Фрагмент для ознакомления
2
Решая свои основные задачи по обеспечению законности, защите прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства органы прокуратуры наделены существенными полномочиями, предоставленными им для устранения выявленных нарушений.
Роль и место документов и документации в современном мире чрезвычайно важно, так как само существование социальной системы возможно только с помощью информационных связей, которые, как правило, находят свое материальное воплощение в документированной информации.
Объектом данной работы являются общественные отношения, возникающие сфере прокурорского надзора.
Предметом работы являются нормы действующего законодательства, регламентирующие акты прокурорского реагирования и предъявляемые к ним требования, а так же научная и учебная литература по теме работы.
Целью настоящей работы является изучение понятия актов прокурорского реагирования и предъявляемых к ним требований.
Задачами работы ставится:
- раскрыть понятие и значение прокурорского надзора;
- рассмотреть понятие актов прокурорского реагирования;
- раскрыть понятие и признаки представления прокурора;
- исследовать основные ошибки оформления представления прокурора;
- раскрыть юридическую характеристику протеста, постановления и предостережения о недопустимости нарушения закона.
Теоретико-методологической основой работы послужили различные методы исследования, необходимые для решения поставленных задач: обще-научный диалектический метод научного познания, метод системного анали-за, логический метод, формально-юридический метод.
ГЛАВА 1. АКТЫ ПРОКУРОРСКОГО РЕАГИРОВАНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1.1. Понятие и значение прокурорского надзора
Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, перечень которых с соответствующими внутри направлениями исчерпывающий и строго определен Федеральным законом от 17 января 1992 № 2202-1»О прокуратуре Российской Федерации» (далее - Закон о прокуратуре).
Существуют различные точки зрения ученых на определение прокурорского надзора. По мнению А. А. Усачева, под прокурорским надзором» следует понимать реализуемую от имени государства деятельность Генерального прокурора РФ и подчиненных ему сотрудников» .
А.В. Акчурин, С.В. Легостаев определяют дефиницию прокурорского надзора, как» вид государственной деятельности, осуществляемой от имени государства, деятельность специально уполномоченных должностных лиц - прокуроров по обеспечению верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства путем принятия мер к свое-временному предупреждению, выявлению и устранению нарушений закона, восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к ответственности» . Однако сторонники данной точки зрения определяют это понятие в общих чертах, без определенного вида надзора.
Другие авторы, такие как С.Г. Кехлеров, О.С. Капинус считают, что прокурорский надзор это «вид государственной деятельности, осуществляемый органами прокуратуры и выражающийся в проверке соблюдения Конституции РФ и действующих на территории Российской Федерации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора». Предполагается, что авторы в данном определении представили ключевые положения, которые вполне можно взять за основу при определении понятия «прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД» . В сравнении с вышеупомянутыми авторами, С.Г. Кехлеров и О.С. Капинус конкретизировали понятие и ввели детализацию надзора и реализуемых его органов.
Ю.С. Жариков определяет прокурорский надзор в качестве проявления властных полномочий прокуратуры, направленного на обеспечение законности посредством предупреждения, выявления и пресечения преступлений .
Обеспечение законности представляет собой объективную потребность общества, и данную потребность удовлетворяет функция надзора. Прокурорский надзор - это достаточно уникальное явление, ведь он направлен на проверку соблюдения законов иными органами государственной власти .
Суммируя данные положения видится логичным, что прокурорский надзор рассматривается как» вид государственной деятельности, осуществляемой исключительно органами прокуратуры и выражающейся в проверке соблюдения поднадзорными органами и лицами Конституции Российской Федерации и исполнения ими действующих на территории Российской Феде-рации законов присущими прокурорам правовыми средствами надзора» .
Таким образом, думается, что наличие надзорных полномочий в отношении правоприменителей и субъектов нормотворчества, возможность оперативного вмешательства органов прокуратуры в решение проблем, оставленных без внимания специализированными органами, а также выполнение координирующей роли характеризует особый статус и обуславливает актуальность прокурорского надзора в государственно - правовом механизме, позволяет достичь цели по укреплению законности путем воздействия на властные структуры, наделенные контрольно-надзорными полномочиями.
В то же время, важно отметить, что формирование такого подхода, при котором органы прокуратуры выступают именно в роли тех, кто на постоянной основе обеспечивает законность деятельности контрольно - надзорных органов, иных органов государственной власти, а не сигнально реагирует на нарушения с их стороны, и закрывает правовые бреши, позволит обеспечить постоянное присутствие прокурора в процедурах контроля со стороны государства, которое своим следствием должно повысить качество проводимых органами публичной власти контрольно - надзорных мероприятий, минимизировать допускаемые нарушения.
Думается, что организация надзорной деятельности, основанная не на точечном устранении отдельных ошибок, а на системном и углубленном анализе проблем правоприменения будет являться наиболее действенным механизмом обеспечения единства и верховенства законности. Закономерно, понимание глобальной проблематики того или иного органа государственной власти при реализации им, в том числе и контрольно-надзорных полномочий, своевременное прокурорское реагирование приведет к сокращению и частных нарушений допускаемых по отношению к гражданам, субъектам предпринимательства.
Именно проведение постоянной работы в отношении публичных институтов, надзор за исполнением законов государственными органами, который будет носить периодичный и сплошной характер, позволит исключить оставление без внимания органов прокуратуры системных и повторяющихся нарушений, которые не всегда удается обозначить без погружения в проблематику того или иного ведомства.
Безусловно, сигнальное реагирование на нарушения, требующие оперативного устранения и восстановления нарушенных прав граждан и субъектов предпринимательства, не может быть вычеркнуто их функционала надзорного ведомства.
Видится, что реально ощутимое присутствие прокурора в деятельности контролирующих органов позволит снизить количество таких ситуаций, когда органы прокуратуры фактически вынуждены подменять органы контроля, проводя аналогичные по своему содержанию проверки, имея возможность лишь не императивно требовать от работодателя должностного лица, халатно относящегося к выполнению поставленных перед ним задач, при-влечь его к дисциплинарной ответственности.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голо-сованием 12.12.1993) [с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года] // Российская газета. — 2020. — 04 июля.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – № 46, 18.11.2002, ст. 4532.
3. Кодекс административного судопроизводства Российской Феде-рации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодатель-ства РФ. – № 10, 09.03.2015.
4. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 25.12.2023) // Собрание законодательства Рос-сийской Федерации. 20.11.1995. № 47. Ст. 4472.
5. О применении предостережения о недопустимости нарушения за-кона : Указание Генпрокуратуры РФ от 06.07.1999 № 39/7 (с изм. от 16.10.2000) // Сборник основных организационно - распорядительных доку-ментов Генпрокуратуры РФ. - 2004. - Режим доступа: http://www.consultant.ru (Дата обращения 23.03.2024).
Практика
6. По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 7, 15, 107, 234 и 450 Уголовно–процессуального кодекса Российской Федерации в связи с запросом группы депутатов Государственной Дум : по-становление Конституционного Суда РФ от 29 июня 2004 г. № 13–П. Доступ из справочно–правовой системы «КонсультантПлюс».
7. Постановление Верховного Суда РФ от 02 августа 2019 г. № 57–АД19–40 Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой систе-мы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, сво-бодный (дата обращения: 26.03.2024). – Загл. c экрана.
8. Постановление Верховного Суда РФ от 30 октября 2017 г. № 30–АД17–2 Документ опубликован не был. – Доступ из справ.-правовой систе-мы «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http: // www. consultant.ru, сво-бодный (дата обращения: 26.03.2024). – Загл. c экрана.
Литература
9. Артамонов А.Н. О правовой природе предостережения // Вестник Брянского государственного университета. 2019. № 3. С. 131 - 135.
10. Бессарабов В.Г. Прокурорский надзор: Учебник. М.: Проспект, 2008. 306 с.
11. Богданов С.В. Представление прокурора: форма и основные ошибки оформления // Инновации. Наука. Образование. 2021. № 48. С. 813-816.
12. Винокуров А. Ю. Прокурорский надзор : учебник / А. Ю. Вино-куров, Ю. Е. Винокуров ; под общей редакцией А. Ю. Винокурова. — 4-е изд., перераб. и доп. Москва : Издательство Юрайт, 2019. 353 с.
13. Воеводина Т.Г. Пробелы правового регулирования прокурор-ского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних // Пробелы в российском законодательстве. 2015. №6. С. 175-178.
14. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: Вопросы общей части: учеб. пособие. Томск: изд-во НТЛ, 2007. 192 с.
15. Дёмшина И.А. Понятия актов прокурорского реагирования и ак-тов прокурорского надзора через их признаки //Моя профессиональная ка-рьера. 2021. Т. 3. № 24. С. 158-163.
16. Ергашев Е. Понятие и классификация правовых средств, приме-няемых органами прокуратуры // Российский юридический журнал. 2017. N 1. С. 116.
17. Кодзокова Л.А. Представление прокурора: порядок внесения и обжалования // Цифровая трансформация: образование, наука, обще-ство. Москва, 2019. С. 270-279.
18. Кожевников О.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно - розыскную деятельность, дозна-ние и предварительное следствие: Учеб. пособие. Екатеринбург: Уральская гос. юрид. акад., 2006. 32 с.
19. Корешникова Н. К вопросу о понятии и сущности актов проку-рорского реагирования современной Российской прокуратуры // Пробелы в Российском законодательстве. Юридический журнал. 2019. N 2. С. 301.
20. Прокурорский надзор: учебник для бакалавров / Ю.Е.Винокуров [и др.]; под общ.ред. Ю.Е.Винокурова. - 10-е изд., перераб. и доп. М.: Изда-тельство Юрайт, 2011. 361 с.
21. Соколов А.Ф., Якушева С.Е. Акты прокурорского реагирования: классификация, методика составления: учеб. пособ. Саратов, 2012. 231 с.
22. Усманова Р.М. К вопросу о представлении прокурора // Colloqui-um-journal. 2019. № 8-9 (32). С. 72-73.
23. Цицинская Ю.И. Акты прокурорского реагирования по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних // Моя профессиональная ка-рьера. 2020. Т. 2. № 14. С. 130-135.