Фрагмент для ознакомления
2
2.3. Практические рекомендации для работы с детьми с умственной отсталостью
Однако, для успешного воспитания детей раннего возраста необходимо обеспечить разнообразие внешних воздействий и создать подходящую визуальную и слуховую среду [24, с. 35]. Это включает наличие необходимого оборудования в помещении, создание специальной атмосферы и постоянное взаимодействие родителей (или взрослых) с ребенком, а также проведение специальных занятий.
Основное внимание в сенсорном воспитании уделяется обучению детей предметным действиям и развитию их способности сравнивать объекты по внешним характеристикам, таким как форма, размер и положение в пространстве. В данном возрасте дети еще не обладают стандартными представлениями, поэтому понимание внешних свойств предметов достигается через сравнение их друг с другом. Исследования показывают, что оптимальным способом освоения правильного выполнения действий является последовательное движение от практических задач к задачам, требующим зрительного сравнения [34, с. 93]. Организованные занятия с использованием разнообразного материала, игрушек и инструментов являются основным методом сенсорного воспитания [15, с. 48].
При разработке содержания сенсорного воспитания учитываются формы общественно полезной деятельности взрослых. Важно определить, какое влияние оказывают процессы восприятия на эти действия, какие аспекты реальности воспринимаются через них и каким образом эти процессы реализуются.
Чтобы определить, какие навыки и знания в области сенсорного воспитания должен приобрести ребенок, необходимо учесть возрастные особенности и условия, в которых они могут быть усвоены. Взаимодействие и организация детской деятельности играют важную роль в этом процессе. Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется через занятия рисованием, лепкой и конструированием. Эти занятия развивают сенсорные процессы, которые играют важную роль в формировании представлений о мире [20, с. 271].
Уровень восприятия внешних свойств объектов зависит от характера исследуемой деятельности, а не от объективных свойств объекта. При этом ориентировочно-исследовательская деятельность детей меняется в зависимости от соответствия используемых методов особенностям анализируемых предметов и от уровня владения этими методами.
Одной из главных задач сенсорного воспитания в дошкольном возрасте является развитие у детей навыков восприятия и представления предметов и явлений, что способствует развитию навыков рисования, конструирования, звукового анализа и работы с природой. Сначала необходимо сформировать сенсорные представления у детей и создать окружающую их среду, включающую звуковые и визуальные восприятия. Также проводятся специальные занятия по сенсорному воспитанию уже на первом году жизни. В дальнейшем используются дидактические игры и упражнения с помощью специальных материалов для развития сенсорики в процессе обучения рисованию, конструированию и в повседневной жизни. [28, с. 143].
Среди множества задач сенсорного воспитания особое значение приобретают задачи коррекционного обучения умственно отсталых детей. Создание условий, способствующих развитию широкого предметного мира, формированию обобщенных подходов к изучению предметов и их свойств, овладению необходимыми сенсорными навыками, связыванию опыта с произнесенным словом и формированию представлений [26, с. 238].
Сенсорное воспитание также имеет целью коррекцию и компенсацию нарушений сенсорно-перцептивной сферы детей с особенностями развития. Его задачи включают ранний старт в развитии восприятия, ускорение темпа и интенсификацию сенсорного развития, а также преодоление отклонений.
Система сенсорного воспитания направлена на решение этих задач, учитывая особенности аномального развития и специфику каждого вида детской деятельности в целях общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осуществляется через основные виды детской деятельности, такие как игровая, предметная и изобразительная [31, с. 111].
Специально организованные занятия включают обучение умственно отсталых детей выделению свойств и отношений предметов на основе перцептивных действий и сенсорных эталонов. Например, в ходе обучения конструктивной деятельности детей с нарушением интеллекта ставится задача освоения способов восприятия и действий.
В программе воспитания и обучения умственно отсталых дошкольников предусмотрены специальные упражнения, направленные на формирование умения различать, сравнивать, выделять и группировать предметы и элементы строительных наборов по форме, величине и расположению.
Особое внимание следует уделять обучению умственно отсталых детей умению анализировать предметы, предвидеть результаты действий с ними. Эти навыки являются необходимыми для формирования ориентировочной фазы деятельности и определяют успешность выполнения задач.
В процессе формирования изобразительной деятельности детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта в подготовительном периоде обучения предлагается использовать специальные дидактические игры, которые помогут разнообразить восприятие различных свойств предметов.
Также следует уделять внимание играм, направленным на развитие зрительно-двигательной координации.
Во время занятий по предметному рисованию и лепке дети могут научиться специальному рассматриванию и наблюдению, что позволит им более полно воспринимать различные свойства предметов [23, с. 176].
Особое внимание следует уделить обучению обследованию, которое включает целостное восприятие предмета, выделение его основных частей, анализ его формы, цвета, расположения и взаимного размера частей.
Для правильного восприятия формы предмета рекомендуется проводить индивидуальные занятия по формированию моделирующих движений, например, обводку предметов по контуру перед рисованием и ощупывание перед лепкой, под руководством учителя-дефектолога.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Венгер Л.А., Пилюгина Э.Г., Венгер Н.Б. Воспитание сенсорной культуры ребенка. - М.: Просвещение, 1998. – 64 с.
2. Виноградова, А. Д. Практикум по психологии умственно отсталого ребенка: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. №2111 «Дефектология» / А. Д. Виноградова. - М.: «Просвещение», 1985. - 144 с.
3. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М, 1985. – 125 с.
4. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. -М.: Просвещение, 1980. – 322 с.
5. Гаврилушкина О.П. Соколова Н.Д. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников. Кн. для воспитателя. М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
6. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников: (Пособие для воспитателя детского сада) / Под ред. Л. А. Венгера. - М: Просвещение, 1973. - 110 с.
7. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение и воспитание. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта – М: Просвещение, 2005. – 272 с.
8. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Системы коррекционно- развивающего обучения и воспитания детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта / Е.А. Екжанова // Дефектология. - №6, 2007. – 49 с.
9. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно- развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации / Е.А. Екжанова. – М.: - Просвещение, 2009. - 142 с.
10. Ершова Н. В., Аскерова И. В., Чистова О.А. Занятия с дошкольниками, имеющими проблемы познавательного и речевого развития. Младший дошкольный возраст: – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 176 с.
11. Катаева А.А. Сенсорное развитие и сенсорное воспитание аномальных детей дошкольного возраста. Автореферат. - М., 1977. – 177 с.
12. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов, С.Н. Шаховская, Ю.А. Костенкова; под ред. Б.П. Пузанова. - 3-е изд., доп. - Издательский центр "Академия", 2001. – 160 с.
13. Ломовая Б.Ф. Сенсорные и сенсомоторные процессы. Под редакцией Ломовой Б.Ф. - М.: Просвещение, 1972. – 311 с.
14. Ляпидевский С.С., Шостак Б.И. Клиника олигофрении. -М.: Просвещение, 1973. – 211 с.
15. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта: учеб. пособие / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 198 с.
16. Петрова В.Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? - М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 104 с.
17. Петрова В. Г., Белякова И. В. Психология умственно отсталых школьников. Учебное пособие. Издательство: Академия, 2002. – 160 с.
18. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. Пособие для воспитателя детского сада - М., 1983. – 100 с.
19. Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей / Э.Г. Пилюгина. - М: Просвещение: Учебная литература, 1996. – 112 с.
20. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 336 с.
21. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студентов средних педагогических учебных заведений / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В. Вохмянина; под ред. И.В. Дубровиной. 2-е изд., стереотип. -- Издательский центр "Академия", 2001. – 160 с.
22. Пузанов, Б.П. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (Олигофренопедагогика): учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / Б.П. Пузанов. – М: Издательский центр «Академия», 2001. – 272 с.
23. Рожков О. П. Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2 - 4-го года жизни: методические рекомендации / О. П. Рожков, И. В. Дворова; Рос. акад. образования, Моск. психол.-соц. ин-т. - М; Воронеж: МОДЭК, 2004. – 189 с.
24. Рубинштейн С.Л. Психология умственно отсталого школьника Издание третье, переработанное и дополненное. -М.: Просвещение, 1986. – 98 с.
25. Сенсорное воспитание в детском саду: пособие для воспитателей / Под ред. Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой. - 2-е изд., испр., доп. - М: Просвещение, 1981. – 192 с.
26. Сосновский, Б.А. Психология: учебник для педагогических вузов / под ред. Б.А. Сосновского. – М.: Высшее образование, 2008. – 660 с.
27. Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб. пособие /Е.О. Смирнова. – М.: издательский центр ВЛАДОС. 2003. – 238 с.
28. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: учеб. пособие / Е.А. Стребелева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 268 с.
29. Трофимова Н.М. Основы специальной педагогики и психологии: учеб. Пособие / Под ред. Е. Строганова – СПб.; Питер, 2006. – 304 с.
30. Фомина Л.В. Сенсорное развитие: Программа для детей в возрасте (4) 5-6 лет. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. – 80 с.
45. Фридрих Фребель. Будем жить для своих детей / Л.В. Волубцева, - М.: Изд- во «Карапуз», 2001. - 128 с.
31. Фролова, А.Н. Игры - занятия с малышами / А.Н. Фролова, - К., Рад. школа, 1997. - 197 с.
32. Широкова, Г.А. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста / Г.А. Широкова - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 251 с.
33. Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин - М., 2000. - 280 с.
34. Ядешко, В.И. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для учащихся по спец. 2002 «Дошкольное воспитание» и 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» / Под ред. В.И. Ядешко, Ф.А. Сохина, 2-е изд. испр. и доп., - М.: Просвещение, 2006. - 156 с.