Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ПОНИМАНИЯ ЭМОЦИЙ СТРАШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НЕЗАКОНЧЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ
1.1 Психолого-педагогическая характеристика дошкольников с речевыми нарушениями
Общее недоразвитие речи - различные сложные речевые расстройства, при которых при нарушении работы всех компонентов речевой системы, относящихся к ее смысловой и звуковой стороне, обязательное состояние - при нормальном интеллекте и слухе [37].
Основанием развития общего недоразвития речи являются: интоксикации (разной этиологии) или инфекции матери в период беременности, при несовместимости крови плода и матери по групповой принадлежности или резус-фактору, патология родового периода (патология в родах и родовые травмы), различные заболевания ЦНС, а а также травмы головного мозга в первые годы жизни детей и так далее.
Р.Е. Левина считает, что нарушение, охватывающее как фонтико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы языка у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом, представляет собой общее недоразвитие речи [14].
Выделено три уровня, характерных речевой статус детей с общим недоразвитием речи от включения общеупотребительной речи до краткой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и контекстического недоразвития [14].
Термин «общее недоразвитие речи» означает совокупность различных сложных речевых явлений, которые обусловливают формирование всех сторон системы речи детей, относящихся к ее контекстной и семантической сфере, при нормальном слухе и интеллекте.
В связи с общим недоразвитием речи утверждается, что функция речи не является полноценной в полной мере. При общем недоразвитии речи оказываются несформированными все системы языка – фонтика, лексика (активный и пассивный словарь), грамматика (правила образования слов и изменения). Также общее недоразвитие включает в себя и другие характерные нарушения. Для детей с общим недоразвитием речи характерно неправильное произношение и звукоразличение на слух, а также достаточно тяжелое исследование системы морфемы и, что следует из этого, усложненное изучение словоизменений и словообразования. Лексический запас детей с общим недоразвитием речи отличается от лексического запаса детей с нерезко выраженными нарушениями речи, как качественно, так и количественно и, следовательно, отстает в развитии связная речь.
В своих исследованиях Р. Е. Левина определила три уровня развития речи у детей с недоразвитием:
Первый уровень речевого развития описывается Р.Е. Левиной, как «отсутствие общеупотребительной речи».
Дети первого уровня общаются с помощью перечня вербальных средств, дети используют большое количество одиночных звуков, а также их комплексов, звукоподражания, обрывков лепетных слов.
Отмечается географическое применение указателей жестов и мимики. Дети используют один и тот же комплекс с указанием указаний на предметы, действия и свойства, отмечая результаты измерений жестами и интонацией.
Данный уровень, выделенный Р.Е. Левиной имеют характерные черты, применение различных средств языка с несколькими представителями, например: звукоподражания и отрывки лепетных слов, которые могут означать название указанных предметов, а также и их некоторые характерные признаки, а также действия, которые можно производить с ними. Детям данной категории свойственно употреблять слова в различных значениях. Небольшой словарный запас может отражать воспринимаемые действия или предметы. Для передачи грамматических отношений детей не используются морфологические элементы. Язык детей состоит из слов, состоящих только из корней, без различных словоизменений. Фраза таких детей обычно состоит из элементов лепета, а также невербальных средств. Все слова, которые ребенок использует в таких фразах, не могут быть поняты буквально без контекста, так как любое из слов имеет множество результатов.
Пассивный словарь этих детей преобладает над активным. Отмечается, что не сформировано или существует лишь в зачаточном состоянии при понимании изменений грамматики слов. Дети оказываются неспособны проявлять масштабы и множественные числа в существительных, а также времена глаголов, формы родов.
Звукопроизношение характерно на фоне неопределенности. Звукопроизведение характеризуется непостоянностью, наблюдается неустойчивая артикуляция, а также несформированное различение звуков на слух. Количество неправильно произносимых звуков преобладает над правильно произносимыми.
Характерной особенностью речевого формирования этого уровня является ограниченная способность восприятия и восприятия слоговой структуры слов.
Отталкиваясь от этого, у ребенка отмечается обедненность словарного запаса, дошкольник использует интонации и паралингвистические средства, такие как жесты, мимика.
Для второго уровня развития речи характерно наименование «зачатки общеупотребительной речи».
На уровне этого дошкольника свойственна повышенная по сравнению с обычным уровнем речевая активность. Ребёнок выстраивает общение с помощью постоянного, но всё же ограниченного и расширенного словарного запаса.
Проявления этой ограниченности и общей речевой недостаточности заметны во всех элементах связи. Дошкольники ограничиваются лишь простейшими фразами, больше подразумевающими словосочетания, поскольку часто содержат два-три, реже четыре слова. У дошкольников данной возрастной группы наблюдается недостаточное знание распространенности слов, которые обозначают разных животных, элементы одежды, профессии и различные части тела человека, что свидетельствует об отставании от нормального словарного запаса.
Отмечаются также ограниченное употребление слов из предметного словаря, а также словаря действий и свойств. Дошкольники не могут назвать цвет указанного предмета, его объём, его свойства, меняют незнакомое слово приближенным по смыслу.
Дошкольники испытывают сложность при построении словесных конструкций с применением предлогов, они могут вообще не использоваться, а имена существительных при этом используются в инфинитиве, а также предлоги могут использоваться ошибочно. Частицы и союзы использовались редко.
На нижнем уровне заметен высокий рост восприятия обращенной речи, это происходит из-за приобретенного навыка понимания разницы между грамматическими формами, на первом уровне этого навыка у дошкольников нет. Дошкольники могут ориентироваться с помощью морфологических элементов, эти элементы имеют для них смыслоразличительное значение.
Для концептуального объяснения характерно наличие большого количества уменьшений многих звуков, их неправильное использование, перемещение и замена. Заметны трудности при принятии, правда, произнесения различных звуков.
Своими также являются сложности в изучении и укоренении звуко-слоговой структуры слов. Часто при правильном внешнем произношении слов можно заметить ошибки в постановке и замене, и звука, и слогов.
У дошкольников наблюдается неполное общее матическое восприятие, они не готовы к изучению и освоению звукового синтеза и анализа.
Особые второго уровня можно назвать производными в речи ребенка фразами, состоящими из двух или трех слов, а также возможными фразами из четырех слов. Дошкольники способны правильно использовать согласование и управление, при составлении фраз или словосочетаний, но иногда совершают ошибки.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алямовская В.Г. Предупреждение психоэмоционального напряжения у детей дошкольного возраста : учебное пособие / В.Г. Алямовская, С.Н. Петрова. – Москва : Скрипторий 2000, 2002. – 80 с. – Текст : непосредственный.
2. Андреева, М. Ю. Проблема детерминант эмоционального благополучия дошкольников / М. Ю. Андреева. – Текст : непосредственный // Тенденции развития науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 7-11.
3. Афонькина, Ю. А. Педагогический мониторинг в новом контексте образовательной деятельности. Старшая группа / Ю. А. Афонькина. – Волгоград : Учитель, 2020. – 59 с. – ISBN 978-5-7057-4155-7. – Текст : непосредственный.
4. Белкина, В. П. Индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога как фактор эмоционального благополучия ребенка в группе сверстников / В. П. Белкина. – Текст : непосредственный // Вестник Череповецкого государственного университета. – 2017. – №5. – С. 163–169.
5. Белякова, Л.И. Диагностика речевых нарушений [Текст] / Л.И. Белякова, Ю.О. Филатова // Дефектология. - М.: Просвещение,2016. - №3. - С. 45-48.
6. Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников учеб. пособие для студентов высших уч. заведений / О.А. Бизикова. - Нижневартовск: Нижневартовский гос. Университет, 2014. - 235 с.
7.
8. Бердникова, Е. Г. Мониторинг эмоционального благополучия детей среднего дошкольного возраста / Е. Г. Бердникова. – URL : https://urok.1sept.ru/articles/663879 (дата обращения : 07.10.2021). – Текст : электронный.
9. Гребенщикова, Т. В. Педагогическое сопровождение эмоционального благополучия ребенка в дошкольной образовательной организации / Т. В. Гребенщикова. – Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2018. – №4. – С.72-78.
10. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста : учебно-методическое пособие / сост. С. В. Велиева. – Санкт-Петербург : Речь, 2007. – 240 с. – ISBN 5-9268-0333-0. – Текст : непосредственный.
11. Зарубина, Н.Д. Методика обучения связной речи / Н.Д. Зарубина. - М., 2014. - 48 с.
12. Кондратенко, И.Ю. Формирование эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / И.Ю. Кондратенко. - М., 2003
13. Лебедева, И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине:учебно-методическое пособие / И.Н. Лебедева. СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2009. - 175 с.
14. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность / А.А. Леонтьев. - М.: Красанд, 2010. - 216 с.
15. Матросова, Т.А. Организация коррекционных занятий с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями / Т.А. Матросова. - М.: НИИ Школьных технологий: В. Секачев, 2011. - 136 с.
16. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи / Сост. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова. - М.: Просвещение, 2010.
17. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста: моногр. / Т.Б. Филичева. - М., 2000. - 314 с.
18. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айриспресс, 2008. - 224 с.
19. Харченко В.К. Проблема понимания и детская речь / В.К. Харченко // Материалы международной конференции «Ребенок в современном мире». - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, Т. III, 1993. - C. 54-55.
20. Шахнарович A.M. Общая психолингвистика / А.М. Шахнарович. - М.: изд-во РОУ, 1995. - 96 с.
21. Штерн А.С. Перцептивный аспект речевой деятельности: монография / А.С. Штерн. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1992. - 236 с.