Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы формирования понятия числа у младших школьников
1.1. Анализ понятия предметные образовательные результаты по математике в условиях реализации ФГОС НОО
Математическое образование во все времена занимало, и будет занимать ведущее место в любой системе образования. В системе общего образования оно также занимает одно из центральных мест. Это, безусловно, определяется его большой практической значимостью и необходимостью в целостной образовательной среде. Математика – это, прежде всего, составная часть человеческой культуры и фундамент политехнического образования. Это ключ к познанию окружающего мира и база научно-технического прогресса.
Сегодня учитель начальной школы формирует у детей не только знания, умения и навыки, как это происходило в традиционной образовательной модели. Учитель в индивидуальном порядке, в соответствии с личностно ориентированным и системно – деятельностным подходом, которые, регламентируются сегодня требованием ФГОС НОО, формирует у детей личностные, предметные и метапредметные результаты, представленные как регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия младшего школьника [13].
ФГОС НОО регламентирует формирование трёх образовательных результатов, предметного, метапредметного и личностного, в отличие от традиционной модели, которая регламентировала лишь формирование ЗУН. При этом до сих пор не разработано в достаточном количестве дидактических, методических и оценочных материалов средств, которые бы позволили говорить о том, что у школьника сформированы все три аспекта образовательного результата, в той, или иной дисциплине, который регламентирован ФГОС НОО.
Они представлены в ФГОС и в основной образовательной программе универсальными учебными действиями (УУД), личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными. Можно говорить о том, что формирование математических знаний, умений и навыков, а также всей группы универсальных учебных действий, регулятивных, познавательных и коммуникативных - это один из современных приоритетов начального образования.
Проектирование развивающей образовательной среды при использовании учителем начальных классов дидактических математических игр, также заключается также в успешном формировании у младшего школьника всего комплекса УУД.
Подходы к формированию УУД школьников активно рассматривали А.Г. Асмолов, И.А. Володарская, О.А. Карабанова и др. Концептуальная идея формирования у учащихся УУД, принятая в образовательной системе Л.Г. Петерсон заключается в следующем. УУД формируются тем же самым способом, что и любые умения. Формирование любого умения у школьников проходит через следующие этапы [14].
1. Представление о действии.
2. Первичный опыт.
3. Мотивация.
4. Приобретение знаний о способе выполнения действия.
5. Тренинг в применении знаний.
6. Самоконтроль и коррекция.
7. Контроль умения выполнять действие.
Этот же самый путь проходит ученик при формировании универсальных действий. Если учителю начальных классов удалось сформировать у детей весь комплекс УУД, что проверяется в ходе соответствующей диагностики каждого ребёнка, то в этом случае, также можно говорить о том, что учитель верно спроектировал развивающую образовательную среду для детей. Рассмотрим более подробно процесс формирования у младших школьников познавательных универсальных учебных действий.
Чтобы научить ребёнка, к примеру, ставить и формулировать проблемы на уроке математики, необходимо сформировать у него умение видеть проблемы и соответствующий для этого опыт. Ученик должен хорошо понимать, что такое учебная проблема, поскольку раньше он никогда не сталкивался с подобным понятием.
Это означает, что необходимо для начала получить соответствующее знание и выработать необходимое умение работать с этим на практике. Очевидно, что процесс этот не быстрый и достаточно трудоёмкий. На большинстве уроков учитель знакомит детей с новыми знаниями, а в дальнейшем отрабатывает с ними соответствующие умения и навыки. Когда заканчивается учебная тема, или раздел, учитель должен на обобщающем уроке проверить у детей сформированность всех образовательных результатов, которые заложены в ФГОС и в основной образовательной программе [16].
В традиционной образовательной среде наблюдалось чёткое разграничение между точными и гуманитарными науками. В последние годы наблюдается устойчивая тенденция к расширению сферы применения математических методов к традиционно гуманитарным областям, в частности, к истории, литературе, психологии и др. Исследователи сегодня говорят о гуманитаризации самой математики. Это тоже можно отнести к устойчивой тенденции современности, поскольку, ни одна область человеческой деятельности не может обходиться без математики.
Математика даёт людям не только математические знания и необходимые практические умения. Математика позволяет человеку развить все его интеллектуальные качества. Благодаря математике развивается формально – логическое мышление человека. Чем больше человек владеет математическими методами расчёта, тем более структурированным становится его мышление в целом.
Педагогам практикам хорошо известно, что далеко не всем ученикам удаётся глубоко овладеть математическими умениями и навыками. Это зависит от многих причин, в том числе от личностного потенциала субъекта, но практика показывает, что при желании, обучить математике человека, который этого желает, вполне реалистично. К этому необходимо стремиться, поскольку, качественное математическое образование необходимо каждому человеку для успешной жизни в современном обществе [5].
Можно уверенно говорить, что овладение математическим содержанием является одним из ключевых ресурсов, которое обеспечивает сегодня основу инновационного образования, начиная с начальной школы. Для большинства людей именно школьное математическое образование даёт возможность приобщиться к математической культуре с малых лет.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии младших школьников / Г. М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – No 10. – С.299-303. – Текст: непосредственный.
2. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в начальной школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 27.03.2024).
3. Дидковская, Н. Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 27.03.2024).
4. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута в начальной школе / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 27.03.2024).
5. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения 28.03.24).
6. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся младшей школы / А. Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 27.03.2024).
7. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 27.03.2024).
8. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 27.03.2024).
9. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 27.03.2024).
10. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – No9. – С. 19-24. - Текст: непосредственный.
11. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – No 7. – С. 208-212. - Текст: непосредственный.
12. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 27.03.2024).
13. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 27.03.2024).
14. Организация развивающей образовательной среды в начальной школе: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 27.03.2024).
15. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 27.03.2024).
16.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
17. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.