Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Содержание обучения предмета «Декоративно-прикладное искусство» для детей младшего школьного возраста
Предмет "Декоративно-прикладное искусство" для детей младшего школьного возраста включает в себя разнообразные аспекты творчества, ручного труда и художественной деятельности. В основе содержания обучения этого предмета лежит развитие творческих способностей, мелкой моторики рук, воображения и эстетического восприятия у детей.
Программа "Декоративно-прикладное искусство" для младших школьников может включать следующие разделы:
Ознакомление с различными видами искусства: рисование, лепка, аппликация, изготовление поделок из природных материалов и прочее.
Изучение основных техник и материалов: рисование карандашами, мелками, акварелью; лепка из глины или пластилина; аппликация из бумаги и ткани; создание поделок из природных материалов (веток, листьев, камней и др.).
Развитие художественного вкуса и эстетического восприятия: изучение основных принципов композиции, цвета, формы, текстуры; анализ произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства.
Творческие проекты и мастер-классы: организация практических занятий, направленных на создание собственных произведений искусства, развитие у детей творческого мышления и умений работать с различными материалами.
Целью обучения предмету "Декоративно-прикладное искусство" для детей младшего школьного возраста является не только формирование художественных навыков, но и развитие личности через творческую деятельность, раскрытие индивидуальных способностей и интересов ребенка. Важно, чтобы уроки по данному предмету были интересными, творческими и способствовали развитию у детей чувства прекрасного и уважения к труду художников и мастеров ремесел.
Декоративно-прикладное искусство представляет собой форму художественной деятельности, в результате которой произведения сочетают в себе эстетические и практические качества. Термин "декоративное" указывает на украшенный характер, в то время как "прикладное" указывает на то, что объект не только обладает эстетическими качествами, но и имеет практическое применение.
Эстетическое качество изделий прикладного искусства достигается благодаря сочетанию содержания, формы и декоративных элементов. Декоративность играет ключевую роль в выражении содержания и художественной выразительности изделия.
При выполнении практических заданий учащиеся развивают усердие, трудолюбие, формируют творческий подход к работе, а также приобретают определенные навыки и умения.
Программа основана на единой тематической структуре и порядке объединения учебного материала в целостные блоки, что соответствует дидактическим принципам и соответствует целям и задачам программы. Последовательность представления учебного материала способствует систематизации усвоения знаний по теории и практике декоративно-прикладного искусства. Программа включает следующие блоки: художественно-эстетическое восприятие отечественных и зарубежных работ в области декоративно-прикладного искусства, выявление их образного содержания, знакомство с материалами и средствами выразительности. Освоение основных понятий теории декоративно-прикладного искусства, соответствующей терминологии, позволяет учащимся познавать окружающий мир через призму декоративного искусства. Практическое освоение правил, методов и средств декоративно-прикладного искусства и их сознательное использование при выполнении творческих работ способствуют развитию творческой активности с целью достижения качественных результатов.
Программа условно разделена на этапы, каждый из которых соответствует учебному году и включает в себя темы и разделы, последовательно решающие задачи декоративно-прикладного искусства. Учебные и практические задания ориентированы на развитие творческих способностей учащихся, учитывая их эстетические потребности и интересы, стремление к самовыражению и возможность художественно-творческой самореализации.
1.3 Особенности организации учебных занятий в дополнительном образовании
Организация учебных занятий по предмету "Декоративно-прикладное искусство" для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании имеет свои особенности, которые способствуют более эффективному и интересному обучению. Вот некоторые из них:
1. Игровая форма: Для детей младшего школьного возраста особенно важна игровая форма обучения. Занятия могут быть организованы в виде увлекательных игр, творческих мастер-классов, конкурсов и коллективных проектов.
2. Эмоциональная насыщенность: Важно создавать атмосферу радости, творчества и позитивных эмоций на занятиях. Поощрение и поддержка со стороны преподавателя помогут детям проявить свой потенциал.
3. Индивидуальный подход: Учитывайте особенности каждого ребенка и его уровень подготовки. Разнообразие заданий и методов обучения позволит каждому ребенку раскрыть свои творческие способности.
4. Практическая направленность: Дети лучше усваивают материал, когда могут непосредственно применять его на практике. Проведение мастер-классов, работа с различными материалами и инструментами сделает занятия более интересными и понятными.
5. Интерактивные методики: Используйте интерактивные методики обучения, такие как обсуждение произведений искусства, коллективное творчество, игровые упражнения и т.д. Это поможет привлечь внимание детей и разнообразить процесс обучения.
6. Создание условий для самовыражения: Поощряйте творческое самовыражение детей, помогайте им выражать свои идеи и чувства через создание различных художественных произведений.
7. Развитие творческого мышления: Старайтесь не только давать готовые инструкции, но и поощрять детей к самостоятельному творчеству, к поиску нестандартных решений и к развитию их творческого мышления.
Соблюдение этих особенностей поможет сделать занятия по декоративно-прикладному искусству интересными, познавательными и эффективными для детей младшего школьного возраста в дополнительном образовании.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Информационные источники
1. Баранова Н.В. Инновационные формы работы с детьми в процессе изучения декоративно-прикладного искусства. - СПб.: Лань, 2022.
2. Белова Н.А. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства с использованием информационных технологий. - М.: Просвещение, 2021.
3. Герасимова Л.И. Роль художественных мастерских в формировании творческих способностей детей через декоративно-прикладное искусство. - М.: Педагогика, 2023.
4. Григорьева Е.П. Применение игровых методов в обучении декоративно-прикладному искусству детей младшего школьного возраста. - М.: Педагогическое обозрение, 2023.
5. Гусева О.П. Использование игровых методов в обучении декоративно-прикладному искусству у детей младшего школьного возраста. - СПб.: Учитель XXI века, 2024.
6. Данилова Е.С. Психолого-педагогические аспекты обучения декоративно-прикладному искусству детей младшего школьного возраста. - СПб.: Наука, 2023.
7. Жукова И.А. Комплексный подход к обучению декоративно-прикладному искусству в начальной школе. - СПб.: Учитель XXI века, 2022.
8. Иванова А.К. Эффективные педагогические технологии в обучении декоративно-прикладному искусству. - СПб.: Лань, 2024.
9. Ковалева Н.С. Инновационные методы обучения декоративно-прикладному искусству в начальной школе. - М.: Просвещение, 2022.
10. Козлов Д.П. Особенности обучения детей младшего школьного возраста декоративно-прикладному искусству с учетом индивидуальных особенностей. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2023.
11. Кузнецова Л.М. Интерактивные формы обучения в предмете «Декоративно-прикладное искусство» для младших школьников. - Ростов-на-Дону: Учитель XXI века, 2022.
12. Лебедева Т.Г. Индивидуализация обучения в предмете «Декоративно-прикладное искусство» для детей младшего школьного возраста. - М.: Учительская газета, 2024.
13. Никитина О.С. Творческие проекты как метод обучения декоративно-прикладному искусству детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2021.
14. Павлова А.Г. Использование интерактивных технологий в обучении предмету «Декоративно-прикладное искусство» в начальной школе. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2024.
15. Петрова О.В. Творческие методики в обучении декоративно-прикладному искусству детей младшего школьного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2023.
16. Сидорова А.С. Развитие эстетического восприятия через декоративно-прикладное искусство: педагогические аспекты. - М.: Педагогическое обозрение, 2022.
17. Смирнова Е.И. Практикум по методике обучения декоративно-прикладному искусству. - СПб.: Учитель, 2021.
18. Соколова Е.Н. Развитие художественно-творческих способностей детей средствами декоративно-прикладного искусства. - М.: Педагогическое обозрение, 2023.
19. Чернова Т.И. Методика обучения декоративно-прикладному творчеству в начальной школе. - М.: Педагогика, 2020.
20. Чистякова Е.М. Практические аспекты применения методов обучения декоративно-прикладному искусству в начальной школе. - М.: Учитель, 2021.