Фрагмент для ознакомления
2
1.2. Общая классификация мер административного принуждения
Исходя из целей и способов обеспечения правопорядка, которые определяются характером общественных отношений и противоправных посягательств на указанные отношения, административно-принудительные меры делятся на три группы:
1) административно-предупредительные меры;
2) меры административного пресечения;
3) меры административного наказания[18].
Воздействие на поведенческие настроения в обществе осуществляется, в том числе в соответствии с установленными нормами, порядка привлечения к административной ответственности.
Данные нормы имеют четкую цель предупреждения и наказания правонарушений.
Порядок, который обеспечивает законности и сам порядок в обществе, закреплен в нормативных правовых актах регулирующих сферу данных отношений в обществе.
Сами по себе предупредительные меры направлены именно на предупреждение возможных правонарушений, предостережения субъектов от совершения тех, либо иных действий, которые могут быть истолкованы, как правонарушения.
Наступление этих обстоятельств может связываться с объективными, например (стихийные бедствия, аварии, эпидемии, и другие), и субъективными (массовые беспорядки, вооруженный мятеж, и так далее) факторами[19].
Применяя меры административного предупреждения, которые установлены законом или иными нормативными актами для предотвращения возможных правонарушений подразумеваются такие ситуации, которые, если они не будут учтены, приведут к реальному совершению нарушению закона и наступлению негативных последствий[17].
Сутью предупреждающих мер является именно предупреждение возможных правонарушений, данные меры носят больше профилактический характер.
Но стоит отметить, что именно профилактика, то есть донесение информации о том, что то либо иное действие будет расценено как правонарушение, и соответственно за такое действие последует наказание.
Следующими по лестнице мер являются меры пресечения, данные меры направлены, на принятие необходимых действий в процессе противоправного деяния, целью, которой является недопущение конечной цели правонарушения, то есть причинение вреда.
Данные меры так же являются промежуточными, но их правильное применение необходимо, с двух точек зрения, с одной стороны правонарушение не закончено, то есть вред не на ступил, с другой стороны субъект правонарушения получает информацию, что в его действиях есть состав правонарушения.
К.С. Бельский считает, что применение рассматриваемых мер возможно также при принуждении лица к определенному поведению при возникновении обстоятельств, опасных для общества и него самого [7].
В научной среде принято считать, что меры административного пресечения подразделяются на следующие виды:
- меры административного принуждения физические и устные, различные требования к физическому лицу, которые направлены на конечный результат – прекращение определенных действий;
- такие же меры, только направленные на юридических лиц, целью, так же является прекращение определенных действий, стоит отметить, что в данном случае меры принимаются путем документирования, то есть выдачи различных предотвращающих определенные действия документов;
- меры по изъятию имущества, они хоть в рамках административного пресечения не очень распространены, но так же применяются и имеют своей целью, недопущение нарушения с помощью допустим изъятого оружия, если оно незаконно хранится;
- так как автотранспортное средство обозначено в законодательстве как особо опасный объект, в качестве мер пресечения можно рассматривать случаи ограничения использования транспортных средств, в случае, если уполномоченным органом установлено, что транспортное средство опасно для его дальнейшей эксплуатации, данная мера особенно актуальна в сфере перевозок, особенно пассажирских;
- административные меры пресечения медицинского характера, так же применяются, как мера пресечения, это выражается в ограничении общения больных с заразными (инфекционными) болезнями, то есть принудительное отстранение от работы, от общения в коллективе;
- так же в отношении организаций применяются финансовые меры административного характера.
Также, основываясь на цели применения, выделяются два вида административных мер пресекательного характера:
- меры, которые направлены на пресечение правонарушения;
- меры, которые применяются с целью прекращения правонарушений и обеспечения производства по делам об административных правонарушениях [13].
В случае если меры административного предупреждения и пресечения не приносят желаемого результата, то есть правонарушение все – таки совершается, далее наступает момент применения административных мер наказания.
Само по себе наказание носит карающий характер, то есть какой – то наказание, будь – то денежное наказание в виде штрафа, ограничение прав, допустим права занимать определенные должности, возможен и административный арест, и иные виды наказаний.
Сутью наказания является определенное возмездие за отрицательное поведение, цель которого – предотвращение совершения новых правонарушений [14].
Далее рассмотрим виды поподробнее.
2. Виды мер административного принуждения
2.1. Административно – предупредительные меры
Меры административного предупреждения носят принудительный характер и, что вытекает из их наименования, используются для профилактики потенциальных нарушений юридических норм в области функционирования публичной администрации, которые, в свою очередь, способны детерминировать аналогичные девиации в сферах правопорядка и социальной безопасности и иные негативные проявления, искажающие и подрывающие нормальную государственную управленческую деятельность.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемых нормативных правовых актов и литературы
Нормативные правовые акты
1. "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 11.03.2024) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ (дата обращения 24.03.2024 г.)
2. Федеральный закон "О полиции" от 07.02.2011 N 3-ФЗ (последняя редакция) // https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110165/ (дата обращения 24.03.2024 г.)
Научная и иная литература
3. Абдулин Д. Ф. Административные наказания как мера административного принуждения // Символ науки. 2018. № 9. С. 28.
4. Абсалямов А. В. Бахрах Д. Н., Кулешов И. В. Рассмотрение арбитражными судами дел об административных правонарушениях: комментарии законодательства. Обзор практики. Рекомендации. М., НОРМА. 2003. С. 28.
5. Бахрах Д. Н., Россинский Р. В., Старилов Ю. Н. Административное право: Учебник для вузов. 2-е изд., изм. и доп. М., Норма. 2005. С. 501.
6. Братановский С. Н. Административное право России: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. Проспект. 2010. С. 228.
7. Бельский К. С. Полицейское право: Лекционный курс. канд. юрид. наук А. В. Куракина. М., Дело и Сервис. 2004. С. 31.
8. Гречкина О. В., Майоров В. И. Правоприменительная деятельность таможенных органов Российской Федерации. Челябинск, 2005. С. 149.
9. Джамирзе Б. Ю. Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в связи с нарушениями лицензионных требований: монография. Москва: Норма. 2021. С. 37
10. Козлов Ю. М. Административное право: Учебник. М., Юристъ. 1999. С. 211.
11. Йонаш В. В. Административное пресечение как вид административного принуждения: Дис. … канд. юрид. наук. Саратов, 2006. Административное право России: Учебник. Ч. 1. Государственное управление и административное право. М., 2017. С. 145
12. Казина Т. В. Предупреждение преступности административно-правовыми средствами // Административное право и процесс. 2015. № 6. С. 79.
13. Лебедева О. О. Применение отдельных принудительных мер административного предупреждения как самостоятельное административное производство в структуре административного процесса // Ленинградский юридический журнал. 2015. № 3(41). С. 205.
14. Максимов И. В. Административные наказания. М., Норма. 2009. С. 31.
15. Мелехин А. В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. 2009. С. 166.
16. Панфилова Л. Б. Понятие и меры административного принуждения в деятельности сотрудников органов внутренних дел по обеспечению общественной безопасности на водном транспорте // Общество и право. 2015. №2(52). С. 296.
17. Попов Л. Л., Мигачев Ю. И. Административное право Российской Федерации: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. РГ-Пресс. Москва, 2019. С. 110.
18. Сладкова А. В. Наказуемость как необходимый признак административных правонарушений в области рынка ценных бумаг // Законы России: опыт, анализ, практика. 2019. № 11. С. 59.
19. Смирнов Д. А., Соколов А. Ю. К вопросу об административнопредупредительных мерах // Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2012. №3(86). С. 103.
20. Степанюк В. В. Административное наказание как мера административной ответственности // Наука и практика. Орел, 2014. № 2(59). С. 124
21. Тарасов А. Э. Значение административно предупредительных мер // Научные достижения и открытия современной молодежи : сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 17 ноября 2018 года / Ответственный редактор Г.Ю. Гуляев. Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2018. С. 169.
22. Якупова А. И. Проблемы процедуры применения мер административного предупреждения // Аллея науки. 2018. Т. 6. № 6(22). С. 755.