Фрагмент для ознакомления
2
Со временем религиозные иконы превратились в тему религиозных и споров, которые привели к распаду Византийской империи в 8-м веке, а также в первой половине 9-го века. В результате произошло разделение на две группы: верных иконописцам (иконофилы или иконопоклонники) и воюющих с иконами (иконоборцы).
Спор между двумя противоборствующими сторонами окончательно завершился в 842 году благодаря мерам Феодоры (византийской императрицы и супруги Феофила), которая возродила иконы в церквях и окончательно разрешила иконоборчество.
Иконография — это более крупный и широкий термин, используемый для обозначения иллюстраций уроков и дел религии. С древнейших времен церкви иконы использовались для изображения Христа. Их использование стало более известным после окончания V века, когда прошло время, когда использование религиозных икон считалось кощунством. Некоторые источники утверждают, что иконы возникли в греческой и римской языческой культуре и в конечном итоге были адаптированы христианством. Другие считают, что это исключительно христианский вид искусства. Несмотря на противоречивые источники, можно разумно заключить, что иконография стала популярной благодаря христианству.
«Церковное предание учит, что первым иконописцем был святитель Евангелист Лука. Он написал на доске святой образ Девы Марии, лик которого сам видел. Свои первые иконы он принес самой Богородице, которая одобрила их и провозгласила: «Да передастся этим иконам благодать Рожденного от меня, через меня». Есть как минимум пять высокочтимых икон Богородицы, написанных святым Лукой, которые почитаются до сих пор. Известно также, что он написал иконы святых Петра и Павла» [8, С. 90]. Зачатки иконографии можно найти и в катакомбных росписях второго и третьего веков.
Древние иконы часто покрываются слоем краски, а более поздние иконописцы обновляли их, переписывая работы, которые слишком потемнели от дыма свечи или слишком повредились с течением времени. Лишь с начала ХХ века реставраторы икон нашли безопасные способы удалить закрашивание и раскрыть первоначальную икону. Возможно, в основании той или иной древней иконы лежат мазки, выполненные рукой святителя Луки.
Иконографии уделялось особое внимание и благосклонность в ранней Византийской империи. Император Константин Великий освободил от всех налогов художников, делавших мозаику для церквей. Иконография процветала по всей Империи: мозаика, настенная живопись (фреска) и панельные (переносные) иконы. Наиболее полное развитие и широкое распространение оно получило в Империи в VI веке, при правлении Юстианиана Великого.
Позиция иконопочитания была поддержана Седьмым и последним Вселенским Собором, который собрался в Никее в 787 году нашей эры. Еще одно нападение на иконы со стороны императора Льва III в следующем столетии было отменено, когда императрица Феодора навсегда восстановила почитание икон в 843 году, что стало победой. который отмечается как «Триумф Православия».
«Одним из главных поборников икон этого периода был святитель Иоанн Дамаскин, который в своей знаменитой «Защите икон» писал: «Через иконы Христовы мы созерцаем Его телесный вид, Его чудеса и Его страдания и освящаемся. ...Иконы Святых исполнены Святого Духа»» [8, С. 103].
Описывая назначение икон, ранние отцы использовали греческое слово анагогика, буквально означающее «ведение вверх». Фотий Контоглу, известный современный иконописец, прекрасно выразил это: «Иконы возносят душу и ум верующего, видящего икону, в царство духа, нетленного, Царства Божия, насколько это возможно. материальными средствами». Итак, чтобы полностью оценить иконографию, мы должны подойти к ней как к форме литургического искусства, функция которой по существу духовна.
В западном подходе к сакральному искусству (например, эпохи Возрождения) художник чаще всего изображает свой предмет в чисто натуралистическом и изобразительном стиле. Он использует те же приемы, что и для изображения светского предмета. Тема может быть религиозной, но стиль остается прежним.
Другая выдающаяся особенность иконографии — крайняя стилизация и ненатуралистическое изображение одежды фигур. Складки одежды изображены посредством геометрических форм (овалов, прямоугольников, треугольников), демонстрирующих небесный порядок. Опять же, часто фиксируется и выбор цветов: синий для мантии или верхней одежды Христа, красный для хитона или внутренней одежды; глубокий винно-красный цвет для верхней одежды Девы Марии; и т. д.
Богатые символикой и богословием, иконы подобны книгам, которые открывают двери к пониманию сложных духовных истин. Таким образом, иконы служат мощным катехизирующим средством.
Понимание подхода православного христианства к иконам проливает свет на глубокую взаимосвязь между видимым и невидимым, материальным и духовным. Это почитание не является идолопоклонством; это признание того факта, что материальный мир наполнен духовным значением. Таким образом, иконы укрепляют христианское учение о воплощении, прославляя, что Бог действительно стал человеком и освятил материальный мир Своим присутствием.
Иконопочитание имеет глубокие исторические корни в православии, уходящие корнями в первые века существования церкви. Христианство унаследовало богатую традицию использования изображений от еврейской практики, где такие символы, как менора и Ковчег Завета, играли важную роль. Постникейские события еще больше укрепили эту практику. Жития святых и библейские сцены начали процветать в иконографии, обучая верующих и служа центром религиозных практик. Монастыри и иконописцы усовершенствовали методы и разработали уникальные стили, которые повлияли на религиозное искусство во всех географических регионах.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Донец, В. В. Русская иконопись : история, образы, шедевры / В. В. Донец, Л. А. Ефремова. - Москва: ОЛМА : Абрис, 2020. - 255 с.
2. Ефремова, Л. А. Шедевры русской иконописи. Национальное достояние / Л. А. Ефремова. - Москва: Абрис, 2018. - 255 с.
3. Замятина Н.А. Терминология русской иконописи / Н.А. Замятина. - М.: Языки славянской культуры, 2000. - (Язык. Семиотика. Культура. Малая серия). - 274 с.
4. Изотова, О. Н. Иконопочитание в контексте византийской религиозности IX-X вв. по данным агиографических источников: диссертация ... кандидата философских наук: 09.00.14 / Изотова О.Н; [Место защиты: Ин-т философии РАН]. - Москва, 2017. - 198 с.
5. Иконописец = Ikonopisec : ежегодный журнал / издательство «Айкон». - Сергиев-Посад: Айкон, 2023-. - 28 см.
6. Иконопись / [Государственная третьяковская галерея]; [автор-составитель: Л. В. Нерсесян; авторы вступительной статьи: Е. В. Гладышева, Л. В. Нерсесян; фотосъемка: Н. В. Бурмин и др.]. - Изд. 2-е, доп., перераб. - Москва: Гос. третьяковская галерея, 2019. – 188 с.
7. История русской живописи. Иконопись / [Наталия Майорова, Геннадий Скоков]. - Москва: Белый город, 2009. - 127 с.
8. Покровский Н.В. Очерки памятников христианской иконографии и искусства / Н.В. Покровский. - СПб.: Типография А.П. Лопухина, 1900. - 681 с.
9. Рогов, А. П. Русская иконопись / А. П. Рогов. - Москва: Просвещение, 2010. – 93 с.
10. Русская иконопись: [книга-альбом] / [текст и сост. Л. А. Ефремовой]. - Москва: ОЛМА Медиа Групп, 2007. - 127 с.
11. Сингаевский В.Н. Православные иконы / В.Н. Сингаевский. - СПб.: Полигон, 2005. - 320 с.
12. Стародубцев О.В. Русское церковное искусство X-XX веков / О.В. Стародубцев. - М.: Лепта Книга, издательство Сретенского монастыря, 2007. - 728 с.