Фрагмент для ознакомления
2
От привычного театра лубочной отличается спецификой изображения. Он изображался на бумаге или на стене. Тесно связан с архитектурой избы, обладал декоративным назначением и встречался в домах городских жителей. Он является симбиозом пластики, изображения и слова.
Также лубочный театр активно взаимодействует с танцевальным и театральным городским искусством. В том числе и с музыкальным творчестве. В примитиве городской разновидности музыка является песенным жанром и инструментальной игрой, которые были связаны. Игра на музыкальных инструментах шла вместе с танцевальными мотивами. Однако движущей силой для развития художественных направлений была песня.
Одним из примеров можно считать народную драму «Лодка», которая базируется на песне «Вниз по матушке по Волге». Кукольные и балаганные театры активно использовали песни в построении драматургии. Использовались как русские песни, так и иностранные. Нередко для сопровождения песен и танцев использовалась игра на музыкальных инструментах.
Специфика заключалась в связи инструментальной музыки со сценическим образом и его раскрытием в процессе повествования. Несмотря на сохранение фольклорного фундамента, она менялась под воздействием профессиональной музыкальной культуры.
Для вокального искусства образца XVII столетия ключевым моментом стало появление канта, который являлся городской песней. Её возникновение связано с развитием особого стиля написания стихотворений, базирующегося на определённом количестве слогов в стихотворных строк. Ударение шло на середину и конец строки. Из этого исходила квадратность в построении.
Они представляли собой песни с трёхголосным складом, где два голоса шли параллельно. Они характеризовались повышенным тембром и басом, за счёт чего формировали гармоническую опору. Песни сочинялись при опоре на произведения поэтов того временного отрезка. Исполнялись без музыкального сопровождения.
Кант формировался под влиянием фольклорных песен и западноевропейской музыкальной культуры, которая уже проникала в Россию. Развитие жанра создавало предпосылки для формирование таких жанров, как бытовой романс и лирическая песня. Первый жанр достиг своего расцвета во второй половине XVIII столетия. Оба жанра имели широкую распространённость среди народа.
Романс вместе с кантом базировались на слиянии русского фольклора с европейским стилем. Отличительной особенностью стала смена ладовой структуры на мажорный лад с минором, характеризующийся повышенной VII ступенью. Квадратность в построении мелодии стала отличительной особенностью. Она позже разделилась на фразы с одинаковым количеством тактов.
Крестьянская песня базируется на свободном развитии. Городская песня создавалась на стихи профессиональных поэтов, чем объясняется субъективизм в восприятии мира, сентиментализма, салонности. Она находилась в рамках романтизма, которое господствовало в музыкальной культуре того временного отрезка.
Способствовало развитию городских песен появление гитары. Инструмент в городской среде получил широкое распространение. В Россию, согласно некоторым теориям, пришла из Испании, где имела огромную популярность. Использовалась для сольной игры или сопровождения песен/танцев. В России конструкция гитары изменилась путём добавления седьмой струны. Связано это было со спецификой русской фольклорной музыкальной культуры. За счёт этого она стала доступнее широкой аудитории и удобнее для исполнения.
2.2. Применение в праздничной драматургической культуре
Народные праздники и обряды являются значимой и неотъемлемой частью многовековой духовной культуры любого народа. Праздники задолго до появления христианства были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен года, сев, сбор урожая, и т. д. Именно в народной традиции реализуются художественная активность человека, его эстетические вкусы. В процессе праздника осуществляется концентрация художественного творчества и культурной жизни. Его проведение охватывает архитектурное и декоративное оформление театрализованных действий, поэзию и прозу, драматургию, музыкальные мероприятия, зрелища, процессии, народные гуляния, конкурсы, состязания и т. д. Иными словами, составляющая праздника очень многообразна. Какие-то детали народных праздников забыты и стерлись из памяти, не сохранившись до наших дней. Многие обычаи даже не стоит реконструировать, потому что они несли совершенно иную смысловую нагрузку, ненужную современным людям. В наше время важно сохранить дух народного празднества, стилизовать обычаи и обряды. Культура народного праздника способствует воспитанию как каждой личности, так и всего коллектива участников, не только расширяет кругозор их, но и создает условия для самовыражения, самореализации людей. Праздник улучшает настроение, способствует творческому проявлению, позитивному эмоциональному всплеску. Народный праздник позволяет раскрыть истинные творческие устремления людей, ведь здесь каждый человек и исполнитель, и творец, и участник, и судья всего увиденного и услышанного. Народный праздник — это определенный отрезок жизни, имеющий свои формы поведения человека в коллективе, которые обусловлены как традициями, обычаями, так и ритуалами, церемониями и обрядами. В старину не было деления на артистов и публику, каждый участник был задействован. Не одобрялось состояние пассивности[12].
Праздник являлся социальным механизмом укрепления национальной сплоченности. Современный массовый праздник — это дополнительный день отдыха, отмеченный в календаре. Он делится на организаторов, ведущих, артистов и зрителей, которые, по сути, сторонние наблюдатели праздничного действа. В современных праздниках сохранилась обрядовая составляющая, но если раньше обряд обладал особым сакральным смыслом, то сегодня он часть народной культуры, вписанный в сценарий праздника. Сценарий — это подробная литературно-режиссерская разработка содержания театрализованного праздничного действия. Сценарий в строгой последовательности и взаимосвязи излагает все, что будет происходить на массовом празднике, раскрывает тему, идею, показывает авторские переходы от одной части действия к другой, вписывает в действие используемый художественный материал, предусматривает средства повышения активности участников, оформление и специальное оборудование всех площадок действия. Таким образом, сценарий массового театрализованного праздника является комплексным понятием, синтезирующим работу драматурга, режиссера, художника, композитора, организатора[13].
Существенной составляющей сценарно-драматургической основы массовых зрелищ является игровой характер композиции. Наряду с театральной драматургией развивается сценарная драматургия праздника, которая предполагает конструирование действия персонажей по определенной логике, сюжету, отличающемуся определенным конфликтом. Культурный смысл сценарной драматургии возникает через образы и действия, цель которых — духовно-нравственное влияние на зрителя. Разбирая любой праздник, мы должны найти в нем ключевые моменты.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 тт. – 1997 –Т.5 – 738 с.
2. Беленький Л.П. Авторская песня и творческий метод её создания // Обсерватория культуры – 2012 – № 4 – С.48-55.
3. Беленький Л.П. Секрет успеха. О природе художественного творчества в авторской песне // Образование личности – 2014 – №3 – С.128-138.
4. Беленький Л.П. Песенная культура и ее структурные признаки // Культурное наследие России. 2019. №3. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/pesennaya-kultura-i-ee-strukturnye-priznaki (дата обращения: 02.04.2024).
5. Вайнонен Н.В., Андреев Ю.А. Массовость, и мастерство // Наша самодеятельная песня – Москва: Просвещение, 1983 – С.3-50.
6. Вербина О.В. Формирование музыкальной культуры в городской среде Белгорода (на примере филармонической деятельности) // Наука. Искусство. Культура. 2018. №3 (19). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-muzykalnoy-kultury-v-gorodskoy-srede-belgoroda-na-primere-filarmonicheskoy-deyatelnosti (дата обращения: 17.03.2024)
7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика – Москва, Высшая школа, 1989 – 406 с.
8. Добровольский Б.М. Современные бытовые песни городской молодежи // Фольклор и художественная самодеятельность. – 1968 – №12 – С.176-200.
9. Дружкин Ю.С. Песня как социокультурный феномен // Обсерватория культуры – 2010 – № 3 – С.63-66.
10. Конен В.Дж. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века. –Москва, Музыка 1994. – 488 с.
11. Лазарева, Л. Н. История и теория праздников: учеб. пособие – Челябинск, Челяб. гос. акад. культуры и искусств., 2010 – 251 с.
12. Путилов Б. Н. Фольклор и народная культура. – Санкт-Петербург, Наука 1994. – 239 с.
13. Рябков, В.М. Антология форм праздничной и развлекательной культуры России (XVIII начало XX вв.) / В.М. Рябков. - Челябинск, Полиграф-Мастер 2006. - 706 с.
14. Сапонов М. А. Менестрели. Книга о музыке средневековой Европы. – Москва, Классика-XXI, 2004. – 405 с.
15. Секачева Е. Р. Городской фольклор как феномен массовой городской культуры начала XX в. // Новый исторический вестник – 2001 – №5. – С. 1-6
16. Семенова, Е.ГО. Культура Поволжья в годы первой мировой войны (1914 начало 1918 г.). По материалам Самарской, Симбирской, Пензенской и Саратовской губерний. – Самара: Самарской государственный технический университет, 2007. - 291 с.
17. Соколова И. А. Авторская песня: от фольклора к поэзии. – Москва, ГКЦМ В.С.Высоцкого, 2002. – 292 с.
18. Фрумкин В.А. Певцы и вожди. – Нижний Новгород, Accent Graphics communications, 2005. – 184 с.
19. Штейнпресс Б.С. Из музыкального прошлого. – Москва: Гос. музык. изд-во, 1960. – 519 с.
20. Grandmann H. Die Frauen und die Literatur im Mittelalter. Ein Beitrag zur Frage nach der Entstehung des Schrifttums in der Volkssprache // AKG Bd.26, – 1935, – S. 140.