Фрагмент для ознакомления
2
В настоящее время дошкольное образование направлено на развитие у воспитанников любознательности, интереса, активности и творчества. Все это предопределяет выбор воспитателями и педагоги различных средств и методов обучения, позволяющих достичь познания окружающего мира и дошкольников, научить их мыслить и развиваться.
В основе любой деятельности ребенка положена познавательная активность. Ведь от того, насколько будет заинтересован ребенок предполагаемой деятельностью, будет зависеть ее результат.
Среди различных методов развития познавательной активности дошкольников можно выделить художественную литературу.
Художественная литература знакомит дошкольников с реальностью, расширяет кругозор читателей всех возрастов, дает эмоциональные переживания, выходит за пределы человеческого опыта, формирует художественный вкус, доставляет эстетическое удовольствие в современной жизни. Но, прежде, основная функция художественной литературы состоит в том, чтобы сформировать у людей глубокие и устойчивые обобщенные «теоретические» чувства, побудить их к мышлению, кристаллизовать свое мировоззрение, определить это мировоззрение и превратить его в действенную силу самопознания.
Проблемы детского чтения и подростков, их потребности и запросы, вкусы и предпочтения, мотивы обращения к книге анализируют в своих трудах Т. Долбенко, Л. Драплюк, М. Знищенко, Т. Петелько, А. Прядко, Т. Пилипенко и др.
В связи с этим актуальность темы исследования определяется противоречием между: необходимостью приобщения детей дошкольного возраста к чтению, развитию у последних читательской компетенции как условие социального и личностного развития дошкольника и выбором художественных произведений, методов работы с ними для организации занятий по чтению в ДОУ.
Объект исследования - познавательная активность детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – рассказы художественно-познавательного характера как средство развития познавательной активности у дошкольников на занятиях в ДОУ.
Цель исследования – рассмотреть особенности организации чтения рассказов художественно-познавательного характера на занятиях в ДОУ как средства познавательного развития дошкольников.
В соответствии с целью исследования были определены задачи исследования:
1. Охарактеризовать понятия «познавательная активность», «развитие познавательной активности», «познавательная активность дошкольника» в психолого-педагогической литературе;
2. Раскрыть особенности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста;
3. Рассмотреть рассказы художественно-познавательного характера в программе ДОУ;
4. Подобрать диагностические методики и выявить особенности сформированности познавательной активности у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ;
5. Выделить методы организации чтения рассказов художественно-познавательного характера на занятиях в ДОУ.
Методы исследования:
― теоретические: анализ, синтез, обобщение.
― эмпирические: наблюдение, сравнение, беседа.
База исследования:
Практическая значимость данного исследования состоит в том, что в работе проанализирован и систематизирован материал по проблеме познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста и определены педагогические условия ее развития.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации чтения рассказов художественно-познавательного характера на занятиях в ДОУ как средства познавательного развития дошкольников
1.1 Характеристика понятий «познавательная активность» в психолого-педагогической литературе
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) гласит, что содержание программы должно предусматривать развитие личности, мотивации и способностей детей к различным видам деятельности [15].
Одним из основных аспектов (сфер) является когнитивное развитие: развитие любознательности и когнитивной мотивации; формирование познавательных действий, формирование сознания; развитие воображения и творческой деятельности; формирование первичных представлений о себе, других, объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звук, ритм, темп, количество, количество, часть и целое, пространство и время, причины, последствие, разнообразие стран и народов мира». Все перечисленные требования заложены в основу развития познавательной активности дошкольников в контексте ФГОС ДОО.
Таким образом, можно сделать вывод, что проблема когнитивного развития решается на государственном уровне и находит свое отражение в основных федеральных законах и документах, регулирующих деятельность дошкольных образовательных организаций.
На сегодняшний день понятие «познавательная активность» широко освящено в различных областях психолого-педагогического поиска и трактуется по-разному у разных авторов и авторских групп.
Но до сих пор, среди авторов, нет единого мнения по поводу значения понятия «познавательная активность». М.А. Данилов, А.А. Люблинская, В.К. Буряк, Т.И. Шамова трактуют познавательную активность как разновидность или качество умственной деятельности. Д.Б. Годовикова, Е.И. Щербакова, как естественное стремление ребенка к познанию. П.Т. Джамбазка, Т.М. Землянухина, М.И.Лисина, Н.А. Половникова пишут о познавательной активности как о состоянии готовности к познавательной деятельности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Битянова, М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития / М. Р. Битянова.- М: Просвещение, 2007. - 125 с.
2. Волосовец, Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении / Т.В. Волосовец, ОН. Сазонова. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 232с.
3. Выготский, Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский.: СПб, 1997. – 224 с
4. Годовикова, Д.Б. Общение со взрослыми и познавательная активность детей. Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А. Урунтаева. М.: Изд. центр «Академия», 2010. - 384 с.
5. Голицын, В.Б. Познавательная активность дошкольников / В. Б. Голицын, Е. И. Щербакова // Советская педагогика. 1991. №3. - С. 43-48.
6. Гриценко, З.А. Литературное образование дошкольников / Л.М. Гриценко. - М.: Сфера, 2012. 122 с.
7. Гурович, Л. М. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений. Диагностика [Электронный ресурс] / Л.М. Гурович. - URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/332375-diagnostikagurovich-osobennosti-vosprijatija (дата обращения: 13.03.2023).
8. Детство: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011. 528 с.
9. Козлова, О.А. Современные технологии познавательной активности дошкольников [Электронный ресурс] / О.А. Козлова, М.З. Малдабаева // Новые информационные технологии в науке: в сборнике статей. – 2017. – С. 106-110. – Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=31777957 (дата обращения 16.12.2022).
10. Коник, О. Г. Особенности художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] / О.Г. Коник // Проблемы современного педагогического образования. 2019. С 91–94.
11. Коротаева, Е.В. Уровни познавательной активности / Е. В. Коротаева // Народное образование, 1995. - с. 156-159.
12. Кузьмина, В. Е. Психолого-педагогические особенности восприятия художественных произведений дошкольниками / В.Е. Кузьмина // Материалы VII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. URL: https://scienceforum.ru/2015/article/2015010140 (дата обращения: 20.03.2023).
13. Лисина, М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения со взрослыми и сверстниками /М.И. Лисина // Вопросы психологии. - 2012. - № 8, - С. 21.
14. Мазепа Е.В. Педагогический потенциал книги рассказов-перевертышей Г.Б. Остера «Дети и эти» / Е.В. Мазепа // Научно-педагогическое обозрение. 2014. № 1(3). С. 48-52.
15. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования [Электронный ресурс] : Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (зарегистрирован в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). URL: http://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения: 14.04.2023).
16. Поддьяков, Н.Н. К проблеме познавательного развития детей дошкольного возраста / Н. Н. Поддьяков// Современные проблемы дошкольного образования: Материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 100-лет. со дня рожд. А.В.Кенеман. М.: МПГУ, 1996. - С. 9-14.
17. Тельнова, Ж.Н. Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста в разных формах и методах обучения.: дис. канд. пед. наук / Ж. Н. Тельнова. - Омск, 2007.
18. Фролова Ю.Р. Воспитание ребенка-читателя: анализ образовательных программ для дошкольного образовательного учреждения // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 62-65.
19. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе / Г.И. Щукина. - М.: Просвещение, 1979. – 160 с.