Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АГРЕССИВНОСТИ В НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1 Понятие агрессии и агрессивности в психолого-педагогических исследованиях
Поведение детей - самая распространенная жалоба родителей, воспитателей и учителей при обращении к психологу. Действительно, нарушения поведения являются причиной многих трудностей в развитии детей. Они сильно мешают приобретению навыков общения, вызывают непонимание и неприятие со стороны окружающих, оказывают разрушительное воздействие на здоровье. Жизнь такого ребенка проходит в обстановке конфликтов, упреков и критики.
Повышенная агрессия - одна из самых частых проблем в детских коллективах. Существует множество теоретических обоснований возникновения агрессии, ее природы и факторов, влияющих на ее проявление. Однако все они делятся на четыре категории
Агрессия относится:
1. к врожденным побуждениям и задаткам;
2. к потребностям, активизируемым внешними стимулами;
3. к эмоциональным процессам;
4. к актуальным социальным условиям в сочетании с предшествующим научением.
Современный психологический словарь определяет агрессию так: «Агрессия — это мотивационное поведение, часто акт причинения вреда агрессору или нанесения физического вреда другому человеку, который вызывает депрессию, психологический дискомфорт, неудобство, напряжение, страх, тревогу, депрессию и аномальные психологические переживания» [8].
М.В. Басов предлагает следующее определение агрессии. «Агрессия — это любое поведение, связанное с угрозой для других или нанесением ущерба другим» [3].
Несмотря на значительные разногласия по поводу определения агрессии, большинство специалистов в области социальных наук в настоящее время склоняются к следующему определению:
Агрессия — это любая форма поведения, направленная на оскорбление и причинение вреда другим живым существам, которые не желают, чтобы с ними обращались как с таковыми [6].
Согласно этому определению, агрессию следует рассматривать не как модель поведения, а как эмоцию, мотивацию или отношение.
Вопрос о том, почему люди совершают опасные акты агрессии, уже давно является предметом серьезных дебатов, причем мнения о причинах агрессии, ее природе и факторах, влияющих на ее проявление, сильно расходятся.
Самая старая и, возможно, самая известная теоретическая позиция, касающаяся агрессии, заключается в том, что это поведение в первую очередь инстинктивно.
Одним из представителей данной теории является Зигмунд Фрейд.
Хотя взгляды эволюционистов во многом были схожи со взглядами З. Фрейда, они считали, что источник агрессивного поведения кроется в другом врожденном механизме, а именно в инстинкте борьбы, присущем всем животным, включая человека [17].
Эта тема приобрела новый отклик в работах К. Лоренца, который, как и 3. Фрейд, отстаивал эволюционный подход к агрессии. По мнению Лоренца, агрессия, прежде всего, проистекает из врожденного инстинкта борьбы за выживание. Агрессия сдерживается различными формами поведения. Любовь и дружба несовместимы с открытой агрессией и могут препятствовать ее проявлению.
Различные теории агрессии как инстинкта сильно отличаются друг от друга в деталях, но все они схожи в своей концепции. В частности, центральным для всех теорий является положение о том, что агрессия - это прежде всего результат инстинктивных и врожденных фактов, что логически приводит к тому, что исключить проявление агрессии практически невозможно.
Однако теория агрессии как инстинктивного поведения никогда не воспринималась психологами всерьез. Более распространенной является вызванная теория, согласно которой источником агрессии в первую очередь является вызванное извне желание, или импульс, причинить вред другим. Наиболее влиятельной теорией в этом направлении является теория фрустрации-агрессии, предложенная несколько десятилетий назад Дж. Доллардом и др. Согласно этой теории, люди, испытывающие фрустрацию, движимы стремлением к нападению. В некоторых случаях импульс агрессии подавляется столкновением с внешними препятствиями или страхом наказания.
Однако и в этом случае мотивация сохраняется и может привести к агрессивному поведению. Однако мотивация будет направлена не на реального фрустратора, а на какой-то другой объект, где агрессивное поведение может быть осуществлено беспрепятственно и без помех. Это общее положение о вытесненной агрессии было расширено и модифицировано М. Миллером, который предложил систематизированную модель, объясняющую возникновение этого феномена.
Последнее теоретическое направление - теория социального научения, предложенная А. Бандурой. Эта теория уникальна. Здесь агрессия рассматривается как специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается по сути так же, как и многие другие виды социального поведения [4].
Иными словами, в отличие от других теоретических направлений, теории этого направления более оптимистичны в отношении возможности предотвращения или взятия агрессии под контроль.
Ученые, работающие в разных направлениях, предлагают различные подходы и трактовки определения природы агрессии и ее психологических механизмов. В общем виде под агрессией понимается мотивированное, деструктивное поведение, нарушающее нормы сосуществования людей в обществе, причиняющее вред агрессору (живому и неживому), наносящее физический ущерб людям или вызывающее у людей психологический дискомфорт (негативные эмоции, напряжение, страх, депрессию и т. д.).
Понятие «агрессия» используется вместе с понятием «агрессивность». Агрессия — это относительно устойчивая черта личности, которая проявляется в готовности к агрессивному поведению [8].
Следует отметить, что в этой ситуации есть парадоксальный аспект, который прослеживается в негативных оценках исследователями биполярного состояния. С одной стороны, агрессия является необходимым условием для нормальной жизнедеятельности личности.
Т.Г. Румянцева рассматривает агрессивность как важнейшую динамическую характеристику активности и адаптивности человека. Недостаток агрессии может привести к пассивности, апатии и т. д. С другой стороны, чрезмерное развитие и выражение агрессии начинает определять всю личность и приводит к сознательно опасным и нежелательным формам поведения [11].
Когда агрессивность присуща человеку как защитный механизм, она может приобретать негативные или относительно позитивные формы выражения, в зависимости от характера социальной среды, в которой растет и развивается ребенок, и социального опыта, приобретенного в процессе жизни среди людей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Агрессия у детей и подростков: Учебное пособие [Текст] / Под ред. Н.М. Платоновой. – СПб.: Речь, 2019.- 336с.
2. Алимирзаева Э. А. Проблема тревожности у младших школьников и пути коррекции //Вестник Социально-педагогического института. – 2020. – №. 2 (34). – С. 61-66.
3. Ахмедбекова Р.Р. Сущность агрессии и причины ее проявления у младших школьников [Текст] / Р. Р. Ахмедбекова // Начальная школа плюс до и после. – 2020. – № 9. – С. 35–39
4. Басс A. Психология агрессии . - 2016. - № 3. - С. 60-67.
5. . Бережкова Е. И. Агрессивность младших школьников // Актуальные проблемы современной психологии. Ученые записки ЛГОУ им. А.С. Пушкина. СПб.: 2003. С. 104-107.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 612 с.
7. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. – 2020.
8. Лебедева Е. И. Современные предикторы школьной тревожности младших школьников //Вестник Ленинградского государственного университета им. АС Пушкина. – 2020. – №. 2. – С. 347-359.
9. Лукина М. Л., Шарифулина И. А. Детская агрессия //Вестник науки и образования. – 2020. – №. 15-1 (93). – С. 96-99.
10. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество [Текст]: учебник для студ. вузов. – 4-е изд., стереотип / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 656 с.
11. Находкин В. В., Кривошапкина Ю. Г. Исследование уровня школьной тревожности и способы ее коррекции //Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – №. 3 (32). – С. 350-352.
12. Пронина Н. А. Психолого-педагогическое сопровождение агрессивных младших школьников //Психологически безопасная образовательная среда: проблемы проектирования и перспективы развития. – 2021. – С. 101-104.
13. Рубинштейн, С.Я. Основы общей психологии [Текст] / С.Я. Рубинштейн. – М.: Флинта, 2019.– 628 с.
14. Формы и методы профилактики детской и школьниковой агрессии. Научно-методические рекомендации [Текст]: Н.М. Платоновой. - СПб., 2021. - 320 с.
15. Фурманов, И.А. Психология детей с нарушениями поведения: пособие для психологов и педагогов. [Текст]: - М.: Владос, 2014. - 351с.
16. Чудакова, М.Ю. Причины агрессивного поведения в младшем школьном возрасте и его предупреждение в деятельности школьного психолога [Текст]/ М.Ю. Чудакова. – М.: Генезис, 2012. – 200 с.
17. Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / И. В. Шаповаленко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 575 с.