Фрагмент для ознакомления
2
Основными регуляторами инвестиционной деятельности в Российской Федерации являются действующая система законов и подзаконных актов. Существует определенная классификация всех законов Российской Федерации, и прежде чем перейти непосредственно к законам, касающимся инвестиций, необходимо их перечислить. Наиболее подходящей классификацией для этой работы является классификация «по форме и юридической силе».
Среди них выделяют:
Конституция РФ;
ратифицированные международные договоры;
федеральные Конституционные законы;
федеральные законы;
указы Президента Российской Федерации;
постановления Правительства Российской Федерации;
акты министерств и ведомств Российской Федерации;
нормативные акты законодательных органов субъектов Российской Федерации;
нормативные акты муниципальных органов;
локальные нормативные акты.
Однако наиболее важной является классификация правовых актов в соответствии с задачами и сферой регулирования в сфере инвестиционной деятельности. В данном случае все правовые акты можно разделить на две группы. Первую группу составляют так называемые базовые законодательные акты и статуты. Они носят универсальный характер и устанавливают основные принципы и общие положения правового регулирования деятельности на территории Российской Федерации национальных и иностранных инвесторов наряду с другими хозяйствующими субъектами, либо комплексно регулируют правоотношения в определенных сферах экономики и составляют отдельные отрасли или подотрасли российского права. К таким актам относятся:
Гражданский кодекс РФ;
законодательные акты в сфере приватизации;
Федеральный закон «Об акционерных обществах»;
указы Президента РФ;
постановления Правительства РФ;
отдельные нормативные акты Банка России и федеральных органов исполнительной власти [17, с. 49].
Ко второй группе относятся предметные и рамочные законодательные и подзаконные акты, специально ориентированные на регламентацию правового режима собственно инвестиционной деятельности или ее конкретных организационных и правовых форм, легализованных в Российской Федерации.
К подобным актам следует отнести, прежде всего, Закон РФ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 и Федеральный закон от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [3], Федеральный закон № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» [2], а также отдельные указы Президента РФ, отдельные постановления Правительства РФ и отдельные ведомственные нормативные акты органов исполнительной власти.
В настоящее время в России продолжается процесс создания законодательства в сфере инвестиционной деятельности, которое соответствует не только российским актам, но и международным нормам. Ниже приведены наиболее важные законодательные акты, связанные с осуществлением инвестиционной деятельности в Российской Федерации. Главным событием является принятие Конституции Российской Федерации. Конституция содержит фундаментальные положения, которые, в принципе, разрешают инвестиционную деятельность в Российской Федерации.
Основной нормативный документ в сфере инвестиций, закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», устраняет некоторые пробелы, которые были до его принятия, гласящие, что инвестиции - это «денежные средства, ценные бумаги, другие товары, включая имущественные права», иные права, имеющие денежную оценку, инвестируемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности с целью получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Он определяет правовые и экономические основы инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений на территории Российской Федерации, а также устанавливает гарантии равной защиты прав, интересов и активов субъектов инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, независимо от форм собственности.
Но такое определение не оговаривает возможности и даже необходимости получения инвестором контроля над проектом, а также возможности инвестирования других видов капитала, таких как рабочая сила. Конвенция «О защите прав инвесторов», подписанная в Москве 28 марта 1997 года, вводит существенное дополнение к термину инвестиции, по сравнению с законом «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», при этом дополнение ограничивает действие закон - независимо от того, не изъяты ли они из обращения или не ограничены в объеме предпринимательской деятельности в соответствии с национальным законодательством сторон.
Следует отметить закон РСФСР от 26.06.1991 г. №1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР». Он определяет правовые, экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории России и направлен на эффективное функционирование народного хозяйства Российской Федерации и обеспечение равной защиты прав, интересов и имущества субъектов инвестиционной деятельности вне зависимости от форм собственности.
Важно отметить, что он утратил силу по части норм, которые противоречат ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». Можно также привести Федеральный закон от 09.07.1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который был обновлен в 2017 году. Настоящий Федеральный закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации.
Глава 2. Анализ финансовых инвестиций в регионе на примере городского округа Ступино
2.1. Анализ состояния и развития финансовых инвестиций в регионе
Городской округ Ступино расположен в восточной части Смоленско–Московской возвышенности и относится к Москворецко–Окской физико–географической провинции моренной эрозии, озерно–ледниковых и водно–ледниковых равнин подзоны смешанных хвойно–широколиственных лесов с характерным волнистым рельефом и плоскими водоразделами. Протяженность региона с севера на юг составляет 52 км, с запада на восток – 50 км. Население составляет 119,0 тыс. человек.
На территории городского округа Ступино расположены: один город (Ступино), 3 поселка городского типа (Жилево, Малино, Михнево), 234 сельских населенных пункта. Административным центром региона является город Ступино, современный город с развитой инфраструктурой. Район граничит с Тульской областью (на юге) и следующими регионами Московской области: Домодедовский, Раменский (на севере); Воскресенский, Коломенский, Озерский (на востоке); Чеховский, Серпуховский (на западе), Каширский (на юге).
Городской округ Ступино является территорией устойчивого социально-экономического развития. Территория городского округа составляет 170,8 тыс. га, население - 118,7 тыс. человек, которые проживают в 238 населенных пунктах. Округ добился устойчивых темпов экономического роста, что позволяет ему оставаться лидером по объему промышленного производства в Московской области, развивать торговлю, сферу услуг и социальную инфраструктуру. В районе реализуются программы научно-технического и инновационного развития, создан благоприятный инвестиционный климат для предпринимательской деятельности, созданы экономические условия для развития социальной сферы.
На 1 жителя округа в 2022 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг на сумму 2 млн рублей. По объему промышленного производства на душу населения округ занимает 1-е место и превышает среднее значение по Московской области в 4,4 раза.
Ведущей отраслью экономики региона является промышленность, которая представлена 33 крупными и средними предприятиями металлургического и машиностроительного комплекса, пищевой и перерабатывающей промышленности, строительной отрасли и других отраслей промышленности.
Привлечение инвестиций является одним из основных направлений деятельности, стимулирующих социально-экономическое развитие региона. В 2022 году было завершено 3 инвестиционных проекта. Завод по производству парфюмерии и косметики - ООО «Интелбио», 1-я очередь завода по производству быстровозводимых зданий из высококачественных и оцинкованных металлических профилей - ООО «Штальберг», здание бытового обслуживания в Ступино.
Продолжается техническое перевооружение и плановая модернизация оборудования на ОАО «СМК», ОАО «СМПП», ООО «Кнауф Изоляция», ОАО «Ступинский химический завод» и других предприятиях.
На территории городского округа Ступино действует особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Ступино-Квадрат». Это первая в Российской Федерации ОЭЗ на частных землях, которая была создана в 2015 году. Территория с развитой инфраструктурой, наделенная особым правовым статусом и благоприятными экономическими условиями для предпринимателей. Статус резидентов имеют 13 компаний.
В обрабатывающей промышленности создано 1193 рабочих места. Среднемесячная заработная плата в районе увеличилась на 9% и составила 71,4 тысячи рублей.
В службу занятости обратилось более 2,6 тыс. человек. На конец 2023 года в службе занятости населения было зарегистрировано 282 человека со статусом безработных (снижение на 29% по сравнению с 2022 годом). Спрос на рабочую силу в округе превышает предложение рабочей силы, коэффициент напряженности на рынке труда (количество безработных на одну вакансию) составляет 0,4%, что находится на среднем уровне значения по Московской области. Уровень зарегистрированной безработицы среди экономически активного населения в течение 2023 года снизился с 0,62% до 0,43%.
В аграрном секторе региона действуют 7 сельскохозяйственных предприятий, находящихся в частной собственности, 16 крестьянских (фермерских) хозяйств и более 13 тысяч личных подсобных хозяйств. 4 предприятия специализируются на молочном скотоводстве со смежной отраслью производства кормов, 3 предприятия специализируются на производстве продукции растениеводства различных направлений.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // ИПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru
2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // ИПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru
3. Федеральный закон от 25.02.1999 № 39–ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» // ИПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru
4. Федеральный закон от 09.07.1999 № 160–ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» // ИПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru
5. Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» // ИПС «Консультант Плюс». Режим доступа: http:// www.consultant.ru
6. Антипин, А. И. Инвестиционный менеджмент / А.И. Антипин. - М.: Academia, 2020. - 240 c.
7. Бассанини, Ф. Инвестиции в модернизацию экономики: новая реальность // БДМ. Банки и деловой мир. – 2022. – № 12. – С. 15-22.
8. Бланк, И.А. Инвестиционный менеджмент / И.Л. Бланк. – М.: Эльга, Ника-Центр, 2021. – 448 с.
9. Борзило, Е. Инвестиции в стратегические общества / Е. Борзило // ЮРИСТ. – 2021. – № 38. – С. 17-21.
10. Бурцева, Т.Н. Инструментарий мониторинга инвестиционной привлекательности территорий / Т.Н. Бурцева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 276 c.
11. Бутенин, А. Управление информационным обеспечением государственной (муниципальной) инвестиционной политики / А. Бутенин // Муниципальная власть. – 2022. – №2. – С. 70-72.
12. Варпаева, И.А. Отчетная информация в оценке инвестиционной привлекательности организации / И.А. Варпаева // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. – 2021. – № 4. – С. 25-30.
13. Верещагин, С. «Инвестиции» или «Инвестиционная деятельность». Поговорим об определениях / С. Верещагин // Финансовая газета. – 2021. – № 27. – С. 28-35.
14. Веселкова, Е.Е. О механизме двустороннего сотрудничества государств в области иностранных инвестиций / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. – 2022. – № 10. – С. 40-45.
15. Веселкова, Е.Е. Двусторонние соглашения по защите инвестиций как основной способ защиты иностранных инвестиций / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. – 2021. – № 1. – С. 124-125.
16. Веселкова, Е.Е. Источники правового регулирования иностранных инвестиций в России на современном этапе / Е.Е. Веселкова // Законодательство и экономика. – 2023. – № 3. – С. 45-48.
17. Заболонкова, О. Санкционирование расходов получателями бюджетных средств / О. Заболонкова // Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2022. – № 10. – С. 49-60.
18. Зернова, И. Бюджетные инвестиции в спортивные сооружения / И. Зернова // Учреждения физической культуры и спорта: бухгалтерский учет и налогообложение. – 2022. – № 8. – С. 26-30.
19. Игонина, Л.Л. Инвестиции / Л.Л. Игонина. – М.: Экономистъ, 2020. – 478 с.
20. Лукасевич, И. Я. Инвестиции: учебник / И.Я. Лукасевич. – М.: Инфра-М, 2023. – 413 с.
21. Лукашин, Ю. Факторы инвестиционной привлекательности регионов России / Ю. Лукашин // МЭМО. – 2022. – №3. – С. 87–94.
22. Максимова, В.Ф. Инвестиционный менеджмент / В.Ф. Максимова. – М.: МФПА, 2021. – 100 с.