Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы исследования
1.1. Читательские компетенции и читательские умения: основные понятия исследования
Важная задача современной системы образования — формирование совокупности «универсальных учебных действий», которые обеспечивают компетенцию «научить учиться». Существует такое понятие, как - «компетентность». Дж. Равен определял «компетентность» как способность, которая необходима для эффективного выполнения того или иного действия в конкретной области. И. А. Зимняя считала, что «компетентность» – это качество, которое способствует реализации потенциала личности. Основными понятиями компетентностного подхода считаются: «компетенция» и «компетентность». Из понятия «компетентность» вытекает понятие «компетенция». Н. Ю. Русова считает, что «компетенция» – это учебная самостоятельность, которая основывается на рефлексивных навыках, учитывает индивидуальные особенности учащихся и опирается на общеучебные умения и навыки. Такое понятие как «Читательская компетенция», как считает Т. А. Разуваева – это потенциальная способность личности к осуществлению читательской деятельности, то есть к восприятию, осмыслению и оценке прочитанной текстовой информации.
Метапредметные читательские компетенции – это такие читательские компетенции, которые востребованы при чтении любого текста, на уроке любой дисциплины. Да, можно утверждать, что это своего рода универсальные учебные действия, которые и бывают востребованы на всех уроках в начальной школе.
Именно поэтому они в документах ФГОС НОО они описаны в специальном межпредметном разделе - «2.2. Чтение. Работа с текстом (метапредметные результаты)» [19].
Мы проанализировали статью Сильченковой Л.С., Кочетковой Т.Н. «Формирование метапредметных и предметных читательских компетенций младших школьников» [17, С. 29-33].
В данной статье рассмотрен текст, умение работать с информацией текста. В статье также рассмотрено формирование метапредметных умений на уроке литературного чтения. Содержание – внешняя сторона текста, его фактуальная информация.
На уроке литературного чтения планируется работа над образом героя, нал второстепенными персонажами, развития действия (сюжета), выявлением причинно-следственных связей, освоение изобразительно – выразительных средств языка. Как считают авторы, данные читательские умения следует квалифицировать предметные компетенции, формируемые на уроке литературного чтения [25].
В пример, в данной статье, приведён рассказ Паустовского К. Г. «Стальное колечко» - процесс формирования метапредметных и предметных УУД младших школьников. Уточняется:
- каковы личностные результаты работы над этим рассказом, которых необходимо достичь на уроке литературного чтения?;
- каково его идейное содержание?
Можно выбрать разные аспекты идейного содержания рассказа, это позволит осуществить личностно – ориентированный подход к процессу обучения.
Также рассмотрим статью Кольчиковой Н. Л. «Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования» [11, С. 177].
Как пишет Кольчикова С., предлагается новая категория измерения результатов обучения – компетенция. В статье Кольчиковой С. описаны знания, которые обеспечивают усвоение выделенных общеучебных (надпредметных) способов деятельности, в их число, по мнению Н. Ю. Русовой, входят:
1) Логико – понятийная компетенция как непротиворечивость и последовательность интеллектуального процесса, обоснованность выделения базовых и второстепенных понятий, элементов, подчинение логическим правилам мыслительных операций – анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации – и логическую непротиворечивость форм мышления (умозаключения, суждения);
2) Информационно – семиотическая компетенция как развитые навыки сбора, группировки и систематизации информации, также единое, непротиворечивое и уместное использование знаковых элементов в рамках одной отдельно взятой знаковой системы.
В основной школе на всех предметах будет продолжена работа по формированию и развитию основ читательской компетенции [20].
В ходе проведенного М.П.Воюшиной под руководством профессора Т.Г.Рамзаевой исследования была разработана система умений анализировать художественное произведение, часть из которых ранее были выделены другими исследователями (Н.Я.Мещеряковой, Л.Я.Гришиной, В.Г.Маранцманом), определены пути литературного развития младших школьников [5, с. 42].
Задача учителя - так выстроить урок, чтобы в результате сопереживания с героем и автором, воссоздания в воображении жизненных картин, размышлений над текстом, вызванных вопросами и заданиями, ребенок смог воспринять произведение как единое целое. Освоение идеи художественного произведения происходит в результате установления связей между элементами произведения, за счет чего и достигается более глубокий уровень восприятия. Поэтому соблюдение принципа единства формы и содержания при школьном анализе текста является решающим условием успешности как самого анализа, так и овладения частными читательскими умениями [6, с. 44].
М.П.Воюшина выделила следующие частные читательские умения:
1. Умение воспринимать изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении.
Основой для верного восприятия и оценки изобразительно-выразительных средств языка служит представление о слове как о средстве создания художественного образа и выражения авторского отношения, которое дети приобретают при изучении лирических стихотворений. Нужно научить школьника адекватно воспринимать те выразительные средства, с которыми он встречается при чтении лирических стихотворений, то есть, вникая в построение фразы, в выбор слова, задумываться над авторским выбором.
2. Умение воссоздавать в воображении картины жизни, изображенные писателем.
Еще Л.С.Выготский подчеркивал, что творческая деятельность воображения находится в прямой зависимости от богатства и разнообразия прежнего опыта человека, потому что этот опыт представляет материал, из которого создаются построения фантазий. При недостатке впечатлений образ художественной действительности будет беден. Следовательно, необходимо развивать активность воображения читателя и учить младших школьников направлять и корректировать свое воображение, опираясь на текст художественного произведения. Анализ произведения должен быть направлен на изображение жизни автором, а не на саму жизнь.
3. Умение устанавливать причинно-следственные связи, видеть логику развития действия в эпическом произведении, динамику эмоций в лирике, движение конфликта в драме.
Данное читательское умение направлено на постижение композиции.
Композиция - это членение произведения на части, главы, абзацы, строфы, сцены, расстановка персонажей, порядок сообщения о ходе событий, смена приемов повествования[12, с. 56].
Младшие школьники не могут освоить понятие «композиция» в полном объеме, но важно приучать юных читателей прослеживать динамику эмоций, зарождение и развитие конфликта. Необходимо познакомить с сюжетом и его элементами - вступлением, завязкой, развитием действия, заключением - и их ролью в раскрытии идеи.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Астафьева, Ю. Н. Проблема формирования навыка вдумчивого чтения у младших школьников / Ю. Н. Астафьева // Детская литература и образование в мульти культурном мире: сборник статей Международной научно-практической конференции, (19-21 мая 2016 г.). - Казань: Отечество, 2016. - 295-296 с.
2. Баранов, С.Ю. Формирование читательской компетенции на уроках русского языка и литературы [Текст] / С.Ю. Баранов. - Вологда, 2019. – 80 с.
3. Березина, Д. П. Развитие памяти младших школьников / Д. П. Березина // Студенческая наука и XXI век. - 2018. - № 16-2. - С. 39-41.
4. Возрастная и педагогическая психология : хрестоматия: для студентов высш. пед. учеб. заведений / сост.: И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. - 3-е изд., стер. - Москва : Academia, 2005. - 368 с.
5. Воюшина, М. П. Формирование системы читательских умений в процессе анализа художественного произведения. /М. П. Воюшина. //Начальная школа. - 2004. - №3. - С. 39-44.
6. Воюшина, М.П. Формирование умения анализировать художественное произведение как средство литературного развития младших школьников. /М.П.Воюшина. - СПб., 1989. – С.43-44
7. Выготский, Л. С. Память и ее развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский // Хрестоматия по общей психологии: учеб. пособие для студентов / отв. ред. В.В. Петухов. - М., 1998. - Вып. 3, С. 343-346.
8. Гурьянова, Н. В. Развитие памяти у младших школьников в процессе обучения / Н. В. Гурьянова // Аллея науки. - 2020. - Т. 2, № 5 (44). - С. 831-835.
9. Каюмова, Д. А. Технология развития памяти на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе / Д. А. Каюмова // Конференциум АСОУ: сб. научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2019. - № 3-2. - С. 56-60.
10. Климанова Л.Ф. Уроки литературного чтения: метод. Пособие к учебнику «Родная речь. 2 класс»/Л.Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2005.
11. Кольчикова Н. Л. Формирование читательских компетенций школьника в процессе литературного образования. - Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2013. № 4 (132). – С. 177 – 180
12. Лебединцев, В. Б. Программа развития ключевых умений читательской деятельности. /В.Б.Лебединцев. //Управление начальной школой. - 2010. - №1. - С. 51-60
13. Маранцман, В. Т. Критерии литературного развития и читательские умения школьников. //Формирование умений и навыков по литературе у учащихся средней школы: Сб. науч. тр. НИИ школы. /В. Т. Маранцман. - М.: 1986. – 213 с.
14. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Детская литература в современной начальной школе (учебно-методическое пособие). - М.:Издательство Юрайт, 2022.193с.
15. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Методика обучения творческому чтению: учебное пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2022 –290 с.
16. Светловская Н.Н., Пиче-оол Т.С. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности: учеб пособие для вузов. - М.: Издательство Юрайт, 2021. -218 с.
17. Сильченкова Л.С., Кочеткова Т.Н. Формирование метапредметной и предметной читетельских компетенций младших школьников. Начальная школа. 2014. № 12. С. 29-33.
18. Синча, Е. В. Здоровьесберегающие технологии на уроках литературного чтения в начальных классах / Е. В. Синча // Адаптация детей и молодежи к современным социально-экономическим условиям на основе здоровьесберегающих технологий : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции, Абакан, 23 октября 2020 года. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2020. – С. 236-238.
19. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.
20. Федосеева, М. Е. Развитие читательских умений учащихся начальных классов на уроках литературного чтения / М. Е. Федосеева // Народное образование Якутии. – 2021. – № 1(118). – С. 77-78.
21. Фунтикова, А. В. Развитие читательских умений младших школьников на уроках литературного чтения в процессе работы с фольклорными текстами / А. В. Фунтикова // XVI Машеровские чтения : материалы международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, Витебск, 21 октября 2022 года. Том 1. – Витебск: Витебский государственный университет им. П.М. Машерова, 2022. – С. 246-248.
22. Харченко, В. К. Чтение плюс... или Как получить максимум от классического текста / В. К. Харченко // Литература в школе. – 2018. – № 1. – С. 34-35.
23. Хасбулатова, Х. М. Возможности использования методических приёмов как средства развития памяти младших школьников на уроках литературного чтения / Х. М. Хасбулатова, У. Ш. Магомедханова // Мир науки, культуры, образования. - 2017. - № 6 (67). - С. 359-361.
24. Хоменко, Е. В. Формирование читательских умений у учащихся начальной школы на уроках литературного чтения / Е. В. Хоменко, И. Н. Ковтун // Севастопольские Кирилло-Мефодиевские чтения. – 2020. – № 13. – С. 183-191.
25. Шаланкова, Е. Г. Читательская грамотность: читательские умения и действия (рекомендации для учителя) / Е. Г. Шаланкова // Воспитание и дополнительное образование. – 2022. – № 1(84). – С. 31-39. – EDN JUNLFN.
26. Шалашова, А. С. Обучение младших школьников заучиванию стихотворений / А. С. Шалашова // ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННЫХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ и ПУТИ их РЕШЕНИЯ : сборник статей международной научно-практической конференции: в 2 частях, Омск, 13 декабря 2016 года. Том Часть 1. – Омск: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2016. – С. 290-292.