Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ВНЕУРОЧНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ
1.1. Понятие и значение эстетического воспитания
Эстетика – это философская дисциплина, изучающая красоту, её природу, законы и проявления, а также эмоциональные и интеллектуальные аспекты человеческого восприятия и оценки прекрасного. Она исследует феномены искусства, музыки, литературы, архитектуры, дизайна и других проявлений красоты как объекты для анализа и понимания. Эстетика занимается вопросами, связанными с эмоциональными и интеллектуальными реакциями человека на произведения искусства, а также с тем, какие критерии делают что-то красивым или прекрасным. Она не только помогает понять, что такое красота, но и обсуждает, какие эффекты она оказывает на человеческое сознание и поведение, и как она может влиять на общество в целом.
Истоки термина "эстетика" уходят к греческому слову "aisthesis", что в переводе на русский язык означает "ощущение" или "чувство". Следовательно, эстетическое воспитание, в общем смысле, представляет собой процесс развития чувственного восприятия в области прекрасного. В контексте эстетики прекрасное тесно связано с искусством и художественным отражением реальности в сознании и чувствах человека. Это означает способность понимать прекрасное, вдохновляться им в жизни и творить. Поэтому суть эстетического воспитания заключается в организации разнообразных художественно-эстетических активностей учащихся. Эти активности направлены на формирование у них полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и повседневной жизни, на развитие эстетических представлений, вкусовых предпочтений и идеалов, а также на развитие творческих способностей и дарований в области искусства.
Эстетическое воспитание представляет собой процесс формирования и развития эстетических чувств, вкусов, способностей и ценностных ориентаций у личности. Оно направлено на развитие эстетического восприятия, умения оценивать и понимать красоту в различных проявлениях искусства и природы, а также на освоение культурного наследия человечества.
Целью эстетического воспитания является формирование гармонично развитой личности, способной ценить прекрасное, развивать творческие способности и стремиться к духовному обогащению. В рамках эстетического воспитания важно развивать эстетическое восприятие, критическое мышление, творческую активность, а также способность к самовыражению и самореализации через различные виды искусства и культурные практики.
Эстетическое воспитание включает в себя систему целенаправленных образовательных и воспитательных мероприятий, таких как изучение искусства, музыки, литературы, театра, кино, а также проведение экскурсий, мастер-классов, концертов и выставок. Важным аспектом эстетического воспитания является не только передача знаний и умений, но и формирование у детей эмоционально-ценностного отношения к миру искусства и культуры.
Таким образом, этетическое воспитание имеет огромное значение в формировании личности и культурного развития общества:
1. Эстетическое воспитание способствует развитию чувства прекрасного, уважения к искусству и культурному наследию человечества.
2. Помогает развивать творческие способности, фантазию и креативность у детей и взрослых, что важно для развития индивидуальности.
3. Эстетическое воспитание помогает детям и взрослым понимать и оценивать окружающий мир через призму красоты и гармонии.
4.Способствует развитию эмоционального интеллекта, умению переживать и понимать чувства, что делает личность более эмпатичной и гармоничной.
5. Помогает формировать культурные навыки и ценности, необходимые для успешной адаптации в обществе.
6. Понимание и ценность красоты и художественного творчества способствует повышению качества жизни, делая ее более насыщенной и полноценной.
В целом, эстетическое воспитание играет важную роль в формировании гармоничной личности, способной к творческому и культурному развитию, а также в создании благоприятной и культурно насыщенной общественной среды.
1.2. Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте
Младший школьный возраст, включающий детей от 6 до 9 лет, характеризуется значительным развитием как физических, так и психологических аспектов. В этом периоде дети проходят через важные этапы развития, которые оказывают влияние на их восприятие мира и способности.
Физическое развитие в младшем школьном возрасте проявляется в улучшении координации движений, увеличении силы и выносливости. Дети становятся более ловкими и активными, что отражается на их участии в физических играх и спортивных мероприятиях.
Психологический аспект развития в этом возрасте характеризуется формированием основных когнитивных навыков, включая способность к абстрактному мышлению, анализу и синтезу информации. Дети начинают проявлять интерес к учебе и активно участвуют в урочной и внеурочной деятельности.
Эмоциональное развитие также играет важную роль в этом возрасте. Дети становятся более самостоятельными и начинают осознавать свои эмоции. Они развивают способность к эмпатии и пониманию чувств других людей, что способствует развитию социальных навыков.
Кроме того, младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием речи и языковых навыков. Дети начинают активно использовать язык для выражения своих мыслей и идей, расширяют свой словарный запас и улучшают навыки чтения и письма.
В целом, младший школьный возраст представляет собой период значительного роста и развития, который формирует основы для дальнейшего обучения и воспитания.
И так как младший школьный возраст – это период интенсивного роста и развития детей, как физически, так и эмоционально-психологически, важно учитывать, что именно в этом возрасте формируются основы личности и ценностные ориентации, включая восприятие красоты и художественной ценности. Эстетическое воспитание в этом возрасте имеет особое значение, поскольку оно способствует развитию чувства прекрасного, укрепляет эмоционально-эстетическую сферу личности и формирует художественный вкус. Учитывая игровую активность детей, их любознательность и склонность к творчеству, эстетическое воспитание может быть организовано таким образом, чтобы быть увлекательным, интересным и эффективным.
В младшем школьном возрасте дети находятся на рубеже между дошкольным и старшим школьным периодами, что делает этот период критически важным для их развития. В этом возрасте они начинают активно исследовать мир вокруг себя, проявляют большой интерес к новым знаниям и опыту. Это время, когда формируются основы их личности, мировоззрения и ценностных установок.
Эстетическое воспитание в этом возрасте является ключевым компонентом образовательного процесса, поскольку оно способствует всестороннему развитию личности ребенка. Важно учитывать, что дети в этом возрасте особенно открыты для новых впечатлений и опыта, что делает этот период благоприятным для формирования и укрепления их эстетического восприятия.
Через художественные занятия, музыку, театральные постановки и другие формы художественной деятельности дети развивают свою фантазию, креативность и эстетические предпочтения. Это помогает им лучше понимать и ценить красоту в окружающем мире, расширять свой кругозор и развивать чувство гармонии и пропорции.
Более того, эстетическое воспитание в младшем школьном возрасте способствует формированию культурно-нравственных ценностей, таких как уважение к искусству и культурному наследию, эмпатия и толерантность. Все это создает основу для гармоничного и разносторонне развитого человека, готового к дальнейшему обучению и активной жизнедеятельности.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдуллина, Л. Б. Формы и методы художественно-эстетического воспитания младших школьников в образовательном процессе начальной школы / Л. Б. Абдуллина // Мир науки, культуры, образования. – № 3(82). – 2020. – С. 318-320.
2. Аглабова, И. М. Народное декоративно-прикладное искусство Дагестана как средство эстетического воспитания школьников / И. М. Аглабова // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. – 2011. – № 4(17). – С. 83-86.
3. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно-прикладного творчества: учебно-методич. пособие / С.В. Астраханцева, В.Ю. Рукавица, A.B. Шушпанова; под науч. ред. С.В.Астраханцевой. – Ростов-н /Д: Феникс, 2006. – С. 347.
4. Буров, А. И. Эстетическое воспитание школьников / под ред. А. И. Буров и Б. Т. Лихачева. М.: Педагогика, 2004. – С. 304.
5. Горяева, H. A. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Учебник по изобразительному искусству для 5 класса общеобразоват. учреждений / H. A. Горяева, И. П. Островская.; Под ред. Б. М. Неменского. М.: Просвещение, 2008. – С. 175.
6. Дахин, Д. В., Лахина, А. П. Формирование интереса младших школьников к декоративноприкладному искусству на внеурочных занятиях по технологии // ПНиО. – 2015. – №3 (15). – С. 121-125.
7. Зимина, Е. К. Декоративно-прикладное искусство как средство развития эстетического отношения младших школьников / Е. К. Зимина, М. А. Костюнина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 81-4. – С. 177-180.
8. Иманмурзаева, А. У. Педагогический потенциал декоративно-прикладного искусства в формировании личности младшего школьника // МНКО. – 2016. – №4 (59). – С. 137-138.
9. Кандаева, Н. А. Декоративно-прикладное искусство Дагестана в эстетическом воспитании и творческом развитии младших школьников / Н. А. Кандаева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 1(80). – С. 207-209.
10. Колбациниди, К. Ю. Декоративно-прикладное творчество как средство эстетического воспитания младших школьников / К. Ю. Колбациниди // Научная палитра. – 2022. – № 4(38).
11. Кошелева, Л. Ю. Народное декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста / Л. Ю. Кошелева, О. В. Гаврюк // Актуальные задачи педагогики: материалы IX Международной научной конференции, Москва, 20–23 июня 2018 года. – Москва: Буки-Веди, 2018. – С. 35-37.
12. Кулагина, К. В. Роль народного декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании младших школьников / К. В. Кулагина // Мир детства в современном образовательном пространстве: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов. Том Вып. 8. – Витебск: Витебский государственный университет им. П. М. Машерова, 2016. – С. 53-56.
13. Кумаев, Н. А. Основы эстетического воспитания: пособие для учителя / под ред. Н. А. Кумаева. – М.: Просвещение, 2001. – С. 240.
14. Лепешкина, В. А. Декоративно-прикладное искусство как средство эстетического воспитания младших школьников / В. А. Лепешкина // Сфера знаний: вопросы современного этапа развития научной мысли. – Казань: ООО "СитИвент", 2018. – С. 232-233.
15. Печерский, Ю. В. Декоративно-прикладное искусство и эффективные условия развития творческой активности у младших школьников // Вестник ЮУрГГПУ. – 2016. – №2. – С. 76-81.
16. Сапожникова, А. А. Народное декоративно-прикладное искусство как фактор эстетического воспитания младших школьников / А. А. Сапожникова, Т. П. Гайкова // Современные тенденции развития начального общего образования: Материалы I Всероссийской научно-практической конференции, Шадринск, 04 февраля 2021 года / Отв. ред. Л.А. Милованова, И.Н. Разливинских. – Шадринск: Шадринский государственный педагогический университет, 2021. – С. 190-195.
17. Сом, Т. А. Особенности эстетического воспитания младших школьников посредством декоративно - прикладного искусства (на примере народной глиняной игрушки) / Т. А. Сом // Перспективы науки и общества в условиях инновационного развития: сборник статей Международной научно-практической конференции, Волгоград, 26 марта 2019 года. Том Часть 1. – Волгоград: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2019. – С. 239-242.
18. Телеховец, В. В. Народное декоративно-прикладное искусство в воспитании младших школьников / В. В. Телеховец // XII Машеровские чтения: Материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 19 октября 2018 года. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2018. – С. 259.
19. Тухфатуллина, Р. Х. Потенциал внеурочной деятельности для развития творческого самовыражения у детей младшего школьного возраста / Р. Х. Тухфатуллина // Интеграционные процессы в системе начального и дошкольного образования: проблемы воспитания и обучения: сборник материалов международной научно-практической конференции, Хабаровск, 26 сентября 2019 года / под общей редакцией Т. Г. Луковенко. – Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2019. – С. 59-66.