Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Содержание и экзегеза ветхозаветных мессианских пророчеств в Православной Церкви
1.1 Обзор и систематизация ветхозаветных пророчеств о Мессии
Первыми лицами, которые стали изучать тексты как мессианские пророчества, были еврейские толкователи Танаха, еще начиная со времени до Рождества Христова. Особая роль в текстах отводилась представлениям о личности Мессии и его предназначении. Однако, хотя Новый Завет описывает веру многих религиозных евреев в Иисуса в то время, иудаизм в настоящее время не признает Иисуса из Назарета Мессией и считает, что большинство пророчеств еще не исполнилось .
Ветхозаветный пророк предсказал, что Сын Божий, как человек, родится в Вифлееме, хотя «происхождение из начала, от дней вечных» (Михей5:2). Другие говорили, что он будет распят в Иерусалиме вместе с разбойниками (Исаия 53:7-9), после чего он воскреснет. Основываясь на тексте Нового Завета, христианские теологи утверждают, что все эти пророчества исполнились в Иисусе Христе.
Следовательно, Мессия должен быть потомком Авраама, Исаака и Иакова (Бытие 49:10).
Вера в то, что Мессия должен родиться от девственницы, основана на Священной книге пророка Исаии (Исаия 7:14). То же самое верно и в отношении текста книги Бытия. Согласно этому, будущий победитель дьявола родится без потомства мужского пола. Это пророчество традиционно называют «Первым Евангелием», первым благовестием и первой благой вестью в христианской традиции .
Вера в то, что Мессия должен пострадать, основана на ряде пророчеств. В этом смысле 53-я глава Книги Пророка Исаии, в которой описываются отвержение, страдания и смерть Мессии, является наиболее известной. Пророк Захария также описал страдания Мессии (Захария 13:6-7). Он предсказал, что Мессия будет пронзен (Захария 12:10). В Книге премудрости Соломона израильский царь Соломон предсказал, что Сын Божий станет воплощением человека, осудит человека за его грехи и будет послан на бесчестную смерть(Прем. Сол.2:13-22).
Следует отметить, что жертвоприношение Авраама и Исаака рассматривалось в раннехристианской доктрине как пророчество об искупительной жертве Иисуса Христа. «Все народы земли будут благословлены твоими потомками, потому что они послушали гласа Моего» (Бытие 22:18), после чего это событие было истолковано как пророчество о Мессии .
«Семя» интерпретируется как «потомство», то есть Иисус Христос. Согласно отцам церкви, сам Иисус указал, что эта история была прототипом его предстоящего жертвоприношения: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался» (Ин. 8:56). Эта точка зрения была включена в труды священно мученика Иринея Лионского (II век), святителя Григория Богослова(IV век) и развита более поздними святыми отцами. Сравнивая послушание Исаака воле Авраама с послушанием Иисуса воле Бога Отца, тот факт, что Исаак принес дрова на гору, называют прообразом события несения Креста Иисусомна Голгофу.
Христиане верят, что пророчество о распятии Христа двумя разбойниками было сделано пророком Исайей в цикле его пророчеств о пришествии Мессии :
«Ему была дана могила с нечестивыми, но он был похоронен с богатыми, потому что он не совершал преступления, и в устах его не было лжи» (Ис.53:12).
«Поэтому я хочу дать ему долю среди великих, а он хочет отдать плен сильным, потому что он отдал свою жизнь смерти, и потому что он пострадал за грехи многих людей, ходатайствуй за злодеев». (Ис.53:12)
Кроме того, рассказ апостола Иоанна в Евангелиио распятии включает предложение: «Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним. Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней» (Иоан.19:32-33). Здесь мы видим исполнение слов из Псалма пророка и царя Давида:«Он хранит все кости его; ни одна из них не сокрушится»(Псалом. 33:21).
Христианская традиция связывает два библейских пророчества, указывающих на погребение Иисуса Христа: В Ветхом Завете ему была отведена могила вместе с нечестивыми, но он был похоронен вместе с богатыми, потому что он не грешил и в его устах не было лжи (Исаия.53:9). В Евангелии это пророчество исполнилось, т.к.Иисус был похоронен в гробнице Иосифа Аримафейского (богатого человека) (Иоан. 19:38-42) .
Следует отметить, что некоторые книжники и фарисеи сказали: «Некоторые книжники и фарисеи сказали: «Учитель! Мы надеемся увидеть твой сигнал. Иисус ответил, что было нечестивое поколение, которое искало чудес. Кроме чудес пророка Ионы, никто не мог явить ему чудес, потому что Иона пробыл во чреве кита три дня и три ночи, и Сын Человеческий также будет находиться в сердце земли три дня и три ночи (12:38-40). Пророчество указывает на само погребение и воскресение Иисуса после погребения».
Псалму 15 (Псалом 15) и Священным писаниям пророка Исайи отведена особая роль. Они более точно отражают возможность воскресения Мессии из мертвых. Позже эти материалы содержали объяснение жизни Мессии после его казни (пс.10,12).
Пророчества современных книжников и фарисеев о земной жизни Иисуса в Ветхом Завете: «Но когда его душа пожертвует милосердием, он увидит прочное потомство, и воля Господа вскоре будет исполнена его руками. Он будет с удовлетворением наблюдать за работой своей души; своим знанием он, праведник, мой слуга, оправдает многих людей и припишет их грехи себе. Поэтому я хочу дать ему долю среди великих, а он хочет отдать пленника сильным, потому что он пожертвовал своей жизнью ради праведности и считается одним из нечестивых. Он страдал за грехи многих людей и заступался за нечестивых»
Следует отметить, что воскресение Христа из мертвых разрешает и другое противоречие: «Мессия - это обычный человек и бессмертный Бог. Пророчество о вечном царстве понимается как направление церкви в истории земли после вознесения Христа, а также как пророчество о втором пришествии» .
Согласно библейскому толкованию Библии, исторические события Ветхого Завета являются прототипом событий Нового Завета.
Древние евреи верили, что мир должен просуществовать около шести тысяч лет. Первые две тысячи лет были периодом разрушения и отчаяния, следующие две тысячи лет были периодом процветания Торы, а последние две тысячи лет были периодом пришествия Спасителя. Однако из-за непослушания Богу развитие инцидента пошло не по плану. Для обычных ожиданий и упований важно, что высший авторитет Торы, Закон Моисея, просуществовал в общей сложности 2000 лет, как и мессианский период. В одной из полемик упоминалась «война между Гогом и Магогом» и оставшийся цикл был мессианской эрой, и только после седьмого тысячелетия святой Мессия восстановит свой мир.
Вышеприведенные концепции встречаются в сфабрикованной еврейской литературе, например, в Книге Откровения Илии (или Пророчестве Илии). В какой-то степени это повлияло на некоторые эсхатологические представления христиан о конце света и тысячелетнем правлении Христа (концепция Рифтовой долины) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Брюггеман У. Введение в Ветхий Завет. — М.: ББИ, 2019. – 196 с.
2. Егоров Г. Священное Писание Ветхого Завета: Курс лекций. — М. ПСТГУ, 2021. – 967 с.
3. Ефрем Сирин Толкование на 1-е послание ап. Павла к Коринфянам // Творения. - М.: СТСЛ, 1995. - С. 59–110.
4. Иоанн Кассиан Римлянин Собеседования египетских отцов. - М.: Правило веры, 2003. – 196 с.
5. Казенина Е. Иоанн Златоуст в истории библейской экзегетики // Альфа и Омега. - 2021. - № 3(29). - C. 64–81.
6. Киреева М. В. Кирилл Александрийский: толкования на Евангелие от Иоанна. Экзегетические методы. - СПб.:Алетейя, 2020. – 159 с.
7. Корсунский И. Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. М.: Тип. Л. Ф. Снегирева, 2020. – 419 с.
8. Леонардов Д. С. Учение свт. Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии, XII // Вера и разум. - 2022. - № 11. - С. 616–626.
9. Лопухин А.П. Библейская история Ветхого Завета: В 2 т. – М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2020. - 48 с.
10. Нестерова О. Е. Ориген и судьба иносказательного метода интерпретации Священного Писания в раннепатристическую эпоху. М.: ИМЛИ РАН, 2020. - 396 с.
11. Тертуллиан. О плоти Христовой // Творения Тертуллиана, христианского писателя в конце второго и в начале третьего века. - 2020. С. 1–53.
12. Фридман Р. Как создавалась Библия. - М.: Эксмо, 2021. – 326 с.
13. Шульц С. Дж. Ветхий Завет говорит. - М.: Аркаюр, 1992. – 415 с.
14. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет. - М.: ПСТБИ, 2020. – 485 с.
15. Юревич Д. Обрядовые постановления Моисеева закона: их историческое значение и типологическое толкование в святоотеческой традиции // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. - 2020. - Вып. 1. - С. 97–104.
16. Юревич Д. Моисеев закон и его исторические предпосылки // Экзегетика и герменевтика Священного Писания. - 2021. - Вып. 2. - С. 52-69.