой, которые ㅤ выделяются в зависимости ㅤ от особенностей объекта ㅤ и мерки. ㅤ
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. вузов [Текст] / Г.С. Абрамова. – 4-е изд., стереотип. - М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 672 с.
2. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. – М. : Просвещение, 1981. – 321 с.
3. Аксарина, Н.М. Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет [Текст] / Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Н.Ф. Ладыгна, Н.Р. Эйгес. / под редакцией профессора Н.М. Щелованова. – М. : «Просвещение», 1965. – 84 с., ил.
4. Альтхауз, Д. Цвет – форма - количество : Опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Д. Альтхауз, Э. Дум. / пер. под ред. В.В. Юртайкина. - М . : « Просвещение». 1984. – 64 с., ил.
5. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников [Текст] / А.В. Белошистая. – М. : ВЛАДОС, 2009. – 400 с.
6. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики) [Текст] / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. – СПб. : Паритет, 2010. – 144 с.
7. Вартан, В.П. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / В.П. Вартан. – Мн. : БрГУ, 2009. – 195с.
8. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выготский. – СПб. : СОЮЗ, 1997. – 224 с.
9. Гербова, В.В. Воспитание и развитие детей раннего возраста : Пособие для воспитателя детского сада [Текст]/ В.В. Гербова, Р.Г. Казакова, И.М. Кононова и др. / под ред. Г.М. Ляминой. – М. : «Просвещение», 1981. – 224 с., ил.
10. Ефимкина, Р.П. Детская психология [Текст] / Р.П. Ефимкина. - Новосибирск : Научно-учебный центр психологии НГУ, 2000. – 42 с. 20. Занятия с малышами в детском саду (Модель воспитания детей раннего возраста). – М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2009. – 216 с.
11. Зарецкий, В.К. Зона ближайшего развития - о чем не успел написать Выготский [Текст]/ В.К. Зарецкий // Культурно-историческая психология -2010,- № 3. С.96-104.
12. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология : Полный жизненный цикл развития человека : Учебное пособие для студентов высших учебных заведений [Текст] / И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий – М. : ТЦ «Сфера», при участии «Юрайт-М», 2001. – 464 с.
13. Курашова, Р.А. Сенсорное развитие дошкольников [Текст] / Р.А. Курашова. - Мн.: Новое знание, 2010. – 345 с.
14. Мальцева, И.В. Раннее развитие : лучшие методики и игры [Текст] / И.В. Мальцева. – СПб. : Издательский Дом « Азбука-классика», 2010. – 255 с. – (Программа для мамы).
15. Метиева, Л.А. Развитие сенсорной сферы детей [Текст]/ Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М. : «Просвещение», 2009. – 160 с.
16. Миллер, С. Психология развития: методы исследования [Текст]/ С. Миллер. – СПб .: Питер, 2010. – 464 с. : ил. – (Серия «Мастера психологии»).
17. Никитин, Б.П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры [Текст] / Б.П. Никитин. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1991. – 160 с., ил.
18. Пилюгина, Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста : пособие для воспитателя дет. сада [Текст] / Пилюгина Э.Г. – М. : Просвещение, 1983. – 96 с.
19. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста Богуславская 3.М. Смирнова Е.О. М. : Просвещение, 2000 — 207 с., ил. 42. Разенкова, Ю.А. Игры с детьми младенческого возраста [Текст]/ Ю.А. Разенкова. – М. : Школьная Пресса, 2010. – 160 с. 43. Сенсорное воспитание в детском саду [Текст]/ Под ред. Н.Н. Поддьякова и В.Н.Аванесовой. – М.: «Новое время», 1981. – 414с.
20. Смирнова, О.Е. Воспитание детей раннего возраста: пособие для воспитателей детского сада и родителей [Текст]/ О.Е. Смирнова, Н.Н. Авдеева, Л.Н. Галигузова и др. – М. : «Просвещение», 1996. – 158 с., ил.
21. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология : Учебное пособие для учащихся средних педагогических учебных заведений [Текст] / Г.А. Урунтаева – 2-е изд. – М. : Издательский центр «Академия», 2009. - 336 с.
22. Флейк-Хобсон, К. Мир входящему : Развитие ребёнка и его отношений с окружающими [Текст]/ К. Флейк-Хобсон, Б. Робинсон, П. Скин. : Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. М. С. Мацковского. – М. : Центр общечеловеческих ценностей, 2009. – 511 с., ил.
23. Штрасмайер, В. Обучение и развитие ребёнка раннего возраста : Учеб. пособие для студентов высших и средних педагогических заведений [Текст] / В. Штрасмайер : Пер. с нем. А.А. Михлина, Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 240 с.
24. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития дошкольников : учебное пособие [Текст] / Е.И. Щербакова – М. : Воронеж, издательство МГСУ, 2008. – 386 с.