Фрагмент для ознакомления
2
1. Теоретические основы государственного управления сферой образования
1.1. Специфика образования как объекта государственного управления
Управленческий процесс в образовании можно рассматривать как деятельность, благодаря которой обеспечивается развитие образовательной организации и ее функционирование, направленное на реализацию программы образовательного учреждения и концепции (общей идеи).
Главная задача в управлении образованием – создать такие условия, при которых внешняя и внутренняя среда образовательного учреждения будут способствовать его эффективному развитию.
Современные подходы в управлении образованием обусловлены изменением в парадигме образования, новыми требованиями, предъявляемыми социуму:
- изменившейся системе взаимоотношений между учителем и учеником;
- новыми ценностями в образовании, изменения понимания миссии образовательной организации, роли учителя, места и роли образования;
- вариативностью современного образования;
- развитием новых информационных технологий, позволяющим принципиально по новому осуществлять как саму образовательную деятельность, так и управление в системе образования.
- федеральном уровнях.
Разветвленность системы образования обусловлена ее огромным масштабом: в системе образования Российской Федерации более 140 тыс. организаций, в которых учатся и работают более 40 млн. человек. Это также является особенностью образования как объекта управления.
Другой специфической чертой управления системой образования является ее гуманитарная составляющая, так как объектом управления образованием всегда являются люди, коллектив.
Вся система образования является достаточно статичной, измеримой и предсказуемой, поэтому консервативная и традиционная системы управления в сфере образования являются наиболее распространенными.
В ст. 43 Конституции РФ устанавливается право каждого на образование, гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования, право каждого на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии, закрепляется обязательность основного общего образования. Федеральный закон «Об образовании в РФ» закрепляет правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации, основные принципы государственной политики Российской Федерации в сфере образования, общие правила функционирования системы образования и осуществления образовательной деятельности, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования (ч. 2 ст. 2).
В соответствии с действующим законодательством образование является предметом совместного ведения федерального и регионального уровней государственной власти и управления. Это означает, что в сфере образования компетенция этих уровней может пересекаться и должна быть разграничена законодательно. Именно это разграничение предусмотрено в III главе Закона «Об образовании в РФ» .
Закон РФ «Об образовании в РФ» в качестве одного из основополагающих принципов государственной политики в области образования определяет демократический, государственно-общественный характер управления образованием.
Согласно Конституции РФ (ст. 71, 72) общие вопросы образования отнесены к вопросам совместного ведения. На этом основании в законе РФ «Об образовании в РФ» установлена компетенция различных уровней государственной власти в вопросах образования. Государственная политика Российской Федерации находит выражение в законах, постановлениях и распоряжениях правительства, нормативных документах различных министерств и других документах. Вне пределов ведения РФ ее субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Государственная политика в области образования реализуется федеральными агентствами, органами управления образованием, образовательными учреждениями, а также другими государственными и общественными организациями, решающими общеобразовательные и воспитательные задачи.
Негосударственные образовательные учреждения также обязаны соблюдать основные направления государственной политики в области образования. Если частная образовательная организация имеет лицензию на образовательную деятельность, то она должна следовать всем нормам и правилам, регламентирующим осуществление этой деятельности. Однако в большинстве случаев для частных образовательных организаций соблюдение норм и правил зачастую носит рекомендательный характер.
Законы субъектов Российской Федерации устанавливают гарантии реализации права на образование, правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в субъекте Российской Федерации, определяют полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, меры социальной поддержки обучающихся в образовательных организациях, педагогических работников и иных работников системы образования субъектов Российской Федерации.
1.2. Анализ состояния системы образования в России
По данным ФСН за 2022 год (на начало 2022/2023 учебного года) система образования охватывает 32,4 млн детей и молодежи, включая 7,0 млн дошкольников всех возрастных категорий (до 3 лет – 1,1 млн человек, от 3 до 7 лет – 5,7 млн человек, старше 7 лет – 0,2 млн человек), 17,7 млн школьников, 3,6 млн студентов в системе среднего профессионального образования (далее – СПО) и 4,1 млн студентов в системе высшего образования (далее - ВО), в том числе по очной форме обучения – 2,6 млн человек (62,2%).
В системе СПО насчитывается 3,6 млн студентов, с 2018/2019 учебного года их численность выросла на 553,5 тыс. человек, а относительно 2021/22 учебного года - на 126 тыс. человек. Тенденция снижения численности студентов вузов, сложившаяся в прошедшие годы, в 2022 году сменилась ростом. Так, численность студентов в 2022 году выросла на 61,7 тыс. человек относительно 2019 года и на 85,8 тыс. человек относительно 2021 год
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
2. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 04.08.2023) "Об образовании в Российской Федерации"// СПС «КонсультантПлюс».
3. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».
4. Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" // СПС «КонсультантПлюс».
5. Указ Президента РФ от 27.06.2022 N 401 "О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника" // СПС «КонсультантПлюс».
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» // СПС «КонсультантПлюс».
7. Распоряжение Правительства РФ от 21.12.2021 N 3759-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования» // СПС «КонсультантПлюс».
8. Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 N 678-р (ред. от 15.05.2023) «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей и признании утратившим силу Распоряжения Правительства РФ от 04.09.2014 N 1726-р» // СПС «КонсультантПлюс».
9. Анохина А. А. Основные приоритеты государственной политики в сфере профессионального образования в Российской Федерации / А. А. Анохина // Экономика и социум. – 2020. – № 11(78). – С. 450-456.
10. Арутюнян М. Л. Государственная политика Республики Армения в области реформирования системы образования в условиях формирования информационного общества / М. Л. Арутюнян // Регион и мир. – 2022. – Т. 13, № 6. – С. 31-37.
11. Булушева Т. Ю. Государственная политика в сфере организации дошкольного образования / Т. Ю. Булушева // Молодой ученый. – 2022. – № 49(444). – С. 83-85.
12. Государственная политика, направленная на поддержание образования в условиях пандемии / А. И. Уринцов, О. В. Староверова, Е. С. Свиридова, Г. М. Епифанов // Современные информационные технологии и ИТ-образование. – 2021. – Т. 17, № 2. – С. 483-491. – DOI 10.25559/SITITO.17.202102.483-491.
13. Джавадова О. М. Приоритеты государственной политики в сфере образования / О. М. Джавадова // Право: история и современность. – 2019. – № 2. – С. 125-129.
14. Новикова А. В. Обновление государственной политики России в сфере образовании: реализации национального проекта «Образование» / А. В. Новикова, Д. М. Осипов // Аспирант. Приложение к журналу Вестник Забайкальского государственного университета. – 2022. – Т. 16, № 2. – С. 71-74.
15. Пархоменко Н. А. Национальный проект "образование" как инструмент реализации государственной политики в системе образования в Курской области / Н. А. Пархоменко // Педагогический поиск. – 2020. – № 9. – С. 1-7.
16. Плюсы и минусы дистанционного образования. – URL: https://owlcation.com/academia/distance-education-colleges_online-undergraduate-degree_pros-and-cons (дата обращения: 24.03.2024).
17. Правительства Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о реализации государственной политики в сфере образования – URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/metod/Report_govern_education_2023.pdf?ysclid=lpuvqsyawt851190944 (дата обращения: 24.03.2024).
18. Реализация государственной политики инноватизации в муниципальных образованиях / А. Ф. Золотарева, И. А. Степанов, А. А. Степанов [и др.]. – 3-е издание. – Москва : Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2023. – 234 с.
19. Устинов М. В. Качество образования как важнейший приоритет государственной политики в образовательной сфере / М. В. Устинов // Студенческий вестник. – 2019. – № 18-2(68). – С. 51-53.
20. Учителя делятся опытом дистанционной работы. – URL : https://education.yandex.ru/teacher/posts/uchitelya-delyatsya-opytom-distantsionnoy-raboty (дата обращения: 24.03.2024).