Фрагмент для ознакомления
2
Школьники, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой позитивные цели, активно работают над их реализацией и выбирают средства для достижения этой цели. Деятельность (обучение) вызывает положительные эмоции, мобилизацию внутренних ресурсов и концентрацию внимания. Школьники, мотивированные на успех, обычно выбирают профессию, которая соответствует их знаниям, навыкам, способностям и качествам.
Школьники, которые пытаются избежать неудачи, ведут себя по-другому. Их цель - не добиться успеха, а избежать неудачи. Их мышление и поведение подчинены этому. Ученику не хватает уверенности в себе, и он боится критики. Негативные чувства сопровождают только ту работу, которая потенциально может оказаться неудачной. Мотивы неудачи связаны с неуверенностью в себе, низкой самооценкой и неверием в возможность успеха. Любая трудность вызывает негативные эмоции. Дети, ориентированные на избегание неудач, часто плохо ориентируются в профессиональном самоопределении и игнорируют объективную информацию о своих способностях и компетентности [9].
Ученики с преобладающим стремлением к успеху склонны объяснять свои победы и неудачи количеством приложенных усилий или их интенсивностью, что свидетельствует о наличии внутреннего контролирующего фактора. Дети с преобладающим стремлением избегать неудач, как правило, объясняют свои неудачи отсутствием способностей или невезением, а успехи - везением или легкостью выполнения задания.
В этом случае возникает так называемая «выученная беспомощность». Поскольку ученик ничего не может поделать с трудностью задания, везением или отсутствием способностей, ему кажется бессмысленным пытаться сделать что-то еще. Впоследствии такой ученик будет отказываться даже от самых простых заданий. Эта мотивация предполагает, что желание добиться успеха должно превалировать над желанием избежать неудачи.
Выделяют пять уровней учебной мотивации:
I — высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Ученики четко следуют указаниям учителей, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки.
II — хорошая школьная мотивация (ученики успешно участвуют в учебной деятельности). Этот уровень мотивации соответствует среднему уровню.
III — положительное отношение к школе. Школы привлекают таких детей внеклассными занятиями. Дети полностью удовлетворены школой и хотят чувствовать себя учениками. Познавательные мотивы сформированы в меньшей степени, и процесс обучения их не очень привлекает.
IV — низкая школьная мотивация. Дети не хотят ходить в школу и неохотно пропускают занятия. Они часто выполняют дополнительную работу на уроках. Они испытывают серьезные трудности в учебной деятельности. Они плохо адаптируются к школе.
V — негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Дети испытывают серьезные трудности в обучении: не реагируют на учебные задания, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и с учителями. Они проявляют агрессию, отказываются выполнять задания или не хотят следовать определенным правилам и нормам. У таких учеников наблюдаются нервно-психические расстройства [7].
Формирование мотивации к обучению имеет решающее значение в первые годы школьного обучения. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, гарантирующее возможность систематического обучения. Этот период совпадает с ранними этапами обучения. Успешность обучения в школе, а также общее развитие личности во многом зависят от того, насколько требования, предъявляемые школой, соответствуют способностям ребенка.
Учебная деятельность в первые годы обучения в школе является одним из важнейших видов деятельности. Учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в психическом развитии ребенка на данном возрастном этапе. В рамках учебной деятельности формируется психологическая новообразования, которая характеризует наиболее важные достижения в развитии младших школьников и служит основой для обеспечения их развития на последующих возрастных этапах.
Д.Б. Эльконин выделяет следующие учебные мотивы, проявляющиеся в учебной деятельности учащихся средней школы: учебно-познавательные мотивы: стремление к познанию нового и саморазвитию; социальные мотивы: чувство долга, ответственности и желание получить хорошую оценку; стремление работать на благо коллективной деятельности. Когда личные мотивы не реализуются, могут возникнуть негативные мотивы в виде избегания трудностей и неудач [2].
Таким образом, изучив природу учебной мотивации, можно сделать вывод, что учебная мотивация - это совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность школьников. Формирование учебной мотивации - одна из важнейших задач учителя, особенно в начальной школе, где дети только вступают на новый образовательный путь.
Отличительной особенностью учебной мотивации учащихся младшей школы является то, что в их учебной деятельности проявляются такие мотивы, как учебно-познавательные (желание получить новые знания), социальные (долг, ответственность) и личностные (желание получить счастье и достижения). Однако в младших классах в основном преобладают личностные мотивы, и если они не реализуются, то проявляются в виде негативных тенденций, т.е. мотивов избегания неприятностей и неудач.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметжанова, Г.В. Методические основы изучения математики в начальной школе (в схемах): учебное пособие / Г.В. Ахметжанова. – Тольятти: ТГУ, 2019. – 54 с.
2. Бабаева, Е. С. Изучение особенностей мотивации учения современных школьников / Е.С. Бабаева // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. – 2018. – С. 92 – 97.
3. Газизова, Т. В. Педагогические условия формирования мотивации учебной деятельности младших школьников в системе развивающего обучения / Т.В Газизова, Т.Н. Кочеткова // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – С. 97 – 100.
4. Григорьева, М.В. Структура мотивов учения младших школьников и её роль в процессе школьной адаптации / М.В. Григорьева // Начальная школа. – 2019. – № 1. – С. 8–12.
5. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин – Спб: Питер, 2020. – 512 с.
6. Калиниченко, А.В. Методика преподавания начального курса математики / А.В. Калиниченко. – М.: Академия, 2019. – 204 с.
7. Крылова, Д. А. Учебная мотивация младших школьников / Д.А Крылова // Молодой ученый. - 2018. - №23. – С. 437– 439.
8. Куанышева, Р.Х. Психолого – педагогические особенности современных детей младшего школьного возраста / Р.Х. Куанышева. – Алтынжар, 2019. – 8 с.
9. Мосина, Н.А. Особенности учебной мотивации у младших школьников с разным уровнем успеваемости / Н.А. Мосина, Т.В. Казакова Т.В., Т.В. Захарова // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2021. – № 6 (часть 2) – С. 290 – 301
10. Саидова, Н.Р. Проблемы преподавания математики в начальных классах и некоторые способы их решения / Н.Р. Саидова // Молодой ученый. – 2018. – №16. – С. 315–317.
11. Тайлакова, Е. В. Формы работы по развитию коммуникативных умений младших школьников на уроках математики / Е.В. Тайлакова, О.В. Веселова // Молодой ученый. – 2020. – №22. – С. 190–192.
12. Формирование мотивации учебной деятельности у детей младшего школьного возраста в процессе обучения математике: метод. рекомендации / Е. А. Синченко, Н. И. Нескоромных. – Сочи: МБУ ДО ЦТРиГО г. Сочи, 2019. – 42 c.
13. Шевырдяева, К.С. Психолого-педагогические особенности мотивации младших школьников /К. С. Шевырдяева // Вестник Пензенского государственного университета. – № 4. – 2021. – С. 25 – 29