Фрагмент для ознакомления
2
Молодёжная социальная группа выполняет ряд определённых функций, которые присущи сугубо именно ей:
1) молодёжь всегда формирует и представляет образ будущего развития страны, а это значит, что участники студенческих педагогических отрядов выступают в роли индикаторов благополучия развития российского общества;
2) у молодёжи есть собственные интересы, которые иногда совпадают, а иногда нет с интересами общества;
3) молодёжи присуще качество ошибочного выбора, который может выражаться в несостоятельности и неконструктивности в жизненном выборе;
4) противоречивость молодёжи как социальной группы, которая заключается в том, что молодёжная целевая группа является двигателем прогресса, а с другой стороны – двигателем криминала и асоциального поведения [9, с. 33].
Подобная противоречивость определяет актуальность исследования молодёжных проблем, в частности в пределах студенческих педагогических отрядов.
Особое направление молодёжных исследований - так называемое антропологическое, основанное на концепции личности, сознание и поведение которой детерминировано возрастными психофизиологическими особенностями и опосредовано психоаналитическими комплексами, а также различными защитными психологическими механизмами и социально-психологическими установками.
Именно концепция личности определяет единицу молодёжной группы и особенности её поведения, которые основаны на определённых психологических механизмах, заложенных внутри каждой личности. Социально-психологические же установки формируются под воздействием внутренних и внешних факторов, которые качественно влияют на поведение молодого человека как с самим собой, так и в коллективе.
Как бы там ни было, молодежь как демографическая группа – это особая целевая аудитория, включающая целый пласт проблемного поля для исследований, одним из которых является тема настоящей курсовой работы.
1.2 Асоциальное поведение молодежи: сущность, характеристика
Асоциальное поведение молодёжи, на сегодняшний день, продолжает оставаться одной из насущных и актуальных проблем российского общества. За последние десять лет в Российской Федерации выросло количество преступлений и правонарушений, совершаемых молодёжью, что подтверждает факт криминализации молодёжной группы. Следствие подобных социально-правовых явлений бывают пагубные привычки, такие как наркомания, алкоголизм, проституция, табакокурение и т.д.
Поведение человека – это его образ жизни, его действия по отношению к обществу, людям, с точки зрения нравственности и права. Аксиоматично считается, что все поведение социально обусловлено, все оно социально, но может быть и асоциальным. Асоциальным считают поведение, нарушающее социальные нормы, такие как: уголовные, административные, семейные.
Асоциальное поведение не присущи тем представителям молодёжи, у кого такой стиль жизни исключительно противоречит нормам морали и нравственности, сформированным внутри молодого человека. Здесь асоциальное поведение можно проанализировать с точки зрения дезадаптивности, где вторая категория уже может рассматриваться с клинической точки зрения.
В психолого-педагогической литературе нами выделены следующие модели асоциального поведения молодёжи:
1) Психопатологическая модель, в которой выделяются представители молодёжи с постоянным образом жизни и с ограниченным образом жизни. Отличие одного от второго заключается в том, что в первом случае асоциальное поведение наблюдается с самого рождения, а во втором – является приобретённой моделью поведения и может проявляться в определённые периоды жизни.
2) Модель общественного здоровья характеризуется внешними и внутренними факторами, влияющими на появление асоциального поведения посредством внутреннего тревожного расстройства личности или внешних раздражителей.
3) Семейная модель подразумевает влияние семейных факторов как внутри семьи, так и вне её. Неблагополучность семьи качественно влияет на формирование асоциальных навыков и зачастую становится причиной деградации и разрушения личности. С внешней стороны, авторитет семьи в обществе сказывается на самооценки молодого человека, которые пребывает в молодёжной группе [23, сю 264].
С психолого-педагогической точки зрения, асоциальное поведение подростков – это нонконформистское или антиобщественное явление, которое может включать в себя агрессию, воровство, пропуск уроков и даже участие в преступных действиях. Возникает под воздействием разных факторов:
давления сверстников,
проблем в семье,
недостаточного воспитания и т. д.
Асоциальность может привести к конфликтам с законом, неуспеваемости в школе, дальнейшей делинквентности.
Обращаясь к медицинскому фактору, мы можем выделить несколько клинических признаков асоциального поведения представителя молодёжной группы:
задержка интеллектуального развития или интеллектуальная недостаточность;
нарушения речи, связанные как с родовыми травмами, так и с приобретёнными нарушениями;
разнообразные психические нарушения: тревожное расстройство, гиперактивность, злоупотребление пагубными веществами и т.д.
Асоциальное поведение молодежи обладает определённой ярко выраженной сущностью, которая определяет характеристику человека как с внутренней, так и с внешней стороны.
1.3 Понятие профилактики асоциального поведения молодежи в современных условиях
Профилактика асоциального поведения — это деятельность, направленная на:
предотвращение возможных отклонений молодёжи;
максимальное обеспечение социальной устойчивости;
создание условий для включения несовершеннолетних в социально-экономическую и культурную жизнь общества, способствующую процессу развития личности;
получению образования;
предупреждению правонарушений.
В процессе изучения психолого - педагогической литературы и научных статей, нами выделены следующие уровни профилактики асоциального поведения молодёжи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Ахъядов, Э. С. Антиэкстремизм в молодежной среде / Э. С. Ахъядов, Т. С. Габазов, Т. Ш. Едреев. – Москва : Юнити-Дана : Закон и право, 2022. – 104 с.
2) Бутовский, А. Ю. Правовые основы профилактики алкоголизма : учебно-методическое пособие : [16+] / А. Ю. Бутовский, Ю. А. Бутовская. – Москва : Директ-Медиа, 2013. – 44 с.
3) Васильева, И. В. Общий психологический практикум : наблюдение : учебное пособие : [16+] / И. В. Васильева ; Тюменский государственный университет. – Тюмень : Тюменский государственный университет, 2009. – 190 с.
4) Гаранин, М. А. Проблемы социального развития молодежи: причины распространения криминальных мотивов и студенческие отряды как механизм их профилактики / М. А. Гаранин, М. А. Гнатюк, Е. Г. Хоровинникова // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2023. – № 2. – С. 22-24.
5) Зинятова, М. А. Студенческое самоуправление в представлении бойцов студенческих отрядов / М. А. Зинятова // Государственная молодежная политика: вызовы и современные технологии работы с молодежью : материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции, Екатеринбург, 13 апреля 2021 года / Министерство науки и высшего образования РФ, Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина; Казахский национальный университет имени аль-Фараби; Кыргызско-Российский Славянский университет имени первого Президента Российской Федерации Б. Н. Ельцина. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2021. – С. 143-147.
6) Инновационный потенциал молодежи: культура, духовность и нравственность : материалы Международной молодежной научно-исследовательской конференции (Екатеринбург, 2–6 декабря 2019 г.) / под общ. ред. А. В. Пономарева ; Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, Московский Государственный Университет имени М. В. Ломоносова, Казахский национальный университет им. аль-Фараби [и др.]. – Екатеринбург : Издательство Уральского университета, 2019. – 455 с.
7) Исаев, И. Ф. Педагогика высшей школы: кураторство студенческой группы : учебное пособие для вузов / И. Ф. Исаев, Е. И. Ерошенкова, Е. Н. Кролевецкая. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 365 с.
8) Кислицина, А. С. Система организационных форм, методов и средств по профилактике асоциального поведения студенческой молодёжи в вузе / А. С. Кислицина // Россия молодая : Сборник материалов XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Кемерово, 16–19 апреля 2019 года / Редакционная коллегия: Костюк Светлана Георгиевна отв. редактор, Останин Олег Александрович, Хорешок Алексей Алексеевич, Дворовенко Игорь Викторович, Кудреватых Наталья Владимировна, Черкасова Татьяна Григорьевна, Стенин Дмитрий Владимирович, Покатилов Андрей Владимирович, Бобриков Валерий Николаевич, Бородин Дмитрий Андреевич. – Кемерово: Кузбасский государственный технический университет имени Т.Ф. Горбачева, 2019. – С. 90-102.
9) Клейберг, Ю. А. Психология девиантного поведения : учебник и практикум для вузов / Ю. А. Клейберг. — 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. — 290 с.
10) Ключкина, Г. О. Предупреждение правонарушений и асоциального поведения молодёжи и студентов посредством физической культуры и спорта / Г. О. Ключкина, М. К. Черкасская // Актуальные проблемы физического воспитания студентов : Материалы Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 30–31 января 2019 года. Том Часть I. – Чебоксары: Чувашская государственная сельскохозяйственная академия, 2019. – С. 126-129.
11) Коджаспирова, Г. М. Педагогика : учебник для вузов / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 711 с.
12) Коньшина, С. М. Традиции российских студенческих отрядов как метод воспитания молодежи в современной России / С. М. Коньшина, В. А. Болдырев // Студенческие отряды: история становления и перспективы развития : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 80-летнему юбилею Алтайского государственного аграрного университета, Барнаул, 16 ноября 2023 года. – Барнаул: Алтайский государственный аграрный университет, 2023. – С. 71-77.
13) Королева, Н. Н. Организация и планирование психологического исследования : учебное пособие : [16+] / Н. Н. Королева, И. М. Богдановская, Ю. Л. Проект ; Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (РГПУ), 2020. – 116 с.
14) Крившенко, Л. П. Психология и педагогика в высшей школе : учебник для вузов / Л. П. Крившенко, Л. В. Юркина, Е. Л. Буслаева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 454 с.
15) Левшунова, Ж.А. Психология девиантного поведения: учеб.-метод. пособие /Ж.А. Левшунова. – Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2013. – 114 с.
16) Мельник, Т. В. Организационные аспекты безопасной работы в студенческих отрядах вузов / Т. В. Мельник, С. Н. Кружилин, А. И. Власов // Безопасность и охрана труда в лесозаготовительном и деревообрабатывающем производствах. – 2023. – № 1. – С. 56-63.
17) Методология, теория, история психологии личности / отв. ред. А. Л. Журавлев, Е. А. Никитина, Н. Е. Харламенкова ; Институт психологии Российской академии наук. – Москва : Институт психологии РАН, 2019. – 734 с.
18) Методы психологического обеспечения профессиональной деятельности и технологии развития ментальных ресурсов человека : сборник научных трудов / отв. ред. Л. Г. Дикая, А. Л. Журавлев ; ред. М. А. Холодная ; Российская Академия Наук [и др.]. – Москва : Институт психологии РАН, 2014. – 352 с.
19) Минин, А. Я. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодёжи : криминолого-психологические аспекты метакриминологии : учебное пособие : [16+] / А. Я. Минин, О. Ю. Краев. – Москва : Прометей, 2016. – 140 с.
20) Музыченко, Г. Ф. Экспериментально-психологическое исследование в психиатрии : учебное пособие : [16+] / Г. Ф. Музыченко. – Москва : Когито-Центр, 2020. – 160 с.
21) Немов, Р. С. Психология : учебник : в 3 книгах / Р. С. Немов. – 5-е изд. – Москва : Владос, 2020. – Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. – 632 с.
22) Ниворожкина, Л. И. Статистическое исследование девиаций финансового поведения молодежи / Л. И. Ниворожкина, Т. Г. Синявская, А. А. Трегубова ; Ростовский государственный экономический университет (РИНХ). – Ростов-на-Дону : Издательско-полиграфический комплекс РГЭУ (РИНХ), 2020. – 150 с.
23) Петрова, Т. С. Социальные практики студенческих отрядов как агентов социализации молодежи / Т. С. Петрова // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. – 2022. – № 14. – С. 262-265.
24) Профилактика распространения идеологии асоциального поведения в молодежной среде : методическое пособие / авт.- сост.: В.В. Смагина, Н.Ю. Данова, Н.А. Уточкин, Н.А. Хотимская ; М-во науки и высшего обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина», Общество «Знание» Тамбовской области. – Тамбов : Издательский дом «Державинский», 2021. – 32 с.
25) Психогенетика агрессивного и враждебного поведения : учебное пособие / Е. Воробьева, П. Ермаков, Е. Ковш [и др.] ; Южный федеральный университет. – Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет, 2016. – 102 с.
26) Пташко, Т. Г. К вопросу о трудовой адаптации студенческой молодежи в условиях общественной организации «Российские студенческие отряды» / Т. Г. Пташко, А. Е. Перебейнос // Теория и практика организации работы с молодёжью : Сборник материалов международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 18 марта 2022 года / Под общей редакцией Н.Г. Кузнецова, Т.Б. Оганян. – Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2022. – С. 200-204.
27) Сайганова, Е. В. Деятельность студенческих педагогических отрядов как система дополнительного образования для студентов / Е. В. Сайганова, Ю. С. Самыкина // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических наук. – 2020. – № 2(73). – С. 140-142.
28) Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / ответственные редакторы С. А. Расчетина, З. И. Лаврентьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 414 с.
29) Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / Н. А. Соколова [и др.] ; под общей редакцией Н. А. Соколовой. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 211 с.
30) Социальная педагогика : учебник и практикум для вузов / В. С. Торохтий [и др.] ; под общей редакцией В. С. Торохтия. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 453 с.
31) Социология молодежи : учебно-методическое пособие : [16+] / сост. Е. Е. Кузьмина ; Липецкий государственный педагогический университет им. П. П. Семенова-Тян-Шанского. – Липецк : Липецкий государственный педагогический университет им. П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2018. – 53 с.
32) Студенческие отряды как агенты социализации студенческой молодежи (по материалам исследования в Алтайском крае) / А. Р. Ахмедова, Е. А. Кода, Н. А. Стерлядева [и др.] // Социодинамика. – 2023. – № 3. – С. 36-53.
33) Суздорф, А. Е. Формирование системы профилактики девиантного поведения несовершеннолетних / А. Е. Суздорф, С. А. Подосинников // Перспектива : Cборник научных статей / Cоставители: Е.В. Давыдова, Е.М. Колесникова, Н.В. Смирнова. – Астрахань : Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Астраханский государственный университет имени В.Н. Татищева", 2023. – С. 61-62.
34) Тесленко, А. Н. Юногогика. Педагогическое обеспечение работы с молодежью : учебник для вузов / А. Н. Тесленко, М. И. Рожков. — 2-е изд., доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 334 с.
35) Тигунцева, Г. Н. Психология отклоняющегося поведения : учебник и практикум для вузов / Г. Н. Тигунцева. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 349 с.
36) Финогеева, Э. А. Девиантология : практикум / Э. А. Финогеева ; Министерство культуры Российской Федерации, Орловский государственный институт искусств и культуры. – Орел : Орловский государственный институт искусств и культуры, 2014. – 97 с.
37) Фоменко, В. А. Научный исследовательский студенческий отряд, как новая научно-образовательная модель студенческих отрядов ЮФУ / В. А. Фоменко, С. В. Кирильчик // Исследования и творческие проекты для развития и освоения проблемных и прибрежно-шельфовых зон юга России : Сборник трудов XI Всероссийской Школы-семинара, посвященной 25-летию филиала ЮФУ в г. Геленджике, Геленджик, 23–25 сентября 2020 года / Составители Ю.Б. Щемелева, С.В. Кирильчик; Южный федеральный университет. – Геленджик: Южный федеральный университет, 2020. – С. 34-38.
38) Холостова, Е. И. Семейное воспитание и социальная работа : учебное пособие / Е. И. Холостова, Е. М. Черняк, Н. Н. Стрельникова. – Москва : Дашков и К°, 2015. – 292 с.
39) Шашиашвили, М. В. Студенческий отряд как один из периодов успешной социализация молодежи / М. В. Шашиашвили // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 9. – С. 73-75.
40) Шурбе, В. З. Молодежь и общество : проблемы межпоколенных взаимодействий / В. З. Шурбе ; Новосибирский государственный технический университет. – Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2013. – 272 с.
41) Яковлева, А. В. Социологический анализ суицидального поведения молодежи в современном российском социуме : [16+] / А. В. Яковлева ; Московский государственный гуманитарно-экономический университет, Факультет социологии и журналистики, Кафедра социологии и философии. – Москва : б.и., 2022. – 93 с.