Фрагмент для ознакомления
2
Детям необходимо общение со сверстниками не только для игры. В результате взаимодействия старшие дошкольники познают законы коллектива и учатся подчиняться им, получая тем самым адекватное представление о жизни [3].
Конфликтные дети старшего дошкольного возраста - это дети, которые часто конфликтуют со сверстниками и создают конфликтные ситуации практически во всех случаях взаимодействия с ними. Для этих детей характерны:
-заниженная самооценка;
-неуверенность в себе;
-неумение вступать в контакт как с взрослыми, так и со сверстниками в силу стеснительности и пассивности;
-недоверие к окружающим;
-скептическое отношение ко всему;
-особенности интеллекта;
-высокий уровень тревожности.
Такие дети вносят много сложностей в жизнь детской группы в ДОУ. Дети эмоциональны и эмоции играют важную роль в жизни детей. Они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Проявляясь в поведении, эмоции информируют взрослого о том, что ребенку нравится, сердит или огорчает его.
По мере того, как ребенок растет, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. От базовых эмоций, таких как, страха или радости, ребёнок переходит к более сложной гамме чувств. Он радуется и сердится, восторгается и удивляется, ревнует и грустит. Изменяется внешнее проявление эмоций. В дошкольном возрасте ребенок усваивает язык чувства - это принятые в обществе формы выражения тончайших оттенков переживаний при помощи взглядов, улыбок, жестов, поз, движений, интонаций голоса и т. д.
С другой стороны, ребенок овладевает умением сдерживать бурные и резкие выражения чувств. Шестилетний ребенок, в отличие от двухлетнего, уже может не показать свои страх или слезы. Он способен управлять выражением своих чувств, облекать их в культурно принятую форму, осознанно пользоваться ими, информируя окружающих о своих переживаниях [8]. Социальная ситуация развития составляет систему отношений ребенка с
другими людьми и такие отношения считаются неотъемлемым условием
человеческого развития.
Дошкольники в любом случае остаются непосредственными и импульсивными и те эмоции, которые они испытывают, легко прочитываются на лице, в позе или жесте. Для практического психолога поведение ребенка, выражение им чувств - важный показатель для понимания внутреннего мира маленького человека, свидетельствующий о его психическом состоянии и благополучии. Информацию о степени эмоционального благополучия ребенка психологу дает эмоциональный фон. Эмоциональный фон может быть положительным или отрицательным.
Отрицательный фон ребенка характеризуется подавленностью, плохим настроением, растерянностью. Ребенок почти не улыбается или делает это заискивающе, голова и плечи опущены, выражение лица грустное или индифферентное. В таких случаях возникает проблемы в общении и установлении контакта.
Ребенок часто плачет, легко обижается, иногда без видимой причины. Он много времени проводит один и ничем не интересуется. При обследовании, такой ребенок подавлен, не инициативен, с трудом входит в контакт. Одной из причин такого эмоционального состояния ребенка и может быть проявление повышенного уровня тревожности [12].
Повышенная тревожность может дезорганизовать любую деятельность, что, в свою очередь приводит к низкой самооценке и неуверенности в себе. Это может возникнуть между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой ребёнка. Известно, что предпосылкой возникновения тревожности является повышенная чувствительность (сензитивность). Однако не каждый ребенок с повышенной чувствительностью становиться тревожным. Многое зависит от способов общения родителей с ребенком.
Иногда именно родители могут способствовать развитию тревожной личности. Например, высока вероятность воспитания тревожного ребенка родителями, осуществляющими воспитание по типу гиперпротекции, т.е. чрезмерной заботой, мелочным контролем, большим количеством ограничений и запретов, постоянным одергиванием.
Ребенок теряет уверенность в себе и в своих собственных силах, он боится отрицательной оценки, начинает беспокоиться, что он делает, что–то не так, т.е. испытывает чувство тревоги, которое может закрепиться и перерасти в стабильное личностное образование - тревожность.
Самым важным для детей является создание и осознание внутреннего мотива. Чтобы побудить ребенка к действию и проявлению инициативы не стоит поощрять его материально, покупая ему игрушку или сладости, или, наказывая, лишать его чего-то. Просто скажите ему, как вы гордитесь им, и спросите, доволен ли он собой сам. Когда ребенок ожидает от вас только наказания, он не расскажет вам, чем он занимается, боясь вызвать неодобрение.
Повторение подобной ситуации в дальнейшем вызывает раздражение или даже агрессивность со стороны ребенка, в основе которой лежит именно страх быть непринятым или непонятым. Если судить о ребенке по конкретному результату его действий, то его творческие способности снижаются из-за страха неудачи или неуверенности в собственных силах. Но если он видит, что вы интересуетесь и поддерживаете его начинания, это существенно снижает уровень тревожности.
Среди характерных для детей дошкольного возраста причин возникновения повышенной тревожности, и соответственно, конфликтности, можно выделить боязнь быть не таким, каким его хотят видеть окружающие, не соответствовать общепринятым нормам, ожиданиям со стороны родителей и педагогов.
Ребенок при этом боится сделать что-то неверно, совершить ошибку,
потерпеть неудачу или поражение, проявив несостоятельность в глазах
взрослых. Тревожность возникает в ситуациях, когда ребенок боится
вызвать неодобрение, или когда он чувствует, что не соответствует
групповым стандартам, а также при страхе порицания, осуждения и
наказания, потери доверия, и грозящей вследствие этого социальной
изоляции.
С другой стороны, желание ребенка быть таким, как все, можно
объяснить стремлением избежать неприятностей или наказания в случае нарушения общепринятых норм поведения [18].
Формой выражения тревожности по этому поводу становится опасение совершить какую-либо ошибку, проступок, или всего того, что, по мнению ребенка, может стать причиной невзгод. Большее количество данных по проблеме влияния межличностного общения собрано при изучении ситуативной тревожности. При рассмотрении работ по данной теме, было выделено несколько ситуаций, которые способствовали возникновению тревожности на разных этапах жизни ребенка:
-разлука с родителями;
-внезапная перемена привычной обстановки;
-неприятие со стороны сверстников;
-ситуации проверки и оценивания знаний, особенно в присутствии публики и др.
Для детей в старшем дошкольном возрасте страх разлуки является нормальным поведением, за исключением случаев его чрезмерной выраженности. Патологией его можно считать при условии яркой выраженности на протяжении длительного отрезка времени, если он негативно влияет на повседневную деятельность ребенка. Вследствие этого у детей часто возникает панический страх и нередкими становятся серьезные конфликты с родителями [3].
Основной причиной этого является боязнь совершить ошибку, глупость, потерпеть неудачу, проиграть и быть осмеянным. Помимо перечисленных факторов, страхи возникают и в результате фиксации в эмоциональной памяти сильных испугов при встрече со всем, что олицетворяет опасность или представляет непосредственную угрозу для жизни, включая нападение, несчастный случай, операцию или тяжелую болезнь.
Если у ребенка усиливается тревожность, появляются страхи -непременный спутник тревожности и могут развиться невротические черты. Тем не менее, у детей старшего дошкольного возраста тревожность еще не является устойчивой чертой характера и относительно обратима при проведении соответствующих психолого-педагогических мероприятий. Можно существенно снизить тревожность ребенка, если педагоги и родители, воспитывающие его, будут соблюдать нужные рекомендации [11].
В общении детей друг с другом возникают ситуации, которые требуют согласованных действий и проявлений доброжелательного отношения к сверстникам. Педагоги учат детей в некоторых случаях отказываться от личных желаний ради достижения общих целей. Но в связи с возрастным периодом ребенок еще не осознает свой внутренний мир и свои переживания.
Ему сложно представить, что может чувствовать другой ребёнок. Он видит только внешнее поведение другого ребенка и не понимает, что каждый сверстник также имеет свой внутренний мир, желания и интересы. Из-за этого возникают конфликтные ситуации между детьми.
Конфликты неизбежны в любой социальной структуре и в любом возрасте. «Конфликт заключается в том, что его субъекты противодействуют друг другу, причем это противодействие обычно сопровождается негативными эмоциями» [4, с.39].
Конфликтной будет являться ситуация, участники которой отстаивают свои цели, не совпадающие с целями других. Она может длиться долго, но рано или поздно, произойдет определенное стечение обстоятельств,
которое приведет к открытому противостоянию сторон, а именно к
конфликту [11].
На рисунке 3 рассмотрены особенности возникновения детских конфликтов у дошкольников.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абакарова, Э.Г. Тревожность у детей дошкольного возраста: генезис и психологические пути ее преодоления [Текст]: монография /Э. Г. Абакарова, И.А. Малашихина. – М.: Илекса, 2016. – 143 с.
2. Алексеенко, В.В. Играем в сказку. Воспитание и развитие личности ребенка 2-7 лет [Текст]: учеб. -метод. Издание / В.В. Алексеенко, Я.И.Лощинина. – М., 2015. – 218 с.
3. Альгожина, А.Р. Изучение особенностей родительского отношения влияющих на тревожность ребенка [Текст] / А.Р. Альгожина // Международный научный журнал «Инновационная наука». – 2016. - No7-8. – с. 370.
4. Боровкова, Е.Ю. Сказкотерапия в работе детского психолога [Текст] / Е.Ю. Боровкова, Г.С. Смирнова. – Казань, 2016. – 491 с.
5. Валиахметова, Т.Г. Сказкотерапия как вид здоровосберегающей технологии [Текст]: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции: в 13 частях / Т.Г. Валиахметова, Н.В.Степанова. – 2015. – с. 433.
6. Варенникова, И.Н. Влияние детско-родительских отношений на тревожность детей дошкольного возраста [Текст]: материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием: в 2-х частях /И.Н. Варенникова. – 2016. – с. 301.
7. Зедгенидзе, В.Я. Предупреждение и разрешение конфликтов у
дошкольников. Пособие для ДОУ. М.: Айрис-пресс, 2006. - 105 с.
8. Косачева, Е.В. Особенности тревожных состояний у детей старшего дошкольного возраста / Е. В. Косачева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2021. - № 10 (352). - С. 162-164. - URL: https://moluch.ru/archive/352/78990/. https://moluch.ru/archive/352/78990/ (дата обращения: 19.03.2024).
9. Клепалова, Ю.А. Определение понятий творчества и креативности в психологии / Ю.А. Клепалова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2018. – 256 с. – Текст: непосредственный.
10. Котова, Е.В. Развитие творческих способностей дошкольников / Е.В. Котова, С.В. Кузнецова // Методическое пособие. - Т. А. Романова. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 19.03.2024).
12. Коричко, Н.А. Постановка проблемы формирования
бесконфликтных взаимоотношений старших дошкольников в психолого
педагогической литературе. сб. науч. трудов Культура, наука, образование:
проблемы и перспективы Материалы IV Всероссийской научнопрактической конференции. Нижневартовск, 12-13 февраля 2015. С. 378-382.
13. Король Л.Г., Малимонов И.В., Рахинский Д.В. Конфликтология:
учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям 37.04.01
Психология, 38.04.02 Менеджмент, 38.03.03 Управление персоналом.
Ульяновск: Зебра, 2015. - 248 с.
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2011. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 19.03.2024).
15. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре / Д.В. Менджерицкая. – М.: Академия, 2007. – 361 с.
16. Малахова А.Н. Диагностика и коррекция тревожности и страхов у
детей. [Текст] / А. Н. Малахова. СПб.: Детство-Пресс, 2016. - 208 с.
17. Магомедова, З.Ш. Педагогическая коррекция конфликтного
поведения дошкольников. Педагогика. 2017. - 118 с.
18. Нифонтова, О.В. Учим детей разрешать конфликт. М.: ТЦ Сфера.
2011. - 128 с.
19. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения на переходном этапе от азбуки к хрестоматии для чтения / Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2012. – No 7. – С. 208-212. – Текст: непосредственный.
20. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 19.03.2024).
21. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика. [Текст] / А. М. Прихожан. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - 304 с.
22. Прихожан, А. М. Психология тревожности: дошкольный и школьный возраст/А. М. Прихожан.- Текст: непосредственный // Питер- СПб, 2009, 119 стр. https://юс123.рф/wp-content/uploads/2019/06/Psihologiya-trevozhnosti-doshkolnyj-i-shkolnyj-vozrast-.pdf (дата обращения: 19.03.2024).
23. Психическое здоровье детей и подростков в контексте
психологической службы / под ред. И.В. Дубровиной, Н.И. Гуткиной, А.М.
Прихожан и др. М.: Деловая книга, 2000. - 176 с.
24. Овчинникова, Т.Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т.Н. Овчинникова - М.: Академический проект. 2000. – 208 с. – Текст: непосредственный.
25. Трушина, С.Н. Детская тревожность / С. Н. Трушина. - Текст непосредственный // Проект «Инфоурок», 2020. https://nsportal.ru/detskii-sad/korrektsionnaya-pedagogika/2020/04/15/detskaya-trevozhnost (дата обращения: 19.03.2024).
26. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2010. – 272 с.