Фрагмент для ознакомления
2
Культурные центры - культурно-досуговые учреждения с высокими характеристиками по вместимости, оборудованию и кадровому составу. Главной особенностью является расширенная территория обслуживания и наличие филиалов. Культурные центры обслуживают не только населенные пункты по расположению, но и другие населенные пункты, где нет стационарных подразделений, а также являются методическими центрами по отношению к сельским клубам. Они располагаются в центральных усадьбах сел, в городах и райцентрах. Они создаются для обеспечения досуга населения, условий для развития народного творчества и художественной самодеятельности, социально-культурной инициативы населения, патриотического воспитания. Как правило, это независимые юридические лица (абз. 4 п. 1.4 Приказа Минкульта N 906);
Дома народного творчества - культурно-досуговые учреждения, созданные с целью сохранения нематериального культурного наследия во всем его жанровом и этническом многообразии, разработки методов интеграции традиционных творческих навыков в современный творческий процесс, информатизации и методического обеспечения творческих процессов, организации и проведения фольклорных праздников, фестивалей народного творчества и художественной самодеятельности. Они являются методическими центрами подведомственной сети, в остальном соответствуют параметрам Центров культуры (п. 5 п. 1.4 Приказа Минкульта N 906);
Музеи - некоммерческие учреждения культуры, создаваемые собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций, входящих в Музейный фонд Российской Федерации, а также для достижения иных целей, определенных Федеральным законом № 54-ФЗ 26.05.1996 «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон о музейном фонде);
Музеи-заповедники - музеи, которым предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательностями, отнесенными в установленном порядке к историко-культурным заповедникам или ансамблям (статья 26.1 Федерального закона о музейном фонде);
Библиотеки - информационные, культурные, образовательные организации или структурные подразделения организации, имеющие организованный фонд документов и предоставляющие их во временное пользование физическим и юридическим лицам (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.1994 № 78-ФЗ «О библиотечном деле»);
Ремесленные центры - некоммерческие организации, создаваемые по территориальному или отраслевому принципу в целях оказания помощи ремесленникам в осуществлении производственной деятельности (в пределах видов деятельности, предусмотренных уставами ремесленных центров), а также оказания им информационных, консультационных и обучающих услуг в соответствии с с фактическими потребностями ремесленничества как в административно-территориальных единицах города, так и в отдельных отраслях ремесленной деятельности (часть 1 статьи 6 Закона Москвы от 16.06.1999 № 25 «О ремесленной деятельности в городе Москва");
Мобильные многофункциональные культурные центры - организации культуры клубного типа, создаваемые для оказания нестационарных культурно-досуговых, библиотечных, информационных, выставочных услуг, а также для проведения массовых мероприятий патриотической, просветительской и досуговой направленности. Комплексы представляют собой мобильные многофункциональные, высокотехнологичные площадки для обслуживания населения и проведения массовых мероприятий на открытой территории (п. 1 разд. VIII Методические рекомендации субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления по развитию сети организаций культуры и обеспечения населения услугами организаций культуры, утвержденных Приказом Минкультуры России от 02.08.2017 N Р-965) и др.
Категория «менеджмент» представляет собой многозначное и разнообразное понятие, имеющее философский, психолого-педагогический аспекты, в связи с чем сущность этого понятия активно изучается представителями разных наук и научных направлений. Анализируя и обобщая литературные источники, можно увидеть разнообразие подходов к определению этого термина. В самом широком смысле управление «…является элементом, функцией организованных систем различной природы, обеспечивающими сохранение их специфической структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей деятельности» [1, с. 704].
В классической теории управления «менеджмент» — это процесс реализации определенного набора управленческих функций. С точки зрения функций управление включает в себя процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для формулирования и достижения целей организации.
По мнению американских учёных М. Х. Мескон, М. Альберта, Ф. Хедури, «..Менеджмент – это функция, вид деятельности по руководству людьми в различных организациях, область человеческого знания, способствующая осуществлению этой функция» [3, с. 346].
Анализ психолого-педагогической литературы по сущности управления показал, что многие авторы включают в определение этого термина признаки управления: это определенные структуры, наличие порядка между элементами этих структур и ожидаемые результаты. в результате этого (системный порядок, обеспечение целостности, объединение компонентов организационных систем) возникают условия, связанные с качеством субъекта управления (опыт, осведомленность, навыки, образование, компетентность).
В своем исследовании В. П. Беспалько характеризует управление как механизм, позволяющий взаимодействовать между управлением и управляемыми объектами, причем первый контролирует функционирование вторых в части достижения заранее определенных целей [2, с. 6]. Русский философ В. Г. Афанасьев отмечает, что сущность управления состоит не только в стабилизации управляемой системы, но и в ее совершенствовании путем перевода из одного состояния в другое [1, с. 704].
В работах Н.Д. Хопа «управление» трактуется как совокупность целенаправленных и взаимосвязанных управленческих действий и управляемых систем, направленных на координацию совместной деятельности людей для достижения поставленных целей.
П. И. Третьяков определяет это понятие как «управление – это целенаправленная деятельность субъектов управления на различных уровнях, обеспечивающая оптимальное функционирование и развитие управляемой системы, реализующая ее на новый, качественно более высокий уровень для достижения целей с помощью необходимых средств». педагогические условия, средства и воздействия». [10, с. 46].
Конкретизирует это определение, Ю.А. Конаржевский указывает, что менеджмент – это целесообразная деятельность, направленная на упорядочивание и совершенствование образовательного процесса [4; с. 50].
Мы разделяем мнение В. С. Лазарева, который указывает, что под управленческой деятельностью следует понимать непрерывную последовательность действий субъекта управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, цели совместной деятельности. определены, пути их достижения детерминированы, работа распределяется между ее участниками и их усилиями по Т.И. Шамовой, где управление определяется как целенаправленное взаимодействие управления и подсистем управления с целью достижения определенной запланированной цели или результата [12, с. 25].
Такая трактовка управления более соответствует реальной практике управления, поскольку в силу того, что проявлениями взаимодействия являются общение и деятельность, она содержит указание на необходимость реализации как субъектно-объектных отношений (отражают специфику деятельности субъекта), так и субъект-субъектные отношения.
Сущность «взаимосвязанных действий» состоит в непрерывности прямых и обратных эффектов, органическом сочетании изменений, влияющих друг на друга субъектами. Кроме того, взаимодействие представляет собой целостную, внутренне дифференцированную, саморазвивающуюся систему. Такое понимание взаимодействия, представляющее собой сущность управления, предполагает взаимную смену управляющих и управляемых, убеждает в необходимости рассматривать изменения взаимодействующих субъектов и сам процесс взаимодействия как изменение его состояний.
В процессе анализа мы пришли к выводу, что при определении категории «менеджмент» можно выделить три основные позиции. Первая позиция - рассмотрение управления как определенного вида деятельности, характеризующего целенаправленное размещение субъектов (В.С. Лазарев, М.М. Поташник, Ю.А. Конаржевский и др.). Вторая позиция - определение управления как целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект, приводящего к изменению последнего (В.П. Беспалько, Н.Д. Хопс и др.). Третья позиция - понимание под контролем процесса взаимодействия элементов, предметов, в результате которого происходит их взаимообусловленное изменение (П.И. Третьяков, Т.И. Шамова и др.).
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. «О Стратегии развития деятельности музеев в Российской Федерации на период до 2030 года» (Проект Союза музеев России от 14.11.2018) URL: https://www.mkrf.ru/about/departments/departament_kulturnogo_naslediy a/news/o-strategii-razvitiya-deyatelnosti-muzeev-v-rossiyskoy-federatsiina-period-do-2030-goda/ (дата обращения 25.03.2024).
2. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года: указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 // Президент России: офиц. сайт. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/43027 (дата обращения: 25.03.2024).
3. О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года: указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 // Президент России: офиц. сайт. URL: http:// www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения: 25.03.2024).
4. Основы законодательства Российской Федерации о культуре: закон РФ от 9 октября 1992 г. № 3612-I (в ред. от 28 декабря 2022 г.) // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/104540/ (дата обращения: 25.03.2024).
5. Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»: утв. протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7 // Гарант.ру: информационно-правовой портал. URL: https://base.garant.ru/72296050/ (дата обращения: 25.03.2024).
6. Артемов О.Ю., Овчинников С.А. Особенности использования клиентоориентированного подхода в управлении современными музеями // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». 2019. № 4. С. 22–32.
7. Ассоциация по документации и информационным технологиям (АДИТ). Прошедшие конференции. – URL: https://adit.ru/ru/archive/konferentsii (дата обращения: 25.03.2024)
8. Астафьева О. Н., Никонорова Е. В., Шлыкова О. В. Культура в цифровой цивилизации: новый этап осмысления стратегии будущего для устойчивого развития // Обсерватория культуры. - 2018. - Т. 15, № 5. -С. 516-531
9. Афанасьев, В.Г. Управление [Текст] / В.Г. Афанасьев // Филос. энцикл. словарь. – М.: Политиздат, 1983. – С. 704.
10. Барсукова К.В., Рогова Д.С. Цифровая трансформация рабочих процессов при эпидемиях современности // Сборник научных статей 8-й Международной научно-практической конференции «ИИС-2020». – Курск: Юго-Запад. гос. ун-т, 2020, – С. 20–22.
11. Басаев З. Л. Цифровизация экономики: Россия в контексте глобальной трансформации // Мир новой экономики. - 2018. - № 12(4). - С. 32-38. DOI: 10.26794/2220-6469-2018-12-4-32-38.
12. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии [Текст] / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 1989. – С. 6.
13. Гарнов А. П. Логистическая составляющая цифровой экономики услуг культуры // Рос. эконом. интернет-журн. - 2018. - № 3. - С. 17.
14. Гончаренко Л. С. Цифровая экономика как фактор социально-экономической трансформации России // Вестн. Челябин. гос. ун-та. - 2019. - № 3 (425). - С. 43-49. DOI: 10.24411/1994-2796-2019-1030
15. Зыкова Е.О. Музей как социальный институт медиаобразования // Медиа. Информация. Коммуникация. - 2020. -№ 32. - С. 54-67. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=42832745 (дата обращения 25.03.2024).
16. Касаткина А.К. Цифровое «пространство знания» и мобилизация этничности: размышления о цифровых перспективах петербургской кунсткамеры // Этнографическое обозрение. - 2020. - № 1. - С. 34-50.
17. Конаржевский, Ю.А. Менеджментивнутришкольноеуправление [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Центр «Педагогическийпоиск», 2000. – 224 с.
18. Котлер Ф., Картаджайя Х., Сетиаван А. Маркетинг 3.0: от продуктов к потребителю и далее – к человеческой душе. М.: Эксмо, 2012. 240 с. 7.
19. Леонова Т. И., Виноградов Л. В., Бурылов В. С. Инновационные технологии в управлении качеством: учеб. пособие. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского государственного экономического ун-та, 2021. 134 с
20. Марсенич М.М., Элезович Д.М. Оцифровка архивного материала в Сербии // Научные достижения высшей школы 2020 : сборник статей Международного научно-исследовательского конкурса (29 октября 2020 г.) – Петрозаводск : МЦНП «Новая наука», 2020. С. 77– 89.
21. Оценка доступности услуг культуры для населения: отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия: утв. Коллегией Счетной палаты РФ 29 июня 2021 г. М.: Счетная палата РФ, 2021. 48 с. URL: http://ach.gov.ru/upload/iblock/1fa/24gq7ws9u2toxd2e5sq py7lpitstlil7.pdf
22. Паньшин Б. Цифровая экономика: понятия и направления развития // Наука и инновации. - 2019. -№ 3(193). - С. 48-55.
23. Плотников В. А. Цифровизация производства: теоретическая сущность и перспективы развития в российской экономике // Изв. С.-Петерб. гос. эконом. ун-та. - 2018. - № 4 (112). - С. 16-24.
24. Рено А. Музеи и цифровые технологии: как развивается визуальное пространство // Теплица социальных технологий. - 2017. - 31.10. - URL: https://te-st.ru/2017/10/31/museums-and-digital-technologies/ (дата обращения 25.03.2024).
25. Смирнов Е.Н. Цифровая трансформация мировой экономики: торговля, производство, рынки: монография – М.: Мир науки, 2019. – URL: https://izd-mn.com/38mnnpm19.html (дата обращения: 25.03.2024)
26. Третьяков, П.И. Профессиональное образовательное учреждение: управление образованием по результатам. Практика педагогического менеджмента [Текст] / П.И. Третьяков, Е.Г. Мартынов / Под ред. П.И. Третьякова. – М.: Новая школа, 2001. – 368 с.
27. Халин В. Г., Чернова Г. В. Цифровизация и ее влияние на российскую экономику и общество: преимущества, вызовы, угрозы и риски // Управленческое консультирование. - 2018. - № 10. - С. 46-63.
28. Цифровые компетенции сотрудников музея. Отчет ИКОМ России. – URL: https://icomrussia.com/data/proekty/vliyanie-tsifrovykh-tekhnologiy-na-rabotu-muzeynykh-sotrudnikov/ (дата обращения: 25.03.2024)
29. Шамова, Т.И. Управление образовательными системами [Текст] / Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин / Под ред. Т.И. Шамовой. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
30. Яцюк О.Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: гуманитарный аспект: дис. ... д-ра искусствоведения. Москва, 2009. 305 с.
31. Elaeva А. Museums at the crossroads // White paper by grayling. 2019. – February. P. 30–36
32. Museums and the Web (MuseWeb) Conferences. – URL: https://www.museweb.net/conferences/ (дата обращения: 25.03.2024)
33. Schwab, K. (2016). The Fourth Industrial Revolution, World Economic Forum, Geneva, 184 p.
34. The Museum Computer Network (MCN). Past Conferences. – URL: https://mcn.edu/resources/conferences/past-conferences (дата обращения: 25.03.2024)