Фрагмент для ознакомления
2
Средством умственного воспитания дошкольников является проектная деятельность, на что указывают Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. В ходе проектной деятельности расширяются и пополняются представления детей об окружающем мире – выполнение исследовательских и творческих проектов, развиваются общие способности – познавательные и коммуникативные. Проектная деятельность предполагает создание оригинального замысла, определение этапов его реализации, следование задуманному плану, доведение начатого дела до конечной цели. Проектная деятельность основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность дошкольников [8].
Игра как средство умственного воспитания детей дошкольного возраста рассматривается в работах Л.Ю. Павловой. Классификация игр включает в себя разделение на игры творческие и игры с правилами. К творческим относятся сюжетно-ролевые и театрализованные игры, к играм с правилами относятся дидактические и подвижные игры. Дидактические игры разделяются на игры-путешествия, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы и игры-предположения. Одним из видов игры, которые наиболее эффективны, по мнению Л.Ю. Павловой, в работе по формированию познавательного интереса, являются игры-путешествия. Игры-путешествия построены таким образом, что деятельность детей организуется в форме путешествия по станциям, в форме познавательной викторины с выполнением игровых заданий в определенной последовательности [18].
Ю.А. Боцман, А.В. Алексеева выделяют такое средство умственного воспитания дошкольников, как коллекционирование. По мнению А.В. Алексеевой, «ребенку важно осознать себя как собирателя и обладателя чего-либо уникального, чего нет у других детей и чем можно хотя бы втайне гордиться», приобрести опыт самостоятельных «проб» [2]. Ю.А. Боцман отмечает, что своеобразие коллекционирования детей дошкольного возраста определено возрастными возможностями: собирательство значимо для самого ребенка, эмоционально окрашено, связано с субкультурой (активизируется и бытует в детском сообществе), ситуативно, динамично и в определенной мере непостоянно, носит черты «ориентировки» (познакомиться с чем-либо, удовлетворить интерес), основано на опыте пробования, соединено с другими видами деятельности (игрой, творчеством, поиском) [6].
В качестве средств умственного воспитания детей дошкольного возраста рассматриваются информационные технологии. В работе с детьми дошкольного возраста можно использовать различные виды информационных технологий: проведение игр и занятий на основе развивающих компьютерных программ, использование мультимедийных презентаций в образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения, организация и проведение виртуальных экскурсий и другие. Е.В. Алексеева, Р.Ф. Харисова считают, что развитию познавательного интереса дошкольников способствуют виртуальные экскурсии на основе мультимедийный презентаций (программа PowerPoint), на основе видео-, аудиоматериалов, экскурсии посредством видеохостингов, например, YouTube, виртуальные туры по музеям, выставкам, учреждениям культуры и искусства, заповедникам, зоопаркам [3].
Среди средств умственного воспитания дошкольного возраста выделяются произведения искусства (графика, декоративно-прикладное искусство, живопись, скульптура, фотоискусство). В что в дошкольном возрасте дети приобщаются к различным видам искусства, что формирует у них представления об окружающем мире, развивает познавательный интерес. Это знакомство детей с книжной графикой в процессе рассматривания иллюстраций, жанрами живописи (пейзаж, портрет, интерьер, натюрморт, бытовая картина, исторический жанр), народной игрушкой (дымковская, филимоновская, Богородская резная игрушка и другие) и декоративно-прикладным искусством, с архитектурой и скульптурой (садово-парковая скульптура, станковая, монументальная, рельеф) [23].
Для умственного воспитания детей дошкольного возраста необходимо создавать определенные условия. К педагогическим условиям, направленным на умственное воспитание дошкольников, относятся:
– создание развивающей предметно-пространственной среды для различных видов деятельности детей;
– использование вариативных методов, приемов активизации интереса (игровых, проблемных ситуаций);
– «погружение» детей в процесс познания мира различными средствами и технологиями (игра, проект, исследовательская деятельность, знакомство с произведениями искусства и т.д.);
– формирование у детей познавательной активности: умений ставить познавательные вопросы, находить противоречия и проблемы, выдвигать способы решения проблемы.
В ФОП ДО в образовательной области «Познавательное развитие» выделяются следующие приемы умственного воспитания дошкольников:
– поощрение педагогом проявлений наблюдательности за действиями взрослого и других детей, поощрение проявлений инициативы, стремления к обсуждению проблемы, совместному нахождению способов ее решения;
– обогащение представлений детей о цифровых средствах познания окружающего мира;
– побуждение интереса к ярким фактам из истории и культуры страны и общества посредством поисковой и игровой деятельности;
– метод проблемного изложения ‒ постановка проблемы и раскрытие пути её решения в процессе организации опытов, наблюдений;
– эвристический метод (частично-поисковый) – проблемная задача делится на части – проблемы, в решении которых принимают участие дети (применение представлений в новых условиях);
– исследовательский метод ‒ составление и предъявление проблемных ситуаций, ситуаций для экспериментирования и опытов (творческие задания, опыты, экспериментирование);
– метод проектов [26].
Таким образом, умственное воспитание – это процесс планомерного целенаправленного воздействия взрослых на умственное развитие детей дошкольного возраста с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития. Умственное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется посредством игры, проектной и исследовательской деятельности, проблемного обучения.
1.2. Роль умственного воспитания в развитии ребёнка среднего дошкольного возраста
Средний дошкольный возраст – это период развития детей на пятом году жизни. В среднем дошкольном возрасте у детей формируется произвольность, преднамеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах восприятия, памяти, внимания. В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т.п.), однако уже отмечаются и ситуации чистого общения [17].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Акулова О.В. Образовательная область «Чтение художественной литературы». Как работать по программе «Детство» / О.В. Акулова, Л.М. Гурович. – СПб.: Детство-пресс, 2012. – 192 с.
2. Алексеева А. В. Детское коллекционирование как средство развития познавательных способностей дошкольников / А. В. Алексеева // Психологические и педагогические основы интеллектуального развития. – Уфа, 2018. – С. 6-10.
3. Алексеева Е. В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма работы с дошкольниками / Е. В. Алексеева, Р. Ф. Харисова // Дошкольное детство: индикаторы развития. – Йошкар-Ола, 2021. – С. 49-52.
4. Арзамасцева И.Н. Детская литература: учебник / И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. – М.: Педагогика, 2001. – 234 с.
5. Артамонова-Дыбина О.В. Ребенок в мире поиска: программа по организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников / О. В. Артамонова-Дыбина, В. В. Щетинина, Н. Н. Поддьяков. – Москва: Сфера, 2017. – 127 с.
6. Боцман Ю. А. Коллекционирование как средство развития познавательного интереса к явлениям окружающей действительности у старших дошкольников / Ю. А. Боцман // Синтез науки и общества в решении глобальных проблем современности. – Уфа, 2018. – С. 107-109.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-Синтез, 2019. – 80 с.
8. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н .Е. Веракса, А. Н. Веракса. – URL: https://clck.ru/378TSg (дата обращения: 15.12.2023).
9. Воронова И.С. Художественная литература как средство развития связной речи старших дошкольников / И.С. Воронова // Вопросы педагогики. – 2020. – № 4-1. – С. 61-65.
10. Выготский Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский. – СПб.: Питер, 2019. – 431 с.
11. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Юрайт, 2019. – 110 с.
12. Зверева О. Л. Информационно-коммуникационные технологии в образовании: достоинства и недостатки / О. Л. Зверева // Мир университетской науки : культура, образование. – 2020. – № 5. – С. 17-22.
13. Левченко Е.В. Роль художественной литературы в развитии речи детей / Е.В. Левченко, Н.А. Карелина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2018. – № 7 (17). – С. 9-12.
14. Мардашова Р.С. Детская литература как средство воспитания и обучения дошкольников и младших школьников: историко-педагогические аспекты / Р.С. Мардашова, Л.В. Рахматуллина // Казанский педагогический журнал. – № 6. – 2020. – С. 155-160.
15. Нагина Е.В. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе чтения детской художественной литературы / Е.В. Нагина // Путь в педагогическую науку: проблемы и решения. – 2020. – № 6 (10). – С. 77-86.
16. Новикова Т.А. Воспитание дошкольника как читателя / Т.А. Новикова. – Дмитров: Издательский дом «Вести», 2010. – 20 с.
17. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / род ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. –336 с.
18. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. 4-7 лет / Л. Ю. Павлова. – Москва : Мозаика-Синтез, 2020. – 78 с.
19. Савенков А. И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника самостоятельно приобретать знания / А. И. Савенков. – Москва: Национальный книжный центр, 2022. – 240 с.
20. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности / Н.Н. Светловская, Т.С. Пиче-оол. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 218 с.
21. Селиванова О.В. Показательная библиотека по детскому чтению и институт детского чтения: два центра изучения детской литературы // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. – 2022. – Т. 226. – С. 133-140.
22. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю.А. Афонькина, Т.В. Кузьмичева, Д.А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с.
23. Современные технологии развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста: методическое пособие для педагогов ДОУ и НОО / Г. В. Яковлева, Т. А. Сваталова, Н. Е. Скрипова. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 96 с.
24. Тихомирова И.И. Психология детского чтения от «А» до «Я»: методический словарь-справочник / И.И. Тихомирова. – М.: Школьная библиотека, 2004. – 248 с.
25. Урунтаева Г. А. Психология дошкольника / Г. А. Урунтаева. – Москва: Инфра-М, 2020. – 401 с.
26. Федеральная образовательная программа дошкольного образования (ФОП ДО). – URL: https://clck.ru/36Uz9K (дата обращения: 10.01.2024).
27. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с.
28. Ханова Т.Г. Роль художественной литературы в реализации задач нравственного воспитания детей дошкольного возраста / Т.Г. Ханова, А.А. Гузь // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 58-2. – С. 266-269.
29. Эльконин Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. – Москва: RUGRAM, 2022. – 228 с.