Фрагмент для ознакомления
2
Анализ педагогической литературы дал нам возможность сформулировать важный для нашего исследования вывод: в подготовительной к школе группе не все дошкольники обладают достаточным уровнем развития двигательной активности и, как следствие, имеют низкий уровень развития двигательных качеств. Данный акт свидетельствует о том, что необходима целенаправленная работа по развитию двигательной активности у детей подготовительной к школе группы посредством проведения Недели здоровья.
Целью практического исследования является разработка плана организации Недели здоровья для развития двигательной активности дошкольников подготовительной группы.
Задачи практической части исследования:
1. Проанализировать модель двигательного режима в подготовительной к школе группе детского сада.
2. Разработать и апробировать план проведения Недели здоровья с детьми 6-7 лет.
3. Сформулировать выводы и рекомендации по вопросу организации двигательной деятельности со старшими дошкольниками в форме проведения Недели здоровья.
Опытно-педагогическая работа осуществлялась на базе МБДОУ детский сад общеобразовательного вида №8 станицы Ленинградской. В исследовании приняли участие 22 дошкольника подготовительной группы.
В качестве диагностического инструментария для оценки уровня сформированности двигательной активности у дошкольников подготовительной группы мною были выделены и апробированы критерии и показатели двигательной активности, предложенные М.А. Руновой.
В качестве критериев автор выделила:
- умение осваивать новые движения;
- желание принимать участие в мероприятиях совместно с воспитателем и сверстниками;
- мотивация к двигательной активности.
Показателями уровня сформированности двигательной активности у старших дошкольников служат:
- состав и разнообразие движения;
- положение тела ребенка, координация и равновесие;
- целенаправленность, рациональность выполняемых движений;
- эмоциональное отношение к двигательной активности.
На основе выделенных критериев были определены уровни развития двигательной активности у дошкольников подготовительной группы.
В качестве методик диагностики развития двигательной активности следующие упражнения, описанные в программе автора Л.Н. Волошиной «Играйте на здоровье». Диагностические тесты представлены в таблице 1.
Таблица 1. Диагностический аппарат исследования уровня развития двигательной активности дошкольников подготовительной группы
Показатель развития ловкости Критерии Метод оценки
Высокий
2 балла Средний
1 балл Низкий
0 баллов
Умение держать равновесие Обучающийся способен держать устойчивое вертикальное состояние на каждой ноге в течение указанного времени Обучающийся частично способен держать устойчивое вертикальное состояние на каждой ноге в течение указанного времени, присутствуют колебания положения тела Обучающийся не способен держать устойчивое вертикальное состояние на каждой ноге в течение указанного времени Стойка на одной ноге в течение 60 сек.
Умение быстро преодолевать расстояние в сложных условиях Обучающийся преодолел расстояние менее чем за 20 сек. При этом кубик не брошен, а помещен в круг. Обучающийся преодолел расстояние за 25 сек. Учитывается качество выполнения задания. Обучающийся преодолел расстояние более чем за 25 сек. При этом кубик был брошен. Челночный бег
Умение координировать движения в процессе бега с препятствиями Обучающийся смог преодолеть дистанцию в 10 метров менее чем за 6 сек. При этом не задел не один предмет. Обучающийся смог преодолеть дистанцию в 10 метров за 6-7 сек. При этом был задел один предмет Обучающийся смог преодолеть дистанцию в 10 метров более чем за 7 сек. При этом были задеты несколько предметов. Бег «змейкой»
Умение попасть в цель Обучающийся за 30 сек смог попасть в цель более 5 раз. Обучающийся за 30 сек смог попасть в цель 3-4 раза. Обучающийся за 30 сек не смог попасть в цель или попал 1-2 раза. Метания мяча в цель
По сумме всех критериев был выведен общий уровень развития ловкости:
- высокий уровень – 7-8 баллов;
- средний уровень –5-6 баллов;
- низкий уровень – 0-4 балла.
Кратко охарактеризуем используемые методы оценки уровня развития двигательной активности воспитанников подготовительной группы:
- Стойка на одной ноге – целью данного метода является оценка уровня развития равновесия у дошкольников. Детям предлагается последовательно простоять на правой и левой ноге в течение одной минуты. Показателем высокого уровня развития равновесия является устойчивое вертикальное положение тела ребенка. Время стояния на одной ноге измеряется в секундах.
- Челночный бег – проводился в условиях спортивного зала. Предварительно отмечался десятиметровый участок зала, начально и конец участка помечались как стартовая и финишная линии. За каждой из обозначенных линий рисовался круг, в который помещался деревянный кубик. Испытуемый обучающийся становится на линию старта и начинает движение по направлению к финишу, обегает финишный круг, берет кубик и возвращается с ним к стартовой линии. Кладет кубик в стартовый круг (не разрешается бросать кубик) и снова бежит к финишной черте. За время выполнения данного метода принимается время, пройденное ребенком от стартовой линии до финиша (в сек).
- Бег «змейкой» - данный метод оценивается способность дошкольников ловко и быстро преодолевать препятствия. Предварительно обозначается беговая дорожка, на которой последовательно расположены предметы на расстоянии 1 м. Общая протяженность беговой дорожки составляет 10 метров. Целью ребенка является обежать все предметы «змейкой» за короткий промежуток времени.
- Метание мяча в цель – данный метод позволяет оценить, насколько у ребенка развита способность концентрировать свое внимание на цели и способность попасть в нее мячом. При этом каждый дошкольник показывает ловкость, которую он проявляет при попадании в цель. Для этого предварительно на стене рисовался круг с меткой в центре. За показатель успешного выполнения задания учитывается количество попаданий за 30 сек (раз).
Показать больше