Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Особенности нормативно-правового регулирования управления трудовыми ресурсами
В российском законодательстве понятие «трудовые ресурсы» утверждено в приказе Росстата от 29.09.2017 № 647 «Об утверждении методики расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат на оплату труда» [7]. Согласно этой методологии, «трудовые ресурсы» - это население, занятое экономической деятельностью, а также способное работать, но не работающее по тем или иным причинам. К рабочей силе относятся трудоспособное население трудоспособного возраста и работающие люди, достигшие трудоспособного возраста (лица пенсионного возраста и подростки), иностранные трудовые мигранты. Трудоспособное население – это постоянное население трудоспособного возраста, за исключением безработных инвалидов I и II групп и безработных лиц, получающих пенсию на льготных условиях [Приказ Росстата № 647..., с. 1]. Границы трудоспособного возраста подвижны и определяются социально-экономическими условиями и физиологическими особенностями развития человека, а также системой государственных законодательных актов.
Сегодня нормативно-методическое обеспечение системы управления персоналом включает в себя не только Трудовой кодекс Российской Федерации [2], но и другие федеральные законы, которые касаются административных методов управления государственной кадровой политикой Российской Федерации 1032-1 от 19 апреля 1991 г. «О занятости населения в Российской Федерации» [4], Федеральный закон № 1032-1 от 19 апреля 1991 г., 106-ФЗ от 01.06.2011 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальной заработной плате» [6] и другие законодательные акты Российской Федерации являются инструментами, регулирующими кадровую политику государства по производительности труда и поддержке занятости, по заработной плате и поддержке трудоустройства, доходов населения, а также те же вопросы, связанные с социальным страхованием.
Современная система классификации трудовых ресурсов основана на учете экономически активного и экономически неактивного населения, соотношение между которыми зависит от социальных, экономических и демографических процессов. Согласно рекомендациям Международной организации труда (далее – МОТ), сформулированным в резолюции XIII Международной конференции по статистике труда, «экономически активное население (EAN) включает всех лиц обоего пола, которые предлагают рабочую силу для производства экономических товаров и услуг, как это определено в Организации Объединенных Наций (ООН) Систем национальных счетов и балансовых ведомостей в течение определенного отчетного периода» [32].
Экономически активное население, известное также как рабочая сила, представляет собой сектор населения, который обеспечивает поставку трудовых ресурсов для производства товаров и услуг. Этот сектор включает в себя занятых и безработных людей. Определение экономически активного населения базируется на международных стандартах, разработанных конференциями статистиков труда, и принимает во внимание национальные особенности России.
В соответствии со статьей 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, которая не противоречит законодательству Российской Федерации и, как как правило, приносит им заработок, трудовой доход (далее именуемый заработком) [7].
Безработные – население, которое не имеет работы и заработка, но при этом состоит на учете в службе занятости для поиска подходящей работы и готовы приступить к ее поиску. В то же время, выходные пособия и средний заработок граждан, которые были уволены в связи с ликвидацией организации или прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, не учитываются при определении размера их зарплаты [7].
Существуют методологические различия в определении общего числа безработных в соответствии с рекомендациями МОТ и безработных, официально признанных службой занятости. Безработные, состоящие на учете в службе занятости, – это трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка (трудового дохода), проживающие на территории Российской Федерации, зарегистрированные в центре занятости населения по месту жительства с целью поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней [21].
Термин «самозанятые граждане» не раскрывается ни в одном правовом акте. Федеральный закон от 30.11.2016 № 401-ФЗ предусматривает внесение изменений в первую и вторую части Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты. В частности, в Налоговом кодексе Российской Федерации появилась отдельная категория граждан, для которых предусмотрено освобождение от уплаты подоходного налога. Именно она в настоящее время называется «самозанятые граждане». Таким образом, из содержания пункта 7.3 статьи 83, пункта 70 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что к «самозанятым гражданам» относятся физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями и оказывающие услуги физическому лицу для личных, бытовых и (или) иных нужд без вовлечение сотрудников [3].
Баланс трудовых ресурсов определяется на основе данных разовых обследований и показывает использование всех трудовых ресурсов, а не только занятых в отраслях национальной экономики. Это система показателей, отражающих наличие трудовых ресурсов и их распределение по сферам и видам деятельности [8].
Баланс трудовых ресурсов отражает количество трудовых ресурсов и их качественный состав по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости и отраслям народного хозяйства и профессиям. Он составляется ежегодно для страны в целом, республик в составе Российской Федерации, краев и областей с распределением по городским и сельским районам. Он состоит из двух разделов – ресурсной и распределительной частей. Первая часть характеризует наличие трудовых ресурсов и источники их формирования [8].
Во втором разделе трудовые ресурсы распределяются между экономически активным населением (занятыми экономической деятельностью и безработными) и экономически неактивным населением с выделением отдельных должностей для студентов трудоспособного возраста, которые учатся без отрыва от производства. Численность трудовых ресурсов формируется из суммы численности трудоспособного населения трудоспособного возраста и работающих лиц, достигших трудоспособного возраста (лиц пенсионного возраста и подростков).
Численность трудоспособного населения трудоспособного возраста определяется исходя из численности постоянного населения трудоспособного возраста, из которой складывается численность безработных инвалидов I и II групп трудоспособного возраста, получающих пенсии от органов социальной защиты, и численность безработных пенсионеров трудоспособного возраста, получающих пенсии по возрасту на льготных условиях. вычтено. Расчет численности безработных инвалидов I и II групп трудоспособного возраста и пенсионеров-льготников осуществляется с использованием данных из формы органов социальной защиты. Численность пожилых людей и подростков, занятых в экономике, рассчитывается с использованием данных выборочных обследований населения по вопросам занятости.
Таким образом, основные акты, регулирующие трудовые отношения в Российской Федерации, разработанные органами государственного управления представлены на рисунке 1.2.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1 Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // СПС «КонсультантПлюс».
2 Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // СПС «КонсультантПлюс».
3 Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
4 Федеральный закон от 06.10.2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
5 Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
6 Федеральный закон от 27 ноября 2023 г. N 548-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и о приостановлении действия ее отдельных положений» // СПС «КонсультантПлюс».
7 Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // СПС «КонсультантПлюс».
8 Приказ Федеральной службы государственной статистики от 29 сентября 2017 г. N 647 «Об утверждении Методики расчета баланса трудовых ресурсов и оценки затрат труда» // СПС «КонсультантПлюс».
9 Европейская хартия местного самоуправления: конвенция Совета Европы от 15 октября 1985 г. Ратифицирована Федеральным законом от 11.04.1998 № 55-ФЗ. – Бюллетень международных договоров. – № 11.
10 Паспорт нацпроекта разработан Минэкономразвития России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // http://government.ru/info/35567.
11 Астахов Ю.В. Муниципальная кадровая политика: теория, методология, технология: монография / Астахов Ю.В., Патрушев В.И.; Тульский ин-т экономики и информатики. – М.: Акад. наук социальных технологий и местного самоуправления, 2014. – 339 с.
12 Астахов Ю.В. Кадровый потенциал органов муниципальной власти и управления / Ю.В. Астахов // Научное обозрение. Серия 2: Гуманитарные науки. – 2022. – № 1-2. – С. 53-61..
13 Бастрикова В.А. Актуальные проблемы кадровой политики органов местного самоуправления / В.А. Бастрикова // Управление и экономика народного хозяйства России: Сборник статей III Международной научно-практической конференции, Пенза, 21–22 марта 2019 года / Под общей редакцией Б.Н. Герасимова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2019. – С. 21-24.
14 Бурмистров А.С. Ответственность органов местного самоуправления (в рамках передаваемых государственных полномочий) // Государственная власть и местное самоуправление. – М.: Юрист, 2019, № 4. – С. 26– 28.
15 Васильева В.М. Государственная политика и управление: учебник и практикум / В.М. Васильева, Е.А. Колеснева, И.А. Иншаков. – М.: Юрайт, 2024. – 441 с.
16 Власова Е.Е. Оценка качества государственного и муниципального управления субъекта Российской Федерации // Научный потенциал. – 2020. – № 2(29). – С. 45-48.
17 Галкина В. А. Экономическое содержание категории «трудовые ресурсы» // Научные основы функционирования и управления АПК. Научные труды. – М.: Изд-во МСХА. – 2022. – С. 44-46.
18 Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 1. Концепции и проблемы: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 395 с.
19 Государственная политика и управление в 2 ч. Часть 2. Уровни, технологии, зарубежный опыт: учебник / Под ред. Л.В. Сморгунова. – 2-е изд., стер. – М.: Юрайт, 2020. – 484 с.
20 Заборовская С.Г. Муниципальная кадровая политика: основные подходы к определению понятий в сфере кадровой политики муниципалитета / С.Г. Заборовская // Экономика и управление: научно-практический журнал. – 2023. – № 2(170). – С. 48-53.
21 Зимина Н.А. Развитие правовых основ формирования и реализации муниципальной кадровой политики городского округа в современных условиях / Н.А. Зимина, С. В. Дергачев // Марийский юридический вестник. – 2018. – № 1(24). – С. 27-32.
22 Интеграция кадровой политики в систему управления национальными проектами : Коллективная монография / И. Л. Авдеева, П. И. Ананченкова, А. Е. Белолипецкая [и др.] ; Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ. – Орел : Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2020. – 282 с.
23 Коваленко А.А. Региональное управление трудовыми ресурсами / А. А. Коваленко, С. Х. Батчаева, А. Х. Батчаева // Современные проблемы и тенденции развития экономики и управления: сборник статей Международной научно-практической конференции, Казань, 15 января 2018 года. Том Часть 1. – Казань: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2018. – С. 68-70.
24 Келехсаева А.В. Управление трудовыми ресурсами региона: страновой анализ / А.В. Келехсаева, Л.К. Гуриева // Финансово-экономический журнал. – 2021. – № 6. – С. 16-20.
25 Кузьмина О.М. Управление развитием деловой карьеры персонала: взаимодействие государства, организации, индивида / О.М. Кузьмина, Ж.В. Доможилкина // Экономика и предпринимательство. – 2020. – № 2(115).
26 Купряшин Г.Л. Основы государственного и муниципального управления: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2024. – 500 с.
27 Концевич Г.Е. К вопросу о соотношении понятий «управление трудом» и «управление трудовыми ресурсами» / Г. Е. Концевич, Ш. Н. Эшназаров // Новая наука: Проблемы и перспективы. – 2016. – № 6-1(85). – С. 134-135.
28 Кораблев Д.П. О некоторых практических аспектах наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями / Д.П. Кораблев // Конституционное и муниципальное право. – 2019. – № 1. – С. 33.
29 Кибанов А.Я. Управление трудовыми ресурсами: учебник [Электронный ресурс] / А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, И.А. Эсаулова; под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2020. - 284с.
30 Магомедов Г.Б. Оптимизация кадрового обеспечения органов местного самоуправления / Г.Б. Магомедов, Х.К. Алиев, М.Я. Яхьяев // Евразийский юридический журнал. – 2019. – № 9(136). – С. 322-324.
31 Молчанова Н.П. Программно-целевой подход в управлении развитием федеральных округов и субъектов российской федерации: монография. – М.: Макс-Пресс, 2011. – 340 с.
32 Морозов П.Е. Правовое обеспечение управления персоналом / П. Е. Морозов, О. А. Шевченко // Трудовое право в России и за рубежом. – 2016. – № 3. – С. 15-21.
33 Пономаренко Б.Т. Совершенствование правового механизма муниципальной кадровой политики на этапе развития местного самоуправления / Б.Т. Пономаренко, С. В. Дергачев // Этносоциум и межнациональная культура. – 2019. – № 4(130). – С. 64-73.
34 Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 1: учебник и практикум / Под ред. Ю.Н. Шедько. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 205 с.
35 Региональное управление и территориальное планирование в 2 ч. Часть 2: учебник и практикум / Под ред. Ю.Н. Шедько. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 302 с.
36 Региональная экономика и управление развитием территорий: учебник и практикум / Под общ. ред. Ф.Т. Прокопова. – М.: Юрайт, 2020. – 351 с.
37 Региональные и муниципальные финансы: учебник и практикум / Под ред. Л.Л. Игониной. – М.: Юрайт, 2024. – 480 с.
38 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики: учеб. пособие. 4-е перераб. – М.: Новое знание, 2021. – 274 с.
39 Шугрина Е.С. Формы и пределы вмешательства органов государственной власти в деятельность органов местного самоуправления / Е.С. Шугрина // Государственная власть и местное самоуправление. – 2021. – № 7. – С. 30.
40 Федотова, А.С. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал Пермского края / А.С. Федотова // Актуальные вопросы развития национальной экономики: Материалы VI Международной заочной научно-практической конференции. – Пермь, 14 апреля 2017 года. – Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2017. – С. 416-422.
41 Царенко И.В. Оборот трудовых ресурсов в социально-экономическом развитии Пермского края / И.В. Царенко // Фундаментальные исследования. – 2019. – № 6. – С. 142-146.
42 Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. – М., 2001. – С. 654.
43 О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года. Указ Президента РФ от 07.05.2018 N 204 (ред. от 19.07.2018) - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432.
44 Работа Правительства Российской Федерации по функциям и отраслям [Электронный ресурс] // Правительство РФ - URL: http://government.ru/rugovclassifier/ (дата обращения 20.03.2024).
45 Официальный сайт Пермского края // Электронный ресурс / https://permkrai.ru/?ysclid=lu2mif3qau69345879 (дата обращения 20.03.2024).