Фрагмент для ознакомления
2
С социопсихологической точки зрения, нет сомнений в том, что экранное насилие и агрессивная эротика способствуют криминализации современной жизни, особенно затрагивая детей, подростков и молодежь, которые составляют основную аудиторию кинотеатров и видеозалов. Как мы знаем, преступность между ними постоянно растет. Неслучайно такие организации, как международная коалиция против телевизионного насилия (США), были созданы общественностью развитых западных стран. Действуют все возрастные ограничения. В российском обществе только отдельные высокодуховные и по-настоящему культурные люди, такие как Патриарх всея Руси Алексий II; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, который сейчас скончался; академик Д. С. Лихачев; директор Пушкинского дома профессор Н. Н. Скатов, выступают против подобных негативных явлений [10, с. 93].
Значение рок-музыки. Анализируя «массовую культуру», невозможно обойти вниманием такую разновидность, как рок-музыка, которая была табу (запрещена) на официальном уровне до конца 80-х, а позже, с той же неумеренностью и предубеждением, восхвалялась и идеализировалась как новое «прогрессивное явление». Конечно, рок-музыку не следует отрицать как жанр, особенно ее разновидности, связанные с популярными традициями (фолк-рок), политической песней и автором, но объективный анализ зарубежной и отечественной продукции различных направлений этой музыки необходим (например, так называемого «хэви-метала» и панк-рок, несомненно, контркультурны, агрессивно-вандалистичны).
Наш анализ текстов 25 ленинградских рок-групп (168 текстов произведений, исполненных в конце 80-х) показывает, что в них практически отсутствуют базовые общечеловеческие ценности, такие как семья, работа, доброта, любовь и дружба, знания, творчество, дом и Отчизна. Природа как ценность присутствует только в текстах Б. Гребенщикова. Напротив, все эти ценности в большей или меньшей степени высмеиваются и обесцениваются.
В качестве ценностей чаще всего используется сама рок-музыка («металлический рай», «тяжелый нектар») и всевозможные забвения (мечты, нереальное, алкоголь, наркотики, секс). Это явление можно назвать своеобразным синдромом «наркотического гедонизма».
Второй основной синдром в изученных рок-текстах обозначается как «агрессивная активность» (иногда со смутными элементами протеста, включая скорость и силу, затем со склонностью к черному настроению, вандализму и насилию).
Также четко выделяется синдром «пессимизма и смерти» (мотивы смерти, самоубийства, одиночества, отчуждения, страха).
Анализ рок-текстов указывает на наличие в них психологического комплекса, близкого к психопатологическому феномену некрофилии (любви к смерти), описанному американским социальным психологом Э. Фромм (эгоизм, насилие, радикальный гедонизм, потеря смысла бытия).
Наблюдения показывают, что в соответствии с общей тенденцией 1970-х и 1990-х годов рок и поп-музыка становились все более дегуманизированными, при этом образ человека становился демоническим комическим персонажем в метал-роке, роботом или марионеткой в брейк-дансе, техно-роке и рэпе, а также многими другими вещами в коммерческом мире. потребление. Утрата гуманистического содержания происходит в рок-музыке из-за искажения естественного человеческого голоса всевозможными шипящими звуками и криками, намеренно ломаными и насмешливыми интонациями (неадекватное выражение иронии), заменой мужских голосов женоподобными и наоборот, а также различными электронными и техническими эффектами, механизирующими голос. В принципе, это тот же путь дегуманизации, который уже был проложен модернизмом, когда, говоря словами Томаса Манна, «грань между человеком и вещью, так сказать, размыта». Рок-музыка в ее бесчеловечном вульгарном проявлении подвергается критике не только поборниками популярного и классического искусства, но и современными музыкантами-новаторами, такими как И. Денисов, Н. Карен Каренович, М. Таривердиев, С. Белимов.
Естественно, что психофизические исследования западных и отечественных специалистов указывают на негативное воздействие современной рок- и поп-музыки (особенно при постоянном чрезмерном прослушивании) на молодежь, аналогичное воздействию наркотических и психотропных препаратов [2, с. 42].
В свою очередь, наблюдения за поведением молодежи на рок-концертах, когда они часто становятся агрессивной толпой, когда проявляются атавистические инстинкты стада, авторитарное поведение солиста как лидера группы, явления массового гипнотического внушения и психического заражения, приводят к аналогичным выводам уже на макросоциологическом уровне. Например, в Санкт-Петербурге в последние годы рок-концерты неоднократно заканчивались массовым вандализмом и насилием, в частности после выступлений Алисы, работающей над вульгарным инфернальным образом каких-то адских демонов. На концерте западных групп «Монстры рока в СССР» осенью 1991 года в Москве около 80 человек получили ранения. Наконец, коммерциализация и криминализация мировой сферы зрелищ на вершине своего айсберга выявили в октябре 1991 года право на убийство во время концерта популярного певца Игоря Талькова.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Горохов, В. Ф. Социология : учебник и практикум для вузов / В. Ф. Горохов. – 3-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 459 с.
2. Ефанов, А. А. Социология медиакультуры и медиаобразования : учебное пособие для вузов / А. А. Ефанов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 124 с.
3. Ионин, Л. Г. Социология культуры : учебник для вузов / Л. Г. Ионин. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 333 с.
4. Капкан, М. В. Культура повседневности : учебное пособие для вузов / М. В. Капкан. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 108 с.
5. Куканова, Е. В. Основы социологии и политологии : учебник для среднего профессионального образования / Е. В. Куканова, П. Д. Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 248 с.
6. Кухарчук, Д. В. Социология : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Д. В. Кухарчук. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 321 с.
7. Латышева, В. В. Социология : учебник для вузов / В. В. Латышева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 203 с.
8. Матис, В. И. Педагогическая социология : учебное пособие для вузов / В. И. Матис. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 261 с.
9. Миронов, Б. Н. Историческая социология России в 2 ч. Часть 1 : учебник для вузов / Б. Н. Миронов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 295 с.
10. Миронов, Б. Н. Историческая социология России в 2 ч. Часть 2 : учебник для вузов / Б. Н. Миронов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 274 с.
11. Нестерова, О. А. Культурология, история культуры. Практикум : учебное пособие для вузов / О. А. Нестерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 319 с.
12. Нестерова, О. А. История мировой культуры. Практикум : учебное пособие для среднего профессионального образования / О. А. Нестерова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 319 с.
13. Отраслевая социология : учебное пособие для вузов / В. Г. Зарубин [и др.] ; под общей редакцией В. Г. Зарубина, В. А. Семенова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 536 с.
14. Сирота, Н. М. Социология. Тесты : учебное пособие для вузов / Н. М. Сирота, Р. А. Хомелева, А. А. Стерликова. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 67 с.
15. Социология : учебник для вузов / А. Е. Хренов [и др.] ; под общей редакцией А. С. Тургаева. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2024. – 424 с.