Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Методологические проблемы преподавания теории права и госу-дарства
Сегодня Россия переживает сложный болезненный процесс, поро-дивший много проблем. Современный этап развития цивилизации тре-бует специалистов с широким гуманитарным мышлением, способных строить профессиональную деятельность по законам постиндустриаль-ного развития, учитывающих органическую связь между экономической продуктивностью и творчеством, с одной стороны, и стремлением чело-века к личной самореализации - с другой .
В связи с эти в настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое обра-зовательное пространство.
Однако, по опросу журнала «Высшее образование в России» только несколько респондентов знали о существовании большого коли-чества разных методик преподавания.
Получается, что почти для всей высшей школы вопрос о выборе методов преподавания не стоит на первом месте. И стоит ли вообще хоть на каком-то месте в ряду задач - неизвестно.
Французский философ М. Монтень как-то заметил: «Ничто в нашей жизни не подвержено столь постоянным изменениям, как право и законы, а потому научить праву кого-либо - это практически невыпол-нимая задача». Решать столь сложную задачу, по старинке едва ли воз-можно.
Общая теория права и государства - фундаментальная методоло-гическая наука правоведения, дающая систему знаний о социальном назначении права и государства, закономерностях и тенденциях их раз-вития, исторических судьбах, путях практических преобразований, об общем понятийном аппарате правоведения, в известном смысле направ-ляющая и координирующая изучение всех отраслей права и применение специальных отраслевых выводов и рекомендаций .
Специфика преподавания теории права и государства, прежде все-го, определяется тем, что столь сложная теоретическая наука начинает преподаваться с первого дня обучения. Полагаю, что именно с поэтап-ного формирования и развития у студентов умений и навыков самостоя-тельного выполнения учебных заданий и следует начинать преподавате-лю теории права и государства.
Вот несколько тезисов, на которых следует заострить внимание:
- в преподавании теории права и государства особое внимание следует уделять активным методам обучения: проблемные лекции, дис-куссии, коллоквиумы и т.д.
- «к лекциям студенты должны предварительно готовиться» - ве-роятно, из всех проблем лекционной работы эта самая трудновыполни-мая. Я думаю, что обязательным элементом любой лекции должна стать работа не только над записью, услышанного, но и активная работа с ре-марками, дополнительными, дискуссионными и проблемными пометка-ми в тексте и на полях тетради;
- немаловажный момент, обучение навыкам работы с литературой, конспектирования, эта задача отводится и преподавателям общеобразо-вательных дисциплин, но преподаватель теории права и государства не имеет права не обращать внимания на эту задачу. Еще до начала семи-нарских занятий следует ознакомить студентов с памяткой: «Как рабо-тать с научной литературой», показать в качестве примера различные варианты конспектов, тезисов, карточек с выписками;
- работа с понятийным аппаратом требует не только работы со словарем: словарных диктантов, работы с карточками, но и творческого подхода как-то: кроссворды, написание текстов в прозе или стихами с использованием как можно большего количества слов, не забывая о жестких правилах таких работ;
- для того чтобы с первого дня студенты учились говорить гра-мотно и компетентно, следует с первых же семинаров в качестве приме-ров рассматривать речи знаменитых юристов, собирать и изучать по-словицы, поговорки и крылатые фразы, посвященные государству и праву;
- стоит чаще использовать такие активные методы работы на семи-нарах, как «мозговая атака», дискуссия (при этом четко изучив особен-ности этих методов, и не подменяя одно другим);
- нельзя забывать и о деловых играх, которые являются особым методом для разновозрастных групп (что очень важно в условия ВУЗа, в котором есть школьные классы);
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Баранов А.В. Дискуссионные вопросы предметного поля по-литической истории России // Клио. 2017. № 11 (131). С. 18-25.
2. Волков А.М. Правовые основы профессиональной деятель-ности: учебник / Сер. 68 Профессиональное образование. (1-е изд.) Москва, 2020.
3. Волков А.М. Правовые основы профессиональной деятель-ности: учебник / Сер. 68 Профессиональное образование. (1-е изд.) Москва, 2019.
4. Гавриков В.П. Теория государства и права / Учебник и прак-тикум / Сер. 11 Университеты России. (1-е изд.) Москва, 2019.
5. Гавриков В.П. Теория государства и права: учебник и прак-тикум / Сер. 76 Высшее образование. (1-е изд.) Москва, 2020.
6. Говорухина Ю.В. Стратегия как правовой документ: диссер-тация на соискание ученой степени кандидата юридических наук / Феде-ральное государственное казенное образовательное учреждение высше-го образования "Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации". 2021.
7. Горбунов М.Д. Проблемы преподавания теории государства и права в современных реалиях // Образование и право. 2024. № 2. С. 382-386.
8. Гриб В.В., Панченко В.Ю. Теория государства и права / Практикум / Москва, 2023.
9. Дойников И.В., Эриашвили Н.Д. История и методология юридической науки проблемы социальной философии / Москва, 2020.
10. Жинкин С.А. Теория государства и права. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2018.
11. Захаров А.В. Эффективность правового регулирования про-тиводействия современным глобальным экологическим вызовам челове-честву // Социально-экономические явления и процессы. 2017. Т. 12. № 4. С. 125-129.
12. Киреева Е.А., Новикова Ю.С. Теория государства и права / Практикум / Том Часть 1. Челябинск, 2022.
13. Колмогоров С.А. Проблемы реформирования теории госу-дарства и права в постсоветской системе юридического образования (1990-1-я пол. 2000-х гг.) // В сборнике: Тенденции развития юридиче-ской науки на современном этапе. материалы IV Всероссийской научной конференции с международным участием. отв. ред. Е. С. Трезубов. Москва, 2020. С. 139-146.
14. Колоткина О.А. К вопросу о влиянии процессов цифровиза-ции на понятийно-категориальный аппарат дисциплины теории государ-ства и права // Юридическое образование и наука. 2022. № 6. С. 12-17.
15. Кольсариева Н.Ш., Акимбаев М.К. Закономерности возник-новения и развития государства и права как предмет теории государства и права // Известия ВУЗов Кыргызстана. 2020. № 4. С. 59-62.
16. Кольсариева Н.Ш., Хамдамов Б.Б. Функции теории государ-ства и права как науки и учебной дисциплины // Известия ВУЗов Кыр-гызстана. 2020. № 4. С. 66-68.
17. Лапшина И.Е. Теория государства и права: учебное пособие / Москва, 2020.
18. Ларина Е.А. Теория государства и права как наука, образо-вание и практика // В сборнике: Наука и высшее образование в XXI веке: пространство возможностей и векторы развития. Сборник научных тру-дов Международная научно-практическая конференция. Иркутск, 2023. С. 130-134.
19. Мазуров И.И. Теория государства и права // Общенацио-нальный интерактивный энциклопедический портал "Знания". 2022. № 11.
20. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Норма ИНФРА, 2017.
21. Мейлис Е.Б. Формы выражения права и их реализация: учебное пособие / Москва, 2021.
22. Михайлов А.М. Западная философия права / Москва, 2019.
23. Михайлов А.М. Исторические и доктринальные основы ан-глийского права / Москва, 2019.
24. Морозова Л.А. Теория государства и права. - М., 2015.
25. Плетников В.С. Модель государства в современной отече-ственной юриспруденции: методология и практика применения: диссер-тация на соискание ученой степени доктора юридических наук / феде-ральное государственное бюджетное образовательное учреждение выс-шего образования "уральский государственный юридический универси-тет имени В.Ф. Яковлева". 2022.
26. Ромашов Р.А. Теория государства и права: учебник и прак-тикум / Сер. 58 Бакалавр. Академический курс. (1-е изд.) Москва, 2019.
27. Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник и прак-тикум / Сер. 68 Профессиональное образование. (1-е изд.) Москва, 2019.
28. Ромашов Р.А. Теория государства и права: Учебник и прак-тикум / Сер. 76 Высшее образование. (1-е изд.) Москва, 2020.
29. Самусевич А.Г. Теория и практика правоприменения: учеб-ное пособие для студентов ВГУЮ (РПА Минюста России) / Иркутск, 2022.
30. Спирин М.Ю. Современная российская общая теория права: традиционализм и/или развитие? (о некоторых проблемах и перспекти-вах) // В сборнике: Четвёртые международные теоретико-правовые чте-ния имени профессора Н. А. Пьянова. материалы конференций. Ир-кутск, 2023. С. 100-107.
31. Тема 1 теория государства и права как наука и учебная дис-циплина / В книге: Теория государства и права (теория государства): в схемах и определениях. Славова Н.А. учебное пособие. Петрозаводск, 2020. С. 6-15.
32. Теория государства и права / Власенко Н.А., Гриб В.В., Малько А.В., Панченко В.Ю., Сырых В.М. / учебник для бакалавров / Москва, 2021
33. Теория государства и права / Власенко Н.А., Гриб В.В., Малько А.В., Панченко В.Ю., Сырых В.М. / Курс лекций / Москва, 2023.
34. Филина Н.В. Политика и общество. Лекции в слайдах / Москва, 2020.
35. Чувашова Н.Л. О взаимосвязи логических учений и право-вых дисциплин // Global and Regional Research. 2022. Т. 4. № 4. С. 115-119.
36. Шамаров В.М. Публичные правовые отношения как предмет теории государства и права // Военное право. 2019. № 4 (56). С. 55-60.
37. Шматова Е.С. Развитие «теории государства и права» как науки и учебной дисциплины // В сборнике: Развитие юридической науки в новых условиях: единство теории и практики. сборник докладов по материалам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ростов-на-Дону - Таганрог, 2021. С. 64-67.
38. Шульженко Ю.Л. Первый отечественный учебник русского государственного права // Труды Института государства и права Рос-сийской академии наук. 2020. Т. 15. № 4. С. 169-185.
39. Экономико-социологические основания для формирования теории социальной работы / Быстрянцев Сергей Борисович // Вестник социальной политики. 2022. Т. 1. № 3. С. 54-59.
40. Экономическая дипломатия в 2 ч. Часть 1: Хасбулатов Р.И., Захарова Н.В., Гладков И.С., Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В., Заха-рова Е.В., Иванова С.В., Плотников А.Ю., Горячева В.Р., Савина Н.П., Кузьмина Т.И., Цедилин Л.И., Минин Б.В., Лебедева Л.Ф., Ульченко Н.Ю., Старостина У.Я., Борко Ю.А., Ромашкина В.А., Петровская Н.Е., Емельянов Е.В. и др. / Учебник и практикум / Сер. 61 Бакалавр и ма-гистр. Академический курс. (1-е изд.) Москва, 2019.
41. Экономическая дипломатия в 2 ч. Часть 2 / Хасбулатов Р.И., Захарова Н.В., Гладков И.С., Кузнецова Г.В., Подбиралина Г.В., Заха-рова Е.В., Иванова С.В., Плотников А.Ю., Горячева В.Р., Савина Н.П., Кузьмина Т.И., Цедилин Л.И., Минин Б.В., Лебедева Л.Ф., Ульченко Н.Ю., Старостина У.Я., Борко Ю.А., Ромашкина В.А., Петровская Н.Е., Емельянов Е.В. и др.: Учебник и практикум / Сер. 61 Бакалавр и ма-гистр. Академический курс. (1-е изд.) Москва, 2019.
42. Юрковский А.В. Субъективные размышления о когнитивных диссонансах студентов, изучающих теорию государства и права и учё-ных, её преподающих // Теория государства и права. 2019. № 1 (13). С. 100-109.