Фрагмент для ознакомления
2
Личности различаются по определенным характеристикам: младшие школьники очень импульсивны, капризны, упрямы и лишены воли. Возраст начальной школы характеризуется недостатком силы воли, а у младших школьников нет опыта преодоления трудностей и препятствий. Когда он терпит неудачу и теряет уверенность в своих силах и способностях, он может отпустить ситуацию. Часто наблюдаются капризность и упрямство. Обычно причиной капризности и упрямства является отсутствие семейного воспитания. Этот ребенок избалован и привык к тому, что все его требования выполняются, и ничто его не отвергает. Капризность и упрямство - одна из форм протеста против школьных требований.
Младший школьный возраст - самый важный этап детства. К концу начальной школы дети должны захотеть учиться.
На этапе обучения ребенка в начальной школе главной задачей учителей и родителей является создание наилучших условий для всестороннего развития и раскрытия личностных особенностей каждого ребенка.
1.2. Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста
Психодиагностика - это раздел психологии, который разрабатывает теории, принципы и инструменты для оценки и измерения психологических характеристик людей с индивидуальностью. Психодиагностика, как инструмент оценки и измерения индивидуально-психологических характеристик человека, является важной частью изучения психологии человека. Психологическая диагностика личностного развития младших школьников показывает, что в основе многих проблем лежат психологические причины, связанные с проблемами личностного развития учащихся, опосредованными возрастным кризисом. Кроме того, баланс негативных факторов, исключающий причины неблагоприятного воздействия на развитие личности младших школьников, также напрямую связан с устранением трудностей в личностном развитии детей (коррекцией). Это означает, что психологическая помощь детям на этапе начальной школы означает разработку специальной психологической поддержки, направленной на устранение проблем личностного развития [2, с. 29].
Младший школьный возраст представляет собой переход от преимущественно веселой деятельности к новому типу образовательной деятельности, и в этой деятельности происходят важные психические изменения. Обучение становится главной движущей силой, и оно обязано приобретать знания и усердно учиться. Такая резкая смена деятельности оказала довольно положительное влияние на психологию ребенка, усилив его стресс и тревожность, нарушив представление младших школьников об их социальном имидже и принижая их личностные качества. Психологическая диагностика младших школьников должна начинаться с этапа дошкольной подготовки. Например, школьный психолог может поставить предварительный диагноз психологического состояния ребенка на этапе поступления в первый класс.
Такой психологический диагноз предназначен для:
-Составление психосоциальных портретов студентов;
–Методы и формы обращения за помощью к детям, которые сталкиваются с проблемами в обучении, общении и психическом здоровье;
-В соответствии с присущими школьникам особенностями обучения и общения выбирайте средства и формы психологической поддержки.
Первичная психологическая диагностика может включать:
-Диагностика школьной мотивации;
-Диагност готов взаимодействовать с учителем и следовать его указаниям;
-Диагностика сформированности учебных навыков.
По результатам психологической диагностики при необходимости проводятся психокоррекционные мероприятия, которые представляют собой систематическую целенаправленную работу с детьми, отнесенными по каким-либо причинам к "группе риска", направленную на оказание конкретной помощи этим детям.
Личность младших школьников должна систематически исследоваться, основываясь на основных факторах, характеризующих наличие кризисного реагирования, таких как: социальный фактор, позволяющий исследовать межличностные отношения между вашим ребенком и окружающей средой (уровень школьной и личной тревожности, адаптивность, агрессивность, уровень коммуникативных навыков, семейное воспитание стиль, эмоциональная атмосфера детей дома и в школе); психологические факторы включают изучение личности детей как субъекта образовательной деятельности (способность к обучению, прилежание, трудности в обучении, уровень когнитивной мотивации, наличие младенцев) и уровень возрастных новообразований: когнитивная сфера (формирование внимания и произвольность восприятия, семантическая память, эффективность и способ запоминания) , наличие логического мышления), а также определяют уровень детского самосознания и самооценки.
При диагностике младших школьников необходимо обратить внимание на следующие моменты:
- Развитие детей неравномерно. Возрастное ограничение является условным, и дети не будут автоматически переходить на следующую возрастную ступень по достижении определенного возраста. К тому времени, когда дети поступают в школу, их индивидуальные различия в уровне психологического развития претерпевают фундаментальные изменения.
- Уровень подготовки детей. На этот компонент влияют особенности развития ребенка на дошкольном этапе, ходит ли ребенок в детский сад, проводить ли с ним развивающую работу и как формировать навыки, необходимые для обучения, особенно эти навыки могут повлиять на результаты диагностики [4, с. 50].
Психологическая диагностика младших школьников в основном направлена на выявление когнитивных способностей детей, поскольку основной деятельностью младших школьников является обучение. Этот диагноз должен быть поставлен в естественных условиях ребенка, лучшими из которых являются условия образовательного учреждения (школьная программа). В то же время методы и процедуры психологической диагностики в основном предназначены для оценки уровня развития интеллекта и когнитивных процессов младших школьников и должны быть органично интегрированы в учебную программу и содержание образовательной деятельности.
Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста должна основываться на следующих принципах: -Общая и системная диагностика: установление взаимосвязи, взаимозависимости и взаимообусловленности показателей психологической организации детей (интеллект, мотивация, регуляция, речь, личностные качества); –структурная и динамическая диагностика: выявление фактического и потенциального потенциала развития, возможных отклонения в развитии; -специфический диагноз: определяют, что психологическое развитие ребенка соответствует требованиям определенной ситуации [3, с. 315].
Психологическая диагностика развития младших школьников обычно проводится школьными психологами в образовательных учреждениях с использованием традиционных методов диагностики: наблюдения, диалога, анкетирования, тестирования, анализа продуктов детского творчества и т.д.
Психологическая диагностика детей младшего школьного возраста направлена на выполнение следующих функций:
-Информационная функция - получение информации о состоянии диагностируемого объекта и условиях его формирования.
-Контрольные и коррекционные функции -управление психологическими и педагогическими процессами;
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2024) // Российская газета. - 2013. - 9 января.
2. Аушева, А.В. Особенности психодиагностики детей младшего школьного возраста / А.В. Аушева, Е.Г. Изотова // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сборник научных статей. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2019. – С. 26-29.
3. Айгумова, З.И. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для вузов / З. И. Айгумова [и др.] ; под общей редакцией А. С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 424 с.
4. Баженова, Ю.А. Методы психодиагностики детей дошкольного и младшего школьного возраста: учебное пособие для обучающихся по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль Психология образования для дисциплины «Методы психодиагностики в дошкольном и младшем школьном возрасте». / Ю.А. Баженова, Т.А. Липская. – Оренбург: Экспресс-печать, 2022. – 59 с.
5. Волков, Б.С. Психология детей младшего школьного возраста (для бакалавров) / Б.С. Волков. - М.: КноРус, 2018. - 140 c.
6. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред.В. В. Давыдова. М.: 1999.- 560с.
7. Гайдай, Н.П. Активные методы обучения, модерация и ФГОС / Н.П. Гайдай. – М.: Дашков и К, 2015. – 287 с.
8. Евтухова, И. Н. Особенности развития мышления в младшем школьном возрасте / И. Н. Евтухова. // Образование и воспитание. – 2023. – № 1 (42). – С. 46-49.
9. Еромасова, А. А. Общая психология. Методы активного обучения : учебное пособие для вузов / А. А. Еромасова. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 182 с.
10. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В.И. Загвязинский, Р. Атаханов. - М.: Academia, 2019. - 208 c.
11. Котова, С.А. Психодиагностика младшего школьника / С.А. Котова, Е.В. Чебучева // Подготовка магистра в сфере дошкольного и начального образования: программы учебных дисциплин в 3-х частях / Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. – СанктПетербург: Тесса, 2021. – С. 12-17.
12. Лекерова, Г.Ж. Структурные компоненты школьной психодиагностики / Г.Ж. Лекерова, О.А. Алшинбаев, Г.О. Адилбекова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 3. – С. 49-51.
13. МБОУ СОШ № 57 г. Курска // Новости школы. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://education.simcat.ru/school57/.
14. Минобрнауки России // Новости экономики. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://минобрнауки.рф.
15. Немов, Р. С. Психология : учебник для вузов / Р. С. Немов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 501 с.
16. Нуркова, В. В. Общая психология : учебник для вузов / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2024. – 514 с.
17. Обухова, Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. / Л.Ф. Обухова. – М.: Юрайт. 2023. 276 с.
18. Подольский, А.И. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. / А.И. Подольский. – М.: Юрайт. 2024. 125 с.
19. Психологические особенности учащихся младшего школьного возраста // Новости школы. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа. - http://allrefs.net/c13/1l75h/p1/.
20. Рустамбекова, М.Т. Особенности психодиагностики младшего школьника / М.Т. Рустамбекова // Технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности: Материалы Международной VII научно-практической конференции. – Махачкала: институт социально-экономических исследований Дагестанского федерального исследовательского центра российской академии наук, 2022. – С. 134-139.
21. Сорокоумова, Е. А. Психология детей младшего школьного возраста. Самопознание в процессе обучения: учеб. пособие для СПО / Е. А. Сорокоумова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2019. – 216 с.
22. Успенский, В. Б. Введение в психолого-педагогическую деятельность / В.Б. Успенский, А.П. Чернявская. - М.: Владос-Пресс, 2021. - 176 c.
23. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – М.: Просвещение, 2007.- 360 с.
24. Юзбашева, Ю. А. Индивидуально-психологические особенности детей младшего школьного возраста / Ю. А. Юзбашева. // Молодой ученый. – 2022. – № 48 (443). – С. 520-522.