Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ОЦЕНОЧНОЙ ЛЕКСИКИ И ЭКСПРЕССИВНОСТИ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
1.1. Эмотивная лексика как объект изучения лингвистики
Эмотивность является междисциплинарным научным термином, который определяется в научной литературе как языковые возможности передачи чувств, эмоций и психологического состояния людей. Эмотивность может являться предметом исследования психологии, лингвистики, этимологии, психолингвистики и многих других областей научного знания .
Язык каждого народа обладает индивидуальным эмотивным кодом, который формируется посредством сочетания различных эмотивов, под которыми понимаются специфические средства любого языка, которые необходимы для выражения различных психологических аспектов существования человека .
По сути, эмотивный код представляет собой взаимосвязь психологических особенностей представителей той или иной нации и тех средств вербализации, которые в национальном языке данного этноса приняты. Таким образом, эмотивность имеет выраженные национальные черты и определяется характером менталитета и этническими особенностями культуры любого народа .
В научной литературе выделяют две основные функции, которые выполняют эмотивы :
– эмотивная, которая иначе называется функцией выражения, связана с тем, что субъект коммуникации использует определенные языковые средства для выражения своих эмоций, актуального психологического состояния;
– экспрессивная, которая также называется функцией воздействия, определяется возможностью применения средств языка для воздействия на партнера коммуникации, вызова у него необходимых эмоций, введения в требуемое субъекту коммуникации психологическое состояние.
При этом многие исследователи утверждают, что грань между реализацией этих функций у субъекта коммуникации практически отсутствует, поскольку, используя определенные речевые средства, он одновременно и выражает свои эмоции и оказывает влияние на психологическое состояние собеседника .
Лексическая эмотивность любого речевого высказывания, вне зависимости от того, имеет оно устный или письменный характер, наиболее выражена и представлена тремя категориями лексических средств, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Средства лексической эмотивности речевого высказывания
При этом нужно отметить, что эмотивность любого лексического средства может являться ситуативной, т.е. в обычном словарном значении та или иная лексема не наделена признаками эмотивности, однако в определенном контексте слово наделяется весьма эмотивными качествами, которые определяются языковым сознанием как субъекта, так и объекта коммуникации .
Необходимо понимать, что ни одно речевое высказывание, которое не реализуется в официально-деловом стиле, фактически не может не характеризоваться эмотивностью. Она выступает в качестве одного из главных признаков художественных и публицистических текстов, а также разговорной речи, поскольку без передачи эмоционального и психологического состояния субъекта такие коммуникации невозможны .
Эмотивность придает субъекту речевого высказывания большей убедительности, ведь если в коммуникативном акте отсутствуют хоть какие-то эмоции, его эффективность снижается. Довольно скучно слушать собеседника, который монотонно рассказывает какую-либо историю, не используя при этом выразительных средств, которые передают его собственное отношение к предмету рассказа .
Чтение «сухого», официального текста также не вызывает у объекта коммуникации интереса – чем больше в тексте эмотивности, тем проще и комфортнее его читать, тем большее впечатление он производит и тем лучше он запоминается.
Надо отметить также, что эмотивность позволяет «включать» различные ассоциации, которые запускают эмоциональную память, делают восприятие более разносторонним и красочным .
Кроме того, важно рассмотреть такое понятие как «эмотивный тип личности», который нужно изучать для оценки читателя и его восприятия определенных эмоциональных особенностей художественного текста .
Так, под эмотивным типом личности понимается способность и необходимость человека сочувствовать и сопереживать другим. Такие люди глубоко переживают чье-то горе, ощущают реальные страдания при восприятии чужого горя. Они не могут спокойно смотреть на чью-то боль, ранение, смерть .
Такие читатели подвергаются очень сильному воздействию эмоциональных сцен, которые существуют в различных художественных текстах, часто переносят ощущения персонажей на себя, а потому могут стать полностью вовлеченными в сюжет произведения и как быть участниками всех событий .
Зачастую чрезвычайно эмотивные читатели в некоторой степени трансформируют реальные события, рассматривая их через призму собственных эмоцией и отклоняясь от заданного автором смысла, что приводит к различным трактовкам одного и того же художественного произведения.
1.2. Соотношение понятий «эмоциональность» и «оценочность»
Так, под оценочной лексикой в научной литературе понимается совокупность слов и выражений (устойчивых сочетаний), которые выражают субъективное отношение к предмету речи .
Суть оценочной лексики заключается в том, что каждый говорящий или пишущий одно и то же явление или объект может субъективно описать совершенно в различном стиле и характере. Это зависит от его личного отношения к описываемому объекту и может быть выражено различными лексическими средствами .
На рисунке 1.2 представлены основные критерии классификации оценочной лексики, которые применяются в современной науке .
Рисунок 1.2. – Основные критерии классификации оценочной лексики, которые применяются в современной науке
Как указывает исследование А.В. Соболевой, оценочная лексика может выражаться любой частью речи, и только от автора публикации или текста зависит, чем конкретно он будет наполнять свои оценки. При этом направленность оценки может характеризоваться позитивными, нейтральными или негативными оценочными средствами. Кроме того, оценка объекта или явления может быть как прямой, так и метафоричной, что обуславливается характером оценки и выбора оценочных лексических средств .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакумова, Н.В., Щербакова, Е.Н., Сваницкая, И.И. Категория эмотивности как предмет мультидисциплинарного исследования: история и современные подходы / Н.В. Абакумова, Е.Н. Щербакова, И.И, Сваницкая // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы лингвистики и языкознания». – Краснодар: Кубанский государственный университет, 2022. – С. 70–83.
2. Владимирова, А.В. Эмотивность как самостоятельная лингвистическая категория / А.В. Владимирова // Сборник статей Сибирского федерального университета. Филологические науки. – Новосибирск: Издательство Сибирского федерального университета, 2019. – URL: https://novainfo.ru/article/16179 (дата обращения: 19.03.2024).
3. Герасименко, И.Е., Тютрина, О.М. Эмотивность как лингвистическая категория / И.Е. Герасименко, О.М. Тютрина // Молодой ученый. – 2016. – № 13 (117). – URL: https://moluch.ru/archive/117/32368/ (дата обращения: 19.03.2024).
4. Демидова, М.А., Сонорская, В.В., Чугайлова, М.И. Эмотивность речи как характерологический признак коммуникации / М.А. Демидова, В.В. Сонорская, М.И. Чугайлова // Проблемы современной коммуникации. – 2021. – № 7. – С. 40–48.
5. Колесов, С.Г. Психологический тип в психологии / С.Г. Колесов // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskiy-tip-v-psihologii (дата обращения: 19.03.2024).
6. Колпакова, Е.П., Хрисанфова, В.В., Желудков, Н.А. Эмотивность речевого высказывания как предмет психолингвистического исследования / Е.П. Колпакова, В.В. Хрисанфова, Н.А. Желудков // Вестник Ивановского государственного университета. – 2021. – № 10. – С. 34–46.
7. Кулакова, В.М., Щетинина, А.А., Моисеенко, М.А. Основные характеристики речевого высказывания: научные подходы к исследованию проблемы / В.М. Кулакова, А.А. Щетинина, М.А. Моисеенко // Вестник Самарского государственного университета. – 2020. – № 8. – С. 66–75.
8. Майданова, Л.М. Практикум по современному русскому литературному языку: для студентов-журналистов / Л.М. Майданова. — Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 1993. – 384 с.
9. Розенталь, Д.Э., Голуб, М.А., Теленкова, М.А. Современный русский язык / Д.Э. Розенталь, М.А. Голуб, М.А. Теленкова. – М.: Айрис-пресс, 2010. – 430 с.
10. Сагайдачная, М.М. Психотипы личности и акцентуации характера / М.М. Сагайдачная // NSPortal. Образовательная социальная сеть. – 2020. – URL: https://nsportal.ru/npo-spo/sotsialnye-nauki/library/2020/03/03/psihotipy-lichnosti-i-aktsentuatsii-haraktera (дата обращения: 19.03.2024).
11. Соболева, А.В. Классификации оценочной лексики: критерии и виды / А.В. Соболева // Вестник Тульского государственного университета. – 2023. – № 4. – С. 45–56.
12. Телицына, Е.Л. К вопросу о разграничении понятий эмоциональность, оценочность и экспрессивность / Е.Л. Телицына // Вестник Югорского государственного университета. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-razgranichenii-ponyatiy-emotsionalnost-otsenochnost-i-ekspressivnost?ysclid=ltzhnj5a3s922289386 (дата обращения: 19.03.2024).
13. Ульянова, М.А. Категория эмотивности как лингвистическое понятие и основные подходы к ее изучению / М.А. Ульянова // Актуальные вопросы современной науки. – 2011. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategoriya-emotivnosti-kak-lingvisticheskoe-ponyatie-i-osnovnye-podhody-k-ee-izucheniyu (дата обращения: 19.03.2024).
14. Успенский, Э. Зима в Простоквашино. Повесть-сказка / Э. Успенский // Сказки. – 2020. – URL: https://skazki.rustih.ru/eduard-uspenskij-zima-v-prostokvashino/?ysclid=ltzvcxka9g4606157 (дата обращения: 19.03.2024).
15. Шаховский, В.И. Дихотомия «эмоциональность» vs «эмотивность» в научном дискурсе / В.И. Шаховский // Слово – сознание – культура: сб. науч. тр. сост. Л.Г. Золотых. – М. : Флинта : Наука, 2006 – С. 304–308.