Фрагмент для ознакомления
2
Государственный орган, будучи публично-правовым образованием, не только вправе, но и обязан осуществлять ту деятельность, ради которой он создан. Например, задержание лиц, находящихся в розыске – это право и одновременно обязанность органов внутренних дел. Иначе говоря, в определенных ситуациях государственный орган обязан осуществлять предоставленные ему права. С учетом этого более корректно говорить не о правах и обязанностях органов, а об их полномочиях.
Юридическое закрепление правовой статус осуществляется в разных правовых источниках.
Правовой основой деятельности Следственного комитета являются:
- общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации,
- федеральные конституционные законы,
- федеральные законы,
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
Так, в частности, на сегодняшний момент регулирование деятельности органа опирается на положения, закрепленные в Конституции Российской Федерации , Уголовно - процессуальном кодексе РФ , Федеральном законе от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», Указе Президента РФ № 1182 от 27 сентября 2010 г. , «Вопросы Следственного комитета Российской Федерации» и др.
Общепризнанные нормы международного законодательства, международно-правовые договоры являются важным элементом обеспечения расследования и раскрытия преступлений Следственным комитетом РФ. В частности, как наиболее значимый нормативный правовой акт в области международного права выступает Всеобщая декларация прав человека.
Международное сообщество, стремясь выработать эффективные меры по предупреждению и искоренению коррупции, приняло ряд документов, к которым относятся Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции , Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию и др. Для уголовно-правового обеспечения противодействия коррупции и в интересах выполнения международных обязательств, принимаются правовые акты в развитие международных соглашений. В частности, издан Приказ Следственного комитета Российской Федерации №81 от 31 Августа 2018 «О Комплексном плане мероприятий Следственного комитета Российской Федерации по противодействию коррупции на 2018-2020 годы»; принято Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» .
Следственный комитет Российской Федерации активно участвует в международном сотрудничестве в различных областях. За последнее время у нас сформировалась эффективная практика сотрудничества с компетентными органами других государств в рамках конвенции о правовой помощи и правовых отношений по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 года и протокола от 28 марта 1997 года. В соответствии с указом президента РФ от 17.04.2017 № 170, нашему ведомству предоставлено право прямого взаимодействия с центральными, территориальными и иными органами государств-участников этой конвенции и протокола.
В 2019 году в Следственный комитет Российской Федерации поступило 839 запросов относительно правовой помощи. Наибольшее количество запросов поступило от компетентных органов Республики Беларусь - 806 и Республики Казахстан - 28. Мы также направили 349 запросов в иностранные компетентные органы. Столкнувшись с необходимостью противодействовать преступности, Следственный комитет имеет право на международное сотрудничество в рамках более чем 60 межгосударственных и межправительственных многосторонних и двусторонних договоров России в сфере борьбы с преступностью. Это позволяет нам более эффективно расследовать международные преступления. Сотрудничество с компетентными органами Сирии, например, позволило нам не только начать расследование преступлений, совершенных российскими гражданами, вступившими в террористические организации на территории Сирии, но и препятствовать распространению их деятельности в России.
Кроме того, с 1 января 2020 года вступил в силу второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам. Он расширяет полномочия Следственного комитета, позволяя нам непосредственно взаимодействовать с компетентными органами других государств в вопросах предоставления правовой помощи по уголовным делам, а также предусматривает возможность создания совместных следственных групп.
2.2 Структура Следственного комитета РФ
Следственный комитет РФ (СК РФ) является одной из ключевых структур правоохранительной системы Российской Федерации. Он специализируется на расследовании преступлений и предоставлении доказательств в суде. Следственный комитет осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и другими нормативными актами .
Структура Следственного комитета РФ обеспечивает эффективное функционирование органа и дает возможность расследователям эффективно решать поставленные задачи. Она включает в себя следующие элементы:
1. Правление Следственного комитета РФ: в его состав входит председатель комитета и его заместители. Они осуществляют общее руководство деятельностью Следственного комитета и принимают стратегические решения.
2. Отделы и управления Следственного комитета РФ: СК РФ имеет различные отделы и управления, отвечающие за различные аспекты расследования преступлений. Например, отделы по расследованию уголовных дел, борьбе с экономическими преступлениями, терроризму и организованной преступности и др. В рамках этих структур работают следователи и оперативные сотрудники, проводящие оперативно-разыскную деятельность.
3. Центральная лаборатория: Следственный комитет РФ имеет свою собственную лабораторию, где проводятся экспертизы и исследования для определения фактов преступлений. Лаборатория оснащена современным оборудованием и занимается различными видами экспертиз, включая отпечатки пальцев, ДНК-анализ, баллистику и т.д.
4. Управление дознания: руководит дознавательной деятельностью, включая осуществление допросов, прием заявлений и документов, проведение прослушивания и т.д.
5. Управление по связям с общественностью и коммуникаций: отвечает за информационное обеспечение деятельности Следственного комитета в СМИ, связи с общественностью и пропаганду правовой культуры .
6. Управления по организационно-кадровой работе: выполняют задачи по набору, обучению и подготовке кадров для СК РФ, а также занимаются текущими вопросами персонала.
7. Центральный архив: отвечает за хранение и использование информации, документов и материалов в Следственном комитете РФ.
Главная цель структуры СК РФ - обеспечение реализации конституционных прав граждан, защита закона и общественного порядка, а также наказание и предупреждение преступного поведения.
2.3 Основные направления деятельности Следственного комитета РФ
Следственный комитет Российской Федерации является организацией, которая осуществляет расследование и выявление преступлений в России. Его главная цель заключается в обеспечении законности и привлечении виновных лиц к уголовной ответственности.
Основная деятельность Следственного комитета можно разделить на два главных направления:
1. Расследование уголовных дел. Следственный комитет занимается выявлением, расследованием и ликвидацией уголовных преступлений. Это включает проведение оперативно-розыскных мероприятий, допрос подозреваемых и свидетелей, сбор и анализ доказательств, разработку версий и реконструкцию преступлений. Одна из основных задач следственного комитета - установление обстоятельств преступления, а также выявление и привлечение к ответственности виновных лиц.
2. Организация профилактики. Следственный комитет также активно занимается профилактической работой по предупреждению преступлений. Это включает информирование общественности о различных типах преступлений, распространение информации о способах защиты от них и совершенствование правовых механизмов борьбы с преступностью. Следователи часто проводят профилактические беседы с молодежью, предоставляют правовую помощь и консультации.
Эти два основных направления деятельности Следственного комитета РФ объединяются в одно целое с целью предотвращения преступлений, выявления и привлечения к ответственности виновных лиц, а также обеспечения законности и правопорядка в стране .
Важно отметить, что деятельность Следственного комитета основывается на принципах законности, объективности, всесторонности, комплексности и своевременности. Каждое уголовное дело рассматривается с учетом всех имеющихся фактов и доказательств, чтобы достичь справедливого результата. Следственный комитет РФ также сотрудничает с другими правоохранительными органами, включая полицию и судебную систему, для обеспечения эффективной работы в сфере уголовного правосудия. Усиление сотрудничества и координации между разными органами позволяет достичь более успешного расследования преступлений и повысить эффективность в борьбе с преступностью. Деятельность Следственного комитета РФ имеет огромное значение для общества, поскольку она направлена на осуществление правосудия и обеспечение безопасности граждан России. Постоянное развитие и совершенствование методов и стратегий работы следствия является необходимым условием для эффективного противодействия преступности и защиты граждан и их прав.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
3. Указ Президента РФ от 27.09.2010 N 1182 (ред. от 14.01.2011) "Вопросы Следственного комитета Российской Федерации"
4. Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 27.10.2020)
5. Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 № 2202-1(текст с изменениями и дополнениями на 2020 г.)
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 9 июля 2013 г. № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях» //Российская газета. 17 июля 2013 г. № 154(6130) № 154(6130) (дата обращения18.03.2024)
Литература
7. Андреевский, И.Е. Полицейское право [Электронный ресурс] / И.Е. Андреевский. – Санкт-Петербург, 1871. – Т.1. – С.260. – URL: http://elib.shpl.ru/nodes/11192.(дата обращения 18.03.2024)
8. Анциферов, К.Д. К учению о прекращении уголовного преследования (Опыт комментария 277 ст. угол. суд.) [Электронный ресурс] / К.Д. Анциферов // Оттиск из журнала Криминалист. – 1882. – №20 (дата обращения 18.03.2024)
9. Бастрыкин А.И. О конституционно-правовом статусе Следственного комитета и его месте в системе государственной власти // Официальный сайт Следственного комитета Российской Федерации Режим доступа: https://sledcom.ru/blog/bastrikin/item/1245363/(дата обращения 18.03.2023)
10. Бобров Н.Б. Следственный комитет РФ как самостоятельный и независимый орган // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 1 (17). С. 33-36.
11. Глобенко, О.А. Следственный судья: новое – хорошо забытое старое / О.А. Глобенко, Е.Б. Портная // Уголовное судопроизводство. - 2020. - № 2. – С. 38-44
12. Дармаева, В.Д. Процессуальный статус российского следователя / В.Д. Дармаева // Российский следователь. - 2018. - № 1. – С. 48-53
13. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Бюллетень международных договоров. 2006 г. №10
14. О Концепции судебной реформы в РСФСР: Постановлением Верховного Совета РСФСР от 24.10.1991 №1801-1 //Официальный интернет портал правовой информации. – URL:http://ips.pravo.gov.ru/?docbody=&prevDoc=102014117&backlink=1&&nd=102 012853 (дата обращения 18.0.2024)
15. Об упразднении Верховного суда СССР, Высшего арбитражного суда СССР и прокуратуры СССР: Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР от 28.12.1991 № 3045-1//Консультант Плюс: справочно-правовая система (дата обращения 18.0.2024)
16. Сазонов, Б. Предварительное следствие: прежде и теперь / Б. Сазонов // Законность. – 1993. – №10. – С.28. (дата обращения 18.03.2024)
17. Соловьев, Я.И. Записки о крестьянском деле [Электронный ресурс] / Я.И. Соловьев // Русская старина. – 1882. – №3. – С.571. – URL: https://runivers.ru/bookreader/book199523/#page/1/mode/1up (дата обращения 18.03.2024)
18. Строганова, О. В. Структурные особенности следственных органов РФ / О. В. Строганова, К. С. Цеунов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 300-302.
19. Серов Д.О. Следствие при Петре I: изменения в процессуальном законодательстве, сопутствующие созданию специальных следственных органов Д.О. Серов А.В. Федоров // Российский следователь. – 2015. - № 3. – С. 16-20 (дата обращения 18.03.2024)
20. Серов Д.О. Советское следствие в канун распада СССР (1985-1991 гг.) / Д.О. Серов, А.В. Федоров // Российский следователь. – 2015. - №23. – С. 17- 28 (дата обращения 18.03.2024)