Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
1.1. История развития педагогических технологий
В двадцатые годы прошлого века понятие "педагогическая технология" был впервые упомянут в исследованиях по педологии, которые основывались на трудах по рефлексологии, таких как работы И.П.Павлова, В.М.Бехтерева и А.А.Ухтомского.
В эти же времена стало шире использоваться понятие "педагогическая техника", которая в Педагогической энциклопедии тридцатых годов была определена как набор методов и инструментов, направленных на организацию учебных занятий с максимальной ясностью и эффективностью.
К понятию педагогической технологии также было отнесено умение использовать учебное и лабораторное оборудование, а также визуальные пособия. Когда началось внедрение технических средств в учебный процесс, возник термин "технология образования". В последующие годы под влиянием исследований по применению различных технических средств он был модифицирован в "педагогические технологии".
Многие исследователи связывают широкое распространение и применение педагогических технологий с появлением технологического подхода к образованию, который первоначально возник в американских и затем в европейских школах. Затем появились два основных направления в этой области: использование технических средств в обучении и разработка технологий учебного процесса.
Изначально педагогическая технология была связана с механизацией образовательного процесса. Первым результатом этого подхода и основой, на которой строились последующие аспекты педагогической технологии, стало программированное обучение.
Цифровизация образования привела к развитию технологий и началась внедрение компьютеризации в процесс обучения, термины "технология обучения" и "педагогическая технология" все чаще стали восприниматься как система средств, методов организации и управления образовательным процессом. При этом были выделены две стороны педагогической технологии: применение системного знания для решения практических задач и использование в учебном процессе технических устройств.
Под давлением технологического опыта других отраслей педагогические технологии обретают новые возможности воздействовать на традиционный процесс обучения и влиять на его эффективность.
В связи с этим педагогическая технология рассматривалась как область знания, включающая методы, средства обучения и теорию их использования для достижения целей обучения.
Технология обучения отличается от педагогической технологии, так как она описывает процесс освоения определенного учебного материала в рамках конкретного предмета, темы или вопроса, с применением выбранной методики. Дальнейшее развитие исследователей в области педагогической технологии расширило ее понимание, что отразилось в многочисленных различных определениях этого понятия. Так, по мнению, многих отечественных педагогов (Беспалько В.П., Журавлева В.И., Кларина М.В.) технология обучения – это составная часть системы обучения, связанная с дидактическими процессами, средствами и организационными формами обучения.
1.2. Определение и классификация педагогических технологий
В свете постоянного технологического прогресса нынешняя образовательная система должна стать более гибкой и адаптивной. Методы обучения должны постоянно совершенствоваться, а их результаты должны соответствовать требованиям изменяющегося рынка труда. Современные технологии в образовании нацелены на оптимизацию учебного процесса и основаны на ключевых принципах: эффективности, экономии, удобстве и мотивации. Под эффективностью понимается высокое качество достижения учебных целей каждым учащимся. Экономия подразумевает, что за единицу времени учащиеся получают широкий объем знаний с минимальными усилиями.
Качество и уникальность педагогических технологий определяются целями, содержанием, процессами и условиями их применения, а также особенностями учащихся. Недостаток научного подхода к изучению педагогических технологий затрудняет их использование как эффективного инструмента для достижения образовательных целей. Отсутствие систематической классификации, учитывающей все существующие педагогические методики, усложняет понимание сути и применение этих технологий в практике обучения. Существуют различные подходы к определению понятия «образовательная (педагогическая) технология. Так, В.П. Беспалько утверждает, что «педагогические технологии — это содержательная техника реализации учебного процесса».
По мнению В. М. Монахова, «педагогическая технология область знаний о проектировочной деятельности, позволяющая, используя язык технологических процедур проектирования, переводить педагогическую позицию, педагогический замысел, педагогические представления о том или ином педагогическом объекте в форму проекта, который может быть реализован в образовательной практике».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Андюсев, Б. Е. Педагогические технологии: метод сase study в теории и на практике / Б. Е. Андюсев. — Санкт-Петербург : Лань, 2023. — 152 с. — ISBN 978-5-507-46793-8. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/352313 (дата обращения: 25.03.2024).
2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М., 1995. 336 с
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Психология развития. - СПб: Питер, 2019. – 512 с.
4. Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении, учебно-методическое пособие для учителей под редакцией А.П. Тряпицыной. – СПб: КАРО СПб, 2021 – 176 с.
5. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. – СПб.: Альянс «Дельта», 2003. 10. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. – М.: Просвещение, 2004.
6. Кудрина Е. А.,Чудинов А. П. Формирование межкультурной компетенции по средством игровых технологий на уроках английского языка (начальный этап) // Педагогическое образование в России. 2017. № 1. С. 65–69.
7. Мильруд Р.П. Методика преподавания английского языка. EnglishTeachingMethodology: учебное пособие для вузов/ Р.П.Мильруд. – М.: Дрофа, 2018. – 253 с.
8. Монахов В.М.: 1) Введение в теорию педагогических технологий: монография. Волгоград, 2006. 241 с.; 2) Технологические основы конструирования и проектирования учебного процесса: монография. Волгоград, 1995. 260 с.
9. Мустафина Ф.Ш. Методика преподавания иностранных языков: Учебное пособие. – Уфа: Восточный университет, 2019. – 30 с.
10. Панфилова А. П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение. Москва: Академия, 2009.
11. Практикум по методике преподавания иностранных языков: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение,
12. Факторович, А. А. Педагогические технологии: учебное пособие для вузов / А. А. Факторович. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 128 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-09829-7. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/538399
13. Чапаев, Н. К. Педагогическая интеграция: методология, теория, технология: монография / Н. К. Чапаев. — 4-е изд., стер. — Екатеринбург: РГППУ, 2023. — 372 с. — ISBN 978-5-8050-0769-0. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/369017 (дата обращения: 25.03.2024). — Режим доступа: для авториз. пользователей
14. Шаронова Светлана Алексеевна СЕТЕВАЯ МЕТОДОЛОГИЯ СМАРТ-ОБРАЗОВАНИЯ // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования.2022. №3.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/setevaya-metodologiya-smart-obrazovaniya (дата обращения: 25.03.2024).
15. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Издат. центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
16. Олешков М.Ю. Педагогическая технология: проблема классификации и реализации // Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения: Сборник научных трудов. — Екатеринбург: РГППУ, 2005. — С. 5—19.