Фрагмент для ознакомления
1
Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.
Юридическое закрепление правовой статус осуществляется в разных правовых источниках.
Правовой основой деятельности Следственного комитета являются:
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- федеральные законы,
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Так, в частности, на сегодняшний момент регулирование деятельности органа опирается на положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации , Уголовно - процессуальном кодексе РФ , Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Указе Президента РФ № 1182 от 27 сентября 2010 г. , «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» и др.
Общепризнанные нормы международного законодательства, международно-правовые договоры являются важным элементом обеспечения расследования и раскрытия преступлений Следственным комитетом РФ. В частности, как наиболее значимый нормативный правовой акт в области международного права выступает Всеобщая декларация прав человека.
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции , Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и др. Для уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств, принимаются правовые акты в развитие международных соглашений. В частности, издан Приказ Следственного комитета Российской Федерации №81 от 31 Августа 2018 «О Комплексном плане мероприятий Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018-2020 годы»; принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» .
Следственный комитет Российской Федерации активно участвует в международном сотрудничестве в различных областях. За последнее время у нас сформировалась эффективная практика сотрудничества с компетентными органами других государств в рамках конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и протокола от 28 марта 1997 года. В соответствии с указом президента РФ от 17.04.2017 № 170, нашему ведомству предоставлено право прямого взаимодействия с центральными, территориальными и иными органами государств-участников этой конвенции и протокола.
В 2019 году в Следственный комитет Российской Федерации поступило 839 запросов относительно правовой помощи. Наибольшее количество запросов поступило от компетентных органов Республики Беларусь - 806 и Республики Казахстан - 28. Мы также направили 349 запросов в иностранные компетентные органы. Столкнувшись с необходимостью противодействовать преступности, Следственный комитет имеет право на международное сотрудничество в рамках более чем 60 межгосударственных и межправительственных многосторонних и двусторонних договоров России в сфере борьбы с преступностью. Это позволяет нам более эффективно расследовать международные преступления. Сотрудничество с компетентными органами Сирии, например, позволило нам не только начать расследование преступлений, совершенных российскими гражданами, вступившими в террористические организации на территории Сирии, но и препятствовать распространению их деятельности в России.
Кроме того, с 1 января 2020 года вступил в силу второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Он расширяет полномочия Следственного комитета, позволяя нам непосредственно взаимодействовать с компетентными органами других государств в вопросах предоставления правовой помощи по уголовным делам, а также предусматривает возможность создания совместных следственных групп.
2.2 Структура Следственного комитета РФ
Следственный комитет РФ (СК РФ) является одной из ключевых структур правоохранительной системы Российской Федерации. Он специализируется на расследовании преступлений и предоставлении доказательств в суде. Следственный комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами .
Структура Следственного комитета РФ обеспечивает эффективное функционирование органа и дает возможность расследователям эффективно решать поставленные задачи. Она включает в себя следующие элементы:
1. Правление Следственного комитета РФ: в его состав входит председатель комитета и его заместители. Они осуществляют общее руководство деятельностью Следственного комитета и принимают стратегические решения.
2. Отделы и управления Следственного комитета РФ: СК РФ имеет различные отделы и управления, отвечающие за различные аспекты расследования преступлений. Например, отделы по расследованию уголовных дел, борьбе с экономическими преступлениями, терроризму и организованной преступности и др. В рамках этих структур работают следователи и оперативные сотрудники, проводящие оперативно-разыскную деятельность.
3. Центральная лаборатория: Следственный комитет РФ имеет свою собственную лабораторию, где проводятся экспертизы и исследования для определения фактов преступлений. Лаборатория оснащена современным оборудованием и занимается различными видами экспертиз, включая отпечатки пальцев, ДНК-анализ, баллистику и т.д.
4. Управление дознания: руководит дознавательной деятельностью, включая осуществление допросов, прием заявлений и документов, проведение прослушивания и т.д.
5. Управление по связям с общественностью и коммуникаций: отвечает за информационное обеспечение деятельности Следственного комитета в СМИ, связи с общественностью и пропаганду правовой культуры .
6. Управления по организационно-кадровой работе: выполняют задачи по набору, обучению и подготовке кадров для СК РФ, а также занимаются текущими вопросами персонала.
7. Центральный архив: отвечает за хранение и использование информации, документов и материалов в Следственном комитете РФ.
Главная цель структуры СК РФ - обеспечение реализации конституционных прав граждан, защита закона и общественного порядка, а также наказание и предупреждение преступного поведения.
2.3 Основные направления деятельности Следственного комитета РФ
Следственный комитет Российской Федерации является организацией, которая осуществляет расследование и выявление преступлений в России. Его главная цель заключается в обеспечении законности и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Основная деятельность Следственного комитета можно разделить на два главных направления:
1. Расследование уголовных дел. Следственный комитет занимается выявлением, расследованием и ликвидацией уголовных преступлений. Это включает проведение оперативно-розыскных мероприятий, допрос подозреваемых и свидетелей, сбор и анализ доказательств, разработку версий и реконструкцию преступлений. Одна из основных задач следственного комитета - установление обстоятельств преступления, а также выявление и привлечение к ответственности виновных лиц.
2. Организация профилактики. Следственный комитет также активно занимается профилактической работой по предупреждению преступлений. Это включает информирование общественности о различных типах преступлений, распространение информации о способах защиты от них и совершенствование правовых механизмов борьбы с преступностью. Следователи часто проводят профилактические беседы с молодежью, предоставляют правовую помощь и консультации.
Эти два основных направления деятельности Следственного комитета РФ объединяются в одно целое с целью предотвращения преступлений, выявления и привлечения к ответственности виновных лиц, а также обеспечения законности и правопорядка в стране .
Важно отметить, что деятельность Следственного комитета основывается на принципах законности, объективности, всесторонности, комплексности и своевременности. Каждое уголовное дело рассматривается с учетом всех имеющихся фактов и доказательств, чтобы достичь справедливого результата. Следственный комитет РФ также сотрудничает с другими правоохранительными органами, включая полицию и судебную систему, для обеспечения эффективной работы в сфере уголовного правосудия. Усиление сотрудничества и координации между разными органами позволяет достичь более успешного расследования преступлений и повысить эффективность в борьбе с преступностью. Деятельность Следственного комитета РФ имеет огромное значение для общества, поскольку она направлена на осуществление правосудия и обеспечение безопасности граждан России. Постоянное развитие и совершенствование методов и стратегий работы следствия является необходимым условием для эффективного противодействия преступности и защиты граждан и их прав.
Фрагмент для ознакомления
2
Все правовые акты, регулирующие общественные отношения, возникающие в связи с организацией и функционированием транспортных организаций, в том числе между транспортными организациями и их клиентами, пользующимися транспортными средствами, а также между транспортными организациями одного и того же и различных видов транспорта, образуют относительно самостоятельную отрасль «транспортного права». Вопрос о независимости Закона о транспорте как отрасли права считается дискуссионным. Значительная часть авторов относит его к сложной подотрасли предпринимательского права, обосновывая это тем фактом, что право на перевозку определяется предметом и методом, которые не имеют единообразных характеристик исключительно права на перевозку. И когда методы правового регулирования не трансформируются и не модифицируются, это означает, что соответствующие условия для выделения новой отрасли права еще не созрели.
Основополагающее значение в системе источников транспортного права, несомненно, играет Конституция Российской Федерации , в которой закреплены прямые нормы, касающиеся транспорта. Таким образом, в статье 71 федеральные маршруты транспорта и связи относятся к юрисдикции Российской Федерации.
Из-за разнообразия транспортных средств в современном мире и России правовое регулирование только Гражданским кодексом Российской Федерации представляется недостаточным. По этой причине национальный законодатель разработал и узаконил транспортные уставы и кодексы федерального значения. Они основаны на нормах главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации . Это: Воздушный кодекс РФ , Кодекс торгового мореплавания РФ , Кодекс внутреннего водного транспорта РФ , Устав железнодорожного транспорта РФ , Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта РФ .
В данном случае, по-видимому, прав В. А. Дозорцев, который утверждает, что в таких сложных актах практически невозможно выделить общие правовые положения, которые соответствуют отраслевому кодексу. Узкоспециализированный характер таких актов не исключает их большого объема и практической значимости для внушительной части правовых транспортных отношений.
В рамках подзаконных актов федерального значения источниками Закона о транспорте, обладающими наибольшей юридической силой, должны быть указы Президента Российской Федерации, конкретизирующие правовые положения по важным вопросам транспортной деятельности. Многочисленные постановления Правительства Российской Федерации находятся на втором месте по юридической силе в системе подзаконных актов федерального законодательства, а ведомственные инструкции, правила, приказы и нормативные акты, разработанные органами специальной компетенции, - на третьем месте.
Безусловно, в области транспортного регулирования особую роль играет Министерство транспорта Российской Федерации, которому в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 395 «Об утверждении положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» было предоставлено полномочия самостоятельно принимать многочисленные и разнородные нормативно-правовые акты в установленной сфере деятельности (например, правила перевозки пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа на основе и в соответствии с буквами и транспортными кодами; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в транспортном секторе, правила продажи билетов и выдачи транспортных квитанций).
Регионам поручено регулировать региональные перевозки, а также маршруты сообщения и управление региональной транспортной инфраструктурой. В этих условиях особое значение придается нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
ГЛАВА 2. ДОГОВОРНЫЕ ОТНОШЕНИЯ ПО ОКАЗАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ СЛУГ
2.1. Классификация договоров по оказанию транспортных услуг
Для оформления правоотношений, направленных на оказание транспортных услуг, участники этих общественных отношений могут заключить соглашение о предоставлении таких услуг. Транспортные услуги - один из наиболее распространенных видов услуг, без которого в настоящее время немыслимо развитие экономики любого государства.
Многим потребителям известны только те виды договоров, которые чаще всего используются для предоставления транспортных услуг, в частности для перевозки грузов и пассажиров. Однако эти виды транспортных услуг не единственные. Например, перевозчик имеет право осуществлять свою деятельность по предоставлению транспортных услуг в следующих областях:
перевозка грузов;
пассажирские перевозки;
перевозка багажа .
Руководствуясь способом перевозки, перевозчик имеет право предоставлять свои услуги следующими видами транспорта:
воздушным транспортом. Авиационные перевозки осуществляются для доставки активных материалов и людей к месту назначения;
автомобильным транспортом основной особенностью автомобильного транспорта является доставка пассажира или материальных ценностей в любую точку на карте. Другие виды транспорта, так или иначе, зависят от коммуникаций, и автомобиль способен добраться практически до любого пункта назначения;
железнодорожным транспортом. Единственной российской железнодорожной компанией на сегодняшний день является ОАО «Российские железные дороги». Руководствуясь статьей 2 Федерального закона «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» «инфраструктура железнодорожного транспорта может принадлежать физическим и юридическим лицам на праве собственности»;
морским транспортом. Морские и речные перевозки ценны тем, что позволяют доставлять огромные партии товаров за один рейс.
Каждый из этих способов транспортировки в настоящее время регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1993. – № 31. – Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51–ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14–ФЗ (ред. от 24.07.2023) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 5. – Ст. 410.
4. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19 марта 1997 г. № 60–ФЗ (ред. от 30.01.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. – № 12. – ст. 1383.
5. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30 апреля 1999 г. № 81–ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1999. – № 18. – ст. 2207.
6. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 7 марта 2001 г. № 24–ФЗ (ред. от 19.10.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. – № 11. – ст. 1001.
7. Федеральный закон от 10.01.2003 № 18–ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (ред. от 19.10.2023) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
8. Федеральный закон от 08.11.2007 № 259–ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (ред. от 19.10.2023) // Официальный интернет–портал правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
9. Белов, В. А. Гражданское право. Том 3. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы. Учебник / В.А. Белов. - М.: Юрайт, 2019. - 478 c.
10. Беспалов, Ю. Ф. Гражданское право в схемах / Ю.Ф. Беспалов, П.А. Якушев. - М.: Проспект, 2023. - 280 c.
11. Бунич, Г. А. Гражданское право. Особенная часть / Г.А. Бунич, А.А. Гончаров, Ю.Г. Попонов. - М.: Дашков и ко, 2023. - 376 c.
12. Волынкина, М. В. Гражданское право. Часть 1 / М.В. Волынкина, Е.Г. Комиссарова. - М.: Аспект пресс, 2021. - 208 c.
13. Гонгало, Б. М. Гражданское право. Жилищное право. Семейное право. Избранное / Б.М. Гонгало. - М.: Статут, 2022. - 256 c.
14. Гончаров, А. А. Гражданское право. Части Общая и Особенная / А.А. Гончаров, А.В. Маслова. - М.: Wolters Kluwer, 2023. - 512 c.
15. Гражданское право (комплект из 3 книг). - М.: Проспект, 2023. - 781 c.
16. Гражданское право России. Общая часть / Под редакцией А.Я. Рыженкова. - М.: Юрайт, 2023. - 464 c.
17. Гражданское право и его роль в формировании гражданского общества / Civil Law and its Role in the Formation of Civil Society. - М.: Статут, 2021. - 112 c.
18. Гражданское право. - М.: Закон и право, Юнити-Дана, 2023. - 320 c.
19. Гришаев, С.П. Гражданское право в вопросах и ответах / С.П. Гришаев. - М.: ЮРИСТЪ, 2022. - 144 c.