Фрагмент для ознакомления
2
Взрослый должен развивать у детей умение сравнивать и противопоставлять предметы по одному из их признаков (цвету, форме, размеру).
Сенсорное развитие ребенка происходит во время специальных игр – занятий, при практических действиях с предметами.
Обогащение чувственного опыта происходит в процессе проведения специальной игровой деятельности по группировке одинаковых предметов одного из восьми цветов (красного, оранжевого, желтого, зеленого, синего, фиолетового, черного, белого) с последующим соотнесением их по размеру или форме путем размещения вставки в соответствующие гнезда; выбирая предметы по форме или цвету из двух, затем трех, четырех разновидностей.
В ходе игр и сенсорно-воспитательных занятий у ребенка осваиваются приемы нанесения, сравнения и ассоциации цветов, форм и размеров.
Формирование чувственного опыта имеет важнейшее значение для развития ребенка; вопросы о рациональных способах освоения общечеловеческого опыта остаются открытыми и сегодня, на современном этапе.
Изучение педагогами и психологами вопросов сенсорного развития и воспитания детей показало, что развитие восприятия представляет собой сложный процесс, включающий в себя в качестве основных моментов усвоение детьми выработанных социумом сенсорных норм и овладение методами. осмотра объектов. Сенсорное восприятие должно быть направлено на выполнение этих задач.
Умение рассматривать и воспринимать предметы и явления успешно развивается только тогда, когда дети четко понимают, почему им необходимо рассматривать тот или иной предмет или прислушиваться к определенным звукам.
Поэтому при обучении восприятию различных предметов и явлений необходимо четко объяснять детям смысл их действий. Это значение становится особенно ясным детям, если они затем используют свои идеи в практической деятельности; в этом случае детское восприятие становится более осознанным и целенаправленным: ведь если неправильно посмотреть на предмет, то его трудно изобразить или сконструировать.
Воспроизводя предмет в той или иной деятельности, дети проверяют и уточняют уже сформировавшиеся представления. В связи с этим основной задачей сенсорного воспитания является развитие у детей таких умений, навыков восприятия и представления предметов и явлений, которые способствовали бы совершенствованию процессов рисования, конструирования, анализа звучания слов, работы на природе и т. д.
Таким образом, сенсорное развитие должно происходить в неразрывной связи с разнообразной деятельностью. В то же время было бы неправильно думать, что всякая конструктивная, изобразительная деятельность дает необходимое направление сенсорному развитию. Для этого необходимо, чтобы основная цель и содержание этих видов деятельности были подчинены общим задачам умственного развития, то есть, когда мы учим детей рисовать, конструировать и т. д., мы должны затем оценивать результаты.
Способности воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать и обобщать не формируются сами собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальная подготовка по определенной системе. Учите детей рисовать, лепить, конструируя, педагог должен одновременно уделять особое внимание развитию своего восприятия, способности к анализу, обобщению и т. д.
В связи с этим продуктивная деятельность может быть организована по-разному: в одном случае дети приобретают определенные навыки рисования, лепки, конструирования, но общее их развитие остается практически на одном уровне; в другом случае они приходят с навыками рисования, конструирования и т. д. приобрести способность воспринимать, сравнивать и обобщать. И именно потому, что в последнем случае дети учатся мыслить, их умения и способности в той или иной деятельности будут, как правило, более гибкими, широкими и творческими, чем в первом случае.
Таким образом, наибольшее влияние на сенсорное развитие младших дошкольников может оказать продуктивная деятельность, содержание и организация которой подчинены задачам умственного развития. В каждой продуктивной деятельности можно выделить определенное содержание, которое должны освоить дети.
Это содержание охватывает предметы и их взаимоотношения, с которыми ребенок сталкивается и действует, те знания, навыки и умения, которые дети должны приобрести в ходе этой деятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Альтхауз, Д. Цвет, форма, количество: опыт работы по развитию познавательных способностей детей дошкольного возраста / Рус. пер. с нем. под редакцией В.В. Юршайкина. - М.: Просвещение, 2021 - 64 с.
2. Бейлина, А. Игры и игровые средства. // Дошкольное воспитание, 2022. - №3. - С. 16 - 19.
3. Белкина, В.Л. Психология раннего и дошкольного детства / В.Л. Белкина - М.: Академический Проект: Гаудеамус, 2019. - 256 с.
4.Богусловская, З.М. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста / З.М. Богусловская, Е.О. Смирнова - М.: Просвещение, 2021. - 207 с.
5. Бондаренко, А.К. Дидактическая игра в детском саду / А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 2019. - 197с.
6. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л.А. Венгер, Э.Г Пилюгина, Н.Б. Венгер - М.: Просвещение, 2018.- 143с.
7. Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Кн. для воспитателя детского сада /Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина - М.: Просвещение, 2020.- 267с.
8. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 2021. - 480 с.
9. Гальперин, Л.Я. Обучение и умственное развитие в дошкольном возрасте / Л.Я. Гальперин Психология как объективная наука - М.: 2018. - 389 с.