Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современном мире, где развитие фармацевтической отрасли и рост потребления медикаментов и товаров медицинского назначения значительно снижают отрыв фармацевтической индустрии от других отраслей, необходимость владения основами профессионального и делового общения в работе фармацевта становится все более актуальной.
Эффективное коммуникативное взаимодействие между фармацевтом и пациентом, аптечным работником и коллегами, поставщиками и партнерами – это основа успешного функционирования аптечного предприятия. Поэтому изучение данной темы имеет важное значение для совершенствования профессиональных навыков фармацевтов.
Вопросы профессионального и делового общения в работе фармацевта уже давно исследовались и изучались, однако, с учетом постоянно меняющихся технологий и требований к качеству обслуживания населения, данный аспект требует постоянного анализа и доработки.
Цель настоящего исследования заключается в изучении основ профессионального и делового общения в работе фармацевта, определении ключевых аспектов взаимодействия фармацевта с различными участниками медицинского процесса и разработке рекомендаций по улучшению коммуникативных навыков фармацевтов.
Для достижения поставленной цели перед исследованием ставятся следующие задачи:
- Анализ существующих теоретических подходов к профессиональному и деловому общению в работе фармацевта.
- Оценка текущего уровня коммуникативных навыков фармацевтов.
- Изучение практического опыта успешного взаимодействия фармацевтов с пациентами и коллегами.
- Разработка рекомендаций по совершенствованию коммуникативных навыков фармацевтов.
Объектом исследования являются коммуникативные процессы в рамках профессиональной деятельности фармацевтов, предметом исследования – специфика взаимодействия фармацевтов с различными участниками медицинского процесса в аптеке Вита, Новочебоксарск улица Винокурова 21.
Основными этапами проведения исследования будут являться теоретический анализ литературных источников по теме, опрос среди фармацевтов, а также анализ практического опыта успешного взаимодействия фармацевтов с клиентами и коллегами. Полученные данные будут анализироваться и обобщаться с целью выделения ключевых моментов, влияющих на эффективность коммуникативных навыков фармацевтов, а также разработки рекомендаций по их улучшению.
Главная цель данной курсовой работы - повышение эффективности коммуникации в фармацевтической деятельности, что, в свою очередь, способствует улучшению качества обслуживания пациентов и укреплению профессиональных отношений с коллегами.
Теоретическая часть
Определение профессионального и делового общения
Профессиональное и деловое общение является основой успешного функционирования любой организации. Оно представляет собой процесс обмена информацией между сотрудниками, партнерами, клиентами и другими заинтересованными сторонами с целью достижения конкретных целей и задач.
Профессиональное общение — это общение, которое проводится на рабочем месте или в профессиональной среде между коллегами, начальником и подчиненными, клиентами и партнерами. Оно характеризуется формальным подходом, уважением к должностным полномочиям и профессиональной этикой. Профессиональное общение включает в себя умение грамотно выражать свои мысли, слушать собеседника, решать конфликты, принимать решения, проводить переговоры и договариваться. Таким образом, достижение успеха на современном рабочем месте тесно связано со способностью сотрудников и руководителей эффективно общаться друг с другом, с людьми вне организации, и с людьми из разных культур [5].
Деловое общение — это сфера профессионального общения, охватывающая взаимодействие между представителями различных организаций, бизнес-партнерами, инвесторами, клиентами, поставщиками и другими участниками бизнес-процесса. Деловое общение направлено на установление партнерских отношений, заключение сделок, решение проблем и создание позитивного имиджа компании. Оно обязательно включает в себя регламентированные формы документооборота, бизнес-переговоры, презентации, коммерческие предложения, контракты и другие документы, связанные с деятельностью компании.
Важными аспектами профессионального и делового общения являются взаимоуважение сторон, профессионализм, пунктуальность, конфиденциальность информации, активное слушание, умение находить компромиссы и грамотное использование различных коммуникационных каналов. Проведение эффективного профессионального и делового общения является ключевым моментом для успешного развития бизнеса и достижения целей организации.
В современной организации человек должен владеть развитым деловым общением, постоянно развиваясь при этом, улучшая свою коммуникативную технику ведения диалога. Финансовые успехи зачастую зависят от того, насколько персонал грамотно пользуется навыками делового общения и умеет целесообразно применять их на практике. Неумение это делать может привести к сбою налаженной системы управления, что и является одной из проблем корпоративной культуры [3].
Важно понимать, что успешное деловое общение — это не только умение говорить, но и умение слушать, понимать и быть готовым к диалогу. Ниже представлены основные характеристики, которые помогут добиться успеха в деловом общении:
1. Ясность и конкретность. Сообщение должно быть понятным, четким и содержать конкретные сведения. Необходимо избегать использования сленга, запутанных фраз и излишнего формализма.
2. Эмпатия и понимание. Важно уметь поставить себя на место собеседника и понимать его точку зрения, показать уважение к мнению и чувствам других людей.
3. Активное слушание. Необходимо быть готовым к слушанию и анализу мнения своего собеседника. Позволяйте ему высказаться и задавайте уточняющие вопросы.
4. Умение выражать свои мысли. Научитесь четко и убедительно излагать свои мысли. Используйте подходящие слова и термины, чтобы передать свою точку зрения.
5. Уважение и вежливость. Важно проявлять уважение к своим коллегам и партнерам. Будьте вежливы и дружелюбны, даже если у вас возникли разногласия.
6. Гибкость и умение находить компромиссы. Будьте готовы к диалогу и поиску общего решения проблемы. Умение находить компромиссы поможет добиться успеха в деловом общении.
7. Умение контролировать свои эмоции. Важно оставаться спокойным и собранным в любой ситуации. Избегайте выражения ярости или негодования, это может негативно повлиять на вашу репутацию.
В современном мире в целях реализации профессиональной деятельности на высокой ступени каждый работник независимо от занимаемого положения, несет обязанность по знанию и применению базовых этических принципов делового общения [6]. Следовательно, деловое общение — самый массовый вид общения, без которого не обойтись в сфере экономических, правовых, коммерческих отношений. Следовательно, умение успешно вести деловые переговоры стало неотъемлемой частью профессиональной культуры человека [10].
Основные компоненты коммуникативной компетентности фармацевтических специалистов
Фармацевтические специалисты — это профессионалы, которые имеют дело с лекарственными препаратами, их продажей и консультированием пациентов по их применению. Чтобы успешно выполнять свою работу, фармацевтические специалисты должны обладать определенными коммуникативными навыками, которые позволяют им эффективно взаимодействовать с клиентами и коллегами.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ворожцова Екатерина Сергеевна Разработка модели конфликтологической компетентности фармацевтического специалиста // Вестник Смоленской государственной медицинской академии. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-modeli-konfliktologicheskoy-kompetentnosti-farmatsevticheskogo-spetsialista
2. Гузаирова, Д. С. Организация и проведение профессиональных тренингов в процессе внутрифирменного обучения персонала / Д. С. Гузаирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 262-264. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64111/
3. Д. А. Веретнова Корпоративная культура делового общения // Экономика и бизнес: теория и практика. 2020. №3-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korporativnaya-kultura-delovogo-obscheniya
4. Кашапов Мергаляс Мергалимович, Желткевич Ольга Валерьевна Коммуникативная компетентность фармацевтических специалистов // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2019. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnaya-kompetentnost-farmatsevticheskih-spetsialistov
5. Майкова Е.Н., Майкова П.Н., Шаврина О.В. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ // Форум молодых ученых. 2020. №3 (43). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kultura-delovogo-obscheniya-soderzhanie-i-osnovnye-cherty
6. Оленица, А. А. Этика делового общения / А. А. Оленица, А. Г. Зеленский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 6 (348). — С. 304-307. — URL: https://moluch.ru/archive/348/78286/
7. Римашевский А.В. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Инновационная наука. 2021. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-kommunikativnyh-sposobnostey-rukovoditelya-v-sovremennyh-usloviyah
8. Сушкова Мария Сергеевна, Шарахова Елена Филипповна Оценка личностно-деловых качеств специалистов в области фармации // Сибирское медицинское обозрение. 2019. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-lichnostno-delovyh-kachestv-spetsialistov-v-oblasti-farmatsii
9. У.М. Датхаев, М.А. Асимов, А.Р. Шопабаева, К.Д. Шертаева, Г.Ж. Умурзахова, А.А. Султанбеков Формирование и развитие коммуникативных навыков фармацевтов // Вестник КазНМУ. 2019. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-i-razvitie-kommunikativnyh-navykov-farmatsevtov
10. Шумков Андрей Владимирович, Шигабетдинова Гузель Мир- Хайзановна Психология делового общения // Вестник УлГТУ. 2019. №3 (87). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologiya-delovogo-obscheniya