Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Библиотеки призваны сохранять историю и культурное наследие. Признавая культурную важность обмена, Махатма Ганди сказал, что «ни одна культура не может жить, если она пытается быть исключительной». Стимул к совместному использованию и повторному использованию информации и знаний проявляется во многих формах, и это одна из наиболее важных функций библиотек. Библиотеки представляют собой богатые хранилища важных исторических и культурных коллекций, многие из которых недоступны в других странах мира.
Библиотеки, хранящие века знаний, информации, истории и правды, являются важнейшими защитниками в борьбе с дезинформацией. Несмотря на то, что в прошлые века произошло много изменений, поскольку человечество было подвержено инновациям, библиотеки продолжают сохранять свою основную цель – предоставлять посетителям информацию, которую они ищут, и быть уверенными в том, что они предоставляют только правду.
В настоящее время социальная роль библиотек является одной из важнейших вопросов современного общества. Библиотеки реализуют множество задач, несущих социальную значимость – образование, культуру, науку, информацию и многие другие. Они существуют не только как пространства для хранения книг, но и в качестве социальных центров, где проводятся различные мероприятия и программы, направленные на образование и культурное развитие различных категорий населения.
Среди этих категорий населения особую роль играют подростки, которые являются надеждой нашего общества. Сегодняшние подростки – это будущие лидеры, интеллектуалы, ученые, предприниматели и активные граждане.
Поэтому, важность социальной функции библиотеки в развитии современного подростка не может быть преуменьшена.
Сельская библиотека является не только местом хранения книг, но и центром культурной жизни в обществе. Она проводит различные мероприятия, которые помогают подросткам расширять свой кругозор и развивать личность. Например, это могут быть литературные вечера, книжные выставки, круги чтения, дискуссионные клубы и т.д.
Сельская библиотека как социальный институт имеет большой потенциал в развитии культуры современных подростков. Ее задача заключается в том, чтобы предоставлять доступ к информации, а самое главное, это помощь в развитии у подростков навыков работы с ней, так как с широким распространением сети Интернет, снижается критичность к предоставляемой информации, что несет в себе опасность для самообразования и культурного развития подрастающего поколения. Все это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Объектом исследования является библиотека как социальный институт.
Предметом исследования является социальная роль сельской библиотеки в развитии современных подростков.
Цель исследования – изучение роли сельской библиотеки в развитии современного подростка.
В соответствии с целью были определены задачи исследования:
• Рассмотреть роль библиотеки в социальном развитии общества;
• Определить многофункциональность сельской библиотеки в современных условиях;
• Провести анализ деятельности сельских библиотек в работе с подростками;
• Разработать рекомендации по повышению эффективности работы сельских библиотек, способствующих развитию современного подростка.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы деятельности сельских библиотек
1.1. Роль библиотеки в социальном развитии общества
Современные библиотеки в России развиваются в соответствии с современными информационными технологиями и требованиями пользователей. В последние годы в России было много сделано для поддержки развития библиотечной сферы.
Одной из основных задач для современных библиотек в России является обеспечение доступа к информации и знаниям гражданам всех возрастов, независимо от их социального статуса, места жительства и профессиональной принадлежности. В связи с этим библиотеки активно внедряют цифровые технологии и инновационные подходы в свою работу, такие как электронные библиотеки, удаленный доступ к информационным ресурсам, облачное хранение данных, онлайн каталоги, виртуальные туры, компьютерные классы и многое другое.
Еще одной важной задачей для современных библиотек является сохранение культурного наследия, а также его пропаганда и увековечивание.
В этом контексте, библиотеки разрабатывают новые формы работы, такие как музейные пространства, и выставочные залы, а также участвуют в реализации программы цифровизации культурного наследия.
Современные библиотеки также активно вовлекаются в социальные проекты, в том числе работают со школьными и вузовскими библиотеками, проводят мероприятия по популяризации чтения, организуют тематические встречи и лекции, внедряют современные методы обучения в свою работу Поскольку библиотеки бесплатны для посетителей, мало кто задумывается о той роли, которую они играют в экономике, однако на самом деле библиотеки играют ключевую роль в финансовом укреплении местных сообществ. Библиотеки предоставляют рабочее пространство для удаленных сотрудников, предоставляют бесплатный доступ в сеть Интернет для людей, ищущих возможности трудоустройства, а также предлагают работу и собеседования для нуждающихся без необходимости тратить огромные суммы денег на повышение квалификации рабочей силы. Технологии, применяемые сегодня в библиотеках, могут быть инновационными, предлагая доступ к дорогостоящим инструментам, обучению и навыкам, которые в противном случае были бы недоступны для всех.
Библиотеки служат не только для предоставления информации, но и служат социальным центром для людей, желающих найти себя и свои сообщества. Студенты встречаются в библиотеках со своими учебными группами для разработки проектов, матери присоединяются к клубам детских рассказов, пожилые люди посещают мероприятия, чтобы установить связь с другими, а заядлые читатели предаются обсуждению своего последнего чтения с другими единомышленниками.
Кроме того, библиотеки служат общественными центрами для различных слоев населения поддерживая людей, чтобы помочь им интегрироваться в сообщество, таким образом, гарантируя, что библиотечный выбор наполнен книгами на разных языках [3, c. 34].
Независимо от того, может ли библиотека похвастаться величественной архитектурой или скромным дизайном, физическое пространство библиотеки способно передать наши основополагающие ценности как общества, предоставляя ресурсы и услуги для распространения грамотности и образования и помогая людям расширять свою общественную сеть. Библиотеки действительно являются замечательными пространствами, играя необходимую роль в обеспечении того, чтобы человечество продолжало воспитывать творческих и новаторских людей, чтобы они могли участвовать в постоянно развивающемся обществе. Поэтому маловероятно, что в ближайшем будущем потребность населения в библиотеках, которые служат общим пространством, ориентированным на сообщества, изменится.
Электронный путеводитель по библиотеке позволит читателям посетить библиотеку даже далеко, в другом месте, в другой стране. Таким образом, современные библиотеки используют новые технологии библиотечного обслуживания, расширяют сферу своей деятельности и способствуют повышению своего социального статуса [1, c. 35].
Важным вопросом является переосмысление роли современного библиотекаря. Мировой опыт показывает, что в эпоху электронной коммуникации библиотекари должны быть не только знатоками читательских потребностей, но и специалистами в области новых цифровых технологий, деятелями информационной культуры, управленцами и лидерами в сфере области информационных библиотек. В связи с этим возникает необходимость в постоянном расширении деятельности и кардинальном обновлении профессиональных знаний и навыков сотрудников библиотек. Видно, что информационные ресурсы библиотек имеют значение стратегических ресурсов, определяющих уровень национального социально – экономического развития, и профессиональное самосознание библиотекарей нуждается в изменении. В процессе обслуживания читателей библиотекари не могут развивать профессиональное самосознание, если не понимают своей миссии.
Поэтому сегодня библиотекари прилагают большие усилия для того, чтобы искоренить устоявшийся в сознании людей негативный образ библиотеки. Они стремятся продемонстрировать открытость и дружелюбность, оказывают содействие в решении социальных проблем, предлагают своим пользователям специальные обучающие программы.
В последние годы, следом за библиотеками зарубежными, претендовать на звание «третьего места» стали и российские публичные библиотеки. Не составляют исключения и московские библиотеки, которые находятся в поисках своего нового образа, отвечающего веяниям времени.
Учащихся и студентов привлекает Библиотека им. Ф.М. Достоевского – интеллектуальный центр с мультимедийным залом, коворкинг-зоной, книжным магазином и кафе. Ценителей истории ждут в гости Библиотеки-читальни им. И.С. Тургенева и им. А.С. Пушкина, в которых, даже при наличии современных информационных технологий, бережно хранятся свидетельства прошлого – архивные документы, фото, автографы. Здесь читатели могут не только поработать в читальном зале, но и посетить музыкальные и литературные вечера. Библиотека им. М.А. Волошина специализируется на изучении восточных культур. В ее стенах проходят выставки восточного искусства, читают лекции известные востоковеды.
Библиотека киноискусства им. С.М. Эйзенштейна – первая в Москве и России публичная специализированная библиотека, в которой можно познакомиться с изданиями по кино и другим видам искусства.
Публичные библиотеки переживают «второе рождение»: из книгохранилищ и пунктов книговыдачи они превращаются в многофункциональные учреждения, «лаборатории знаний», медиацентры – пространства для творчества и общения. Благодаря особой атмосфере комфорта, уникальным библиотечным услугам и культурным программам, они становятся центром притяжения горожан [4, с 608].
Поскольку современные библиотеки являются многофункциональными и всегда остаются открытыми для публики, специальные формы работы были разработаны для того, чтобы помочь библиотекарям управлять своими ресурсами и обслуживать публику на максимальном уровне.
Краудсорсинг.
Это привлечение группы людей, обычно через Интернет, для решения определенной задачи. В библиотеках много примеров, когда краудсорсинг используется для дополнения метаданных или для создания библиографических записей или каталогов. Во многих библиотеках краудсорсинг использовался для записи старых книг, которые после этого становились доступными онлайн для пользователей.
Живое чтение.
Это простой процесс, где пользователи могут прийти в библиотеку, послушать рассказы о жизни известных личностей и обменяться своими историями. Часто в этом процессе участвуют и другие пользователи, которые приходят в библиотеку, чтобы услышать увлекательные истории и поделиться своими личными историями.
Мастер-классы.
Эти классы могут быть направлены на создание конкретной работы.
Например, мастер-класс по созданию классических узлов может помочь пользователям приобрести необходимые знания о конкретном предмете и узнать, как использовать этот навык в жизни.
Рабочие группы.
Рабочие группы часто создаются библиотеками, чтобы поделиться знаниями и опытом, а также обеспечить прямое взаимодействие между пользователями. Изменение идеологии и технологий библиотечного дела все еще начинается и требует большой работы для достижения успеха.
Существует множество разных направлений, которые могут помочь библиотекам сохранять свою роль в сообществе и оставаться полезными для своих пользователей.
Как мы видим, формы работы в современной библиотеке могут быть разнообразными, но их главная цель остается неизменной – создание доступного и актуального общественного центра, который сможет удовлетворять потребности людей в знаниях, культуре и развлечениях.
Современное библиотечное дело находится в постоянном развитии и адаптации к новым технологиям и требованиям общества. Однако, как и любая другая сфера, оно сталкивается с рядом проблем и вызовов.
Одной из главных проблем является недостаточное финансирование библиотек. Вместе с увеличением числа читателей и расширением спектра услуг, библиотеки сталкиваются с необходимостью обновлять свои коллекции и техническое оборудование, а также оплачивать заработную плату персонала.
Но в связи с экономическим кризисом, государственные программы финансирования библиотек сокращаются, что может привести к существенному ограничению возможностей работы библиотек.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акилина, М. И. Образовательная функция библиотеки в период цифровизации / М. И. Акилина // Румянцевские чтения – 2020. – Москва: Издательство "Пашков дом", 2020. – С. 20-25.
2. Афанасьев, В. В. Методология и методы научного исследования : учебное пособие для вузов / В. В. Афанасьев, О. В. Грибкова, Л. И. Уколова. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 154 с.
3. Ахмедов, Д. Р. Развитие и социальные функции библиотечного дела / Д. Р. Ахмедов // Наука, технологии и информация в библиотеках (Libway-2019). – Иркутск: Государственная публичная научно-техническая библиотека СО РАН, 2019. – С. 33-36.
4. Болдырева, И. С. Векторы развития зарубежного библиотечного дела: вызовы времени и перспективы / И. С. Болдырева // Библиотековедение. – 2021. – Т. 70, № 6. – С. 607-614.
5. Гурина, В. А. Новая среда библиотеки – новые правила / В. А. Гурина //Менеджмент вузовских библиотек. Библиотека на службе университетского образования / Редколлегия: В. Г. Кулаженко, (отв. ред.), Е. Н. Садовская. – Минск: Белорусский государственный университет, 2021. – С. 26-33.
6. Дворкина, М. Я. Российские исследования по истории библиотечного дела: 2001-2019 годы / М. Я. Дворкина // Румянцевские чтения – 2020. – Москва: Издательство "Пашков дом", 2020. – С. 206-209.
7. Дригайло, С. В. Формирование информационной культуры пользователей и сотрудников библиотеки / С. В. Дригайло // Научные и технические библиотеки. – 2011. – № 1. – С. 79-88.
8. Зуляр, Р. Ю. Информационно-библиографическая культура : учебное пособие для вузов / Р. Ю. Зуляр. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 144 с.
9. Иванова , Е. А. Стратегия развития библиотечного дела в России: многообразие опыта и идей / Е. А. Иванова // Библиотековедение. – 2022. – Т. 71, № 1. – С. 7-20. Старостина, А. П. Деятельность сельской библиотеки вне помещения: новые формы работы / А. П. Старостина // Наука и образование: новое время. – 2021. – № 6(47). – С. 31-38.
10. Касянчук, Е. Н. Библиотека в парадигме культуры / Е. Н. Касянчук // Сибирский антропологический журнал. – 2020. – Т. 4, № 4. – С. 90-96.
11. Касянчук, Е. Н. Формирование интеллектуальной культуры студентов / Е. Н. Касянчук // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2022. – № 60. – С. 217-228.
12. Катаева, А. Ю. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях / А. Ю. Катаева // Грани культуры: актуальные проблемы истории и современности. – Москва : НА НО ВО «Институт мировых цивилизаций», 2020. – С. 257-262.
13. Новиков, М. В. Сельские библиотеки как культурный центр в жизни современного человека / М. В. Новиков, Д. В. Поваркова, В. В. Каширин // ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ и ПРИКЛАДНАЯ НАУКА: СОСТОЯНИЕ и ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ : Сборник статей XII Международной научно-практической конференции, Петрозаводск, 07 июня 2021 года. – г. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2021. – С. 408-415.
14. Орлова, Л. А. Современная сельская библиотека как многофункциональный культурно-досуговый центр / Л. А. Орлова // Исследователь/Researcher. – 2022. – № 3-4(39-40). – С. 225-230.
15. Шаньгинова, Г. А. Чтение детей в сельской библиотеке / Г. А. Шаньгинова // Книжная культура в цифровую эпоху : материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции, Улан-Удэ, 24–25 ноября 2023 года. – Улан-Удэ: Восточно-Сибирский государственный институт культуры, 2023. – С. 220-227.