Фрагмент для ознакомления
1
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения одарённых школьников иностранному языку 5
1.1. Анализ понятия одарённые школьники 5
1.2. Средства и способы одарённых школьников иностранному языку 13
Выводы по главе 1 21
Глава 2. Методические аспекты процесса обучения одарённых школьников иностранному языку 23
2.1. Организационно-педагогические условия обучения одарённых школьников иностранному языку 23
2.2. Методические рекомендации по обучению одарённых школьников иностранному языку 27
Выводы по главе 2 30
Заключение 31
Список литературы 33
Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы процесса обучения одарённых школьников иностранному языку
1.1. Анализ понятия одарённые школьники
Понятие детская одарённость чрезвычайно разнообразное. Исследования данного феномена позволяют говорить, что для того ребёнка, кого можно назвать одарённым – это не просто дар, но прежде всего, большое испытание. Одаренный ребёнок является подарком и испытанием как для родителей, так и для педагогов.
В современной образовательной среде есть все те необходимые механизмы, которые позволяют уделять достаточно времени одарённым детям и развивать её дальше. Многогранная система воспитания одаренных детей дает сегодня возможность выявлять каждого талантливого ученика.
Все дети чувствительны к реакции окружающих и склонны к резкой самокритике. Если говорить об одарённых детях, то можно отметить их повышенную самокритику. Психологи часто говорят об их эмоциональной неустойчивости. Специалисты называют одарённостью системное и развивающееся в течение всей жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких и незаурядных результатов в конкретном виде деятельности [4].
В этом случае ребёнок будет считаться одарённым, если он с детства выделяется какими-либо достижениями, в том или ином виде деятельности. Психологи уверены, что это системное качество психики человека. Оно развивается на протяжении всей жизни.
Автор Б.М. Теплов определяет одаренность как сочетание способностей, от которого зависит возможность успешной конкретной деятельности. С.Л. Рубинштейн писал, что одаренность нельзя отождествлять ни с каким личностным качеством, даже с мышлением. Он утверждал, что одаренность является функцией личности и выражает внутренние возможности личности. Прежде всего – это является результатом развития и не может быть сведено к простой сумме специальных способностей [11].
Практически все исследователи единодушны в том, что одарённость – это прежде всего сочетание многих способностей индивида. Это можно рассматривать как природную одарённость индивида. Из сочетания способностей личности происходит одаренность этой личности. В этом случае об одарённости можно говорить, как об интегральном качестве субъекта. Как и способности, одаренность имеет индивидуальную меру выраженности. Все те способности, которыми обладает ребёнок, взаимосвязаны между собой [24].
Одаренный ребенок всегда выделяется яркими и выдающимися достижениями в конкретном виде деятельности. Исследователи уверены, что уровень и характер развития одаренности зависит прежде всего от наследственности. При этом, одарённость – есть результат взаимодействия наследственности в виде природных задатков и социальной среды, которая опосредована деятельностью субъекта.
Любая деятельность, игровая, учебная, трудовая. Особую роль всегда будет играть личная активность ребенка. Большую роль на эти процессы будет оказывать саморазвитие личности. Именно в детском возрасте происходит максимальное становление способностей личности. В период детства в психике происходят глубокие интегративные процессы, имеющие отношение к способности и одарённости ребёнка.
Объем такой интеграции определяет особенности формирования и зрелость одаренности. Поступательность этого процесса устанавливает динамику развития одаренности субъекта. Одаренные дети не всегда ставят своей задачей демонстрировать свои достижения перед окружающими. К примеру, дети, которые пишут тексты и сочиняют стихи, могут далеко не сразу раскрыть свои интересы окружающим.
Психолог Н.С. Лейтес считал, что каждый нормально развивающийся ребенок дошкольного возраста проявляет определённые признаки одаренности. В этом возрасте дети легко осваивают родной и иностранные языки. Подавляющее большинство детей креативны и имеют богатую фантазию. Они всегда задают много вопросов и в связи с этим бессмысленно ставить вопрос о раннем выявлении одаренности. По его мнению, ранняя специализация в развитии способностей крайне опасна. В более старшем возрасте дети начинают понимать, что вокруг них огромный непознанный мир и постепенно их начинают интересовать глобальные вопросы [7].
Исследователи уверены, что не стоит судить об одаренности ребенка по его школьной или внешкольной деятельности. Специфика детской одарённости всегда очевидна. В большинстве своем, она выглядит как выражение закономерных связей возрастного развития субъекта. Каждая определенная возрастная периодизация имеет свои конкретные предпосылки для развития способностей у ребенка.
Прогнозировать или диагностировать эти процессы чрезвычайно сложно. Достаточно много факторов влияет на эти процессы. Это зависит от смены возрастных периодов, от семейного воспитания, образования и др. Признаки одарённости могут стихать и вновь возникать.
Динамика формирования детской одаренности проявляется, как правило, в виде неравномерного развития психики субъекта. Специалистами было отмечено, что по одним признакам ребенок может считаться одарённым. По другим признакам его признают отстающим в психическом развитии. Ребенок может быть более обученным по сравнению с остальными детьми. У него могут быть благоприятными все жизненные условия и в связи с этим могут возникнуть сложности с распознаванием одаренности. За одарённость могут принять высокую качественную обученность субъекта.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2016. - No 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М. А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М. А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – №6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 29.03.2024).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О. В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/ (дата обращения: 29.03.2024).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2017. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2007. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 29.03.2024).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 29.03.2024).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 29.03.2024).
18. Мусницкая, Е.В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е.В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2016. - No 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Оглуздина, Т.П. Развитие содержания понятия «языковая компетенция» в истории лингвистики и теории обучения иностранным языкам [Текст] / Т.П. Оглуздина. - Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2011. - Вып. 2 (104). - С. 91–94.
22. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
23. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 29.03.2024).
24. Соболева, А.В. Типы учебно-речевых ситуаций и их место при обучении устно-речевому иноязычному общению / А. В. Соболева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2009. — № 11 (11). — С. 320-323. — URL: https://moluch.ru/archive/11/789/ (дата обращения: 29.03.2024).
25. Усольцева, Д.А. Особенности работы с новой лексикой иностранного языка на начальном этапе обучения / Д.А. Усольцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 23 (157). — С. 256-258. — URL: https://moluch.ru/archive/157/44372/ (дата обращения: 29.03.2024).