Фрагмент для ознакомления
2
Глава 1. Теоретические основы здоровьесберегающих технологий в начальной школе
1.1. Анализ понятия здоровьесберегающие технологии
Многообразие взглядов на понятия здоровье и здоровый образ жизни достаточно велико. Понимание здоровья - понятие очень сложное. Проблема формирования представлений о здоровом образе жизни
рассматривается всегда на государственном уровне. К сожалению, существует негативная тенденция для ухудшения состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России [8].
Особенно это характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Проблемы формирования представлений младших школьников о здоровом образе жизни описывали в своих трудах исследователи И.А. Анохина, Ю.Е. Антонов, М.Н. Кузнецова, Н.И. Крылова и др. Считается, что эта проблема в практический части реализации процессов здоровьесбережения разработана недостаточно.
Т.А. Некрасова считает, что понятие здоровье трактуется как состояние равновесия между требованиями среды и силами организма. Основатель валеологии И.И. Брехман отмечает, что здоровье – это способ сохранения устойчивости в условиях резкого изменения количественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации.
А.Г. Щедрина определяет здоровье как целостное динамическое состояние, включая его позитивные и негативные показатели. Согласно Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья, само здоровье рассматривается как состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
С ним созвучно определение ВОЗ: здоровье является состоянием полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.
В определении выделены все основные компоненты понятия здоровья, что и будет взято за основу в настоящей работе. Сегодня выделяют следующие компоненты здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное.
Под соматическим здоровьем понимают текущее состояние систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. Под физическим здоровьем понимают уровень развития и функциональных возможностей органов и систем организма [12].
Психическое здоровье – это состояние психической сферы человека. Его основу составляет состояние общего душевного комфорта субъекта. Под нравственным здоровьем понимают комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности человека, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида.
Различают здоровье индивидуальное и здоровье населения как статистическое понятие. Содержание здоровья определяется как состояние равновесия между адаптивными возможностями организма и условиями постоянно меняющейся среды [15].
Ученый В.П. Петленко считает, что потенциал здоровья и здоровьесбережение – это совокупность способностей индивида и особенностей его поведения, по которым можно определить предрасположенность к тому или иному заболеванию. Исследователь П.И. Калью выделяет шесть признаков здоровья:
1) отсутствие болезни, то есть состояние целостности и свободы от
физических и психических заболеваний;
2) нормальная функция организма на всех уровнях организации;
3) способность к выполнению основных социальных функций;
4) полное физическое душевное, умственное и социальное благополучие;
5) динамическое равновесие организма и его функций;
6) способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям
существования окружающей среды.
Понятие «образ жизни» является сложносоставным и комплексным. Это понятие отражает ценностные ориентации людей и причины их поведения. В основу этого заложены суждения о поведении человека и способах его жизнедеятельности. Здесь же могут рассматриваться способы поддержание здоровья и отсутствие вредных привычек [3].
Под здоровьесберегающими технологиями понимают технологии, которые используют целенаправленно для пользы здоровья субъекта, связанного с различными формами деятельности людей (в сфере образования, здравоохранения, в правовой, социально-экономической, культурной сферах). Они направлены на формирование здорового образа жизни человека и минимизацию факторов, приносящих вред его здоровью.
В современных исследованиях в этой области понятие здоровый образ жизни рассматривается в неотъемлемой связи с личностно-мотивационным компонентом личности. Навыки здорового образа жизни усваиваются человеком под влиянием самых различных социальных факторов. Анализ теоретико-методологических исследований показывает, что понятие образ жизни весьма многопланово и охватывает различные сферы жизнедеятельности людей.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Адамова, П.А. Развитие социального интеллекта детей младшего школьного возраста: способы реализации / П.А. Адамова, В.В. Винникова, Т.М. Газарова // Образование и воспитание. – 2017. – N 2. – С.21-24.
2. Алиева, Ш.Г. Cоциальное развитие младших школьников / Ш.Г. Алиева // Молодой ученый. – 2014. – N 2. – С.711-715.
3. Борисова, К.О. Внеурочная деятельность младших школьников как средство формирования социальной активности / К.О. Борисова // Психология и педагогика: актуальные проблемы и тенденции развития: сб. тр. науч. конф. – Воронеж: Ритм. – 2017. – С.14-17.
4. Дерманова, И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития / И.Б. Дерманова. – Санк-Петербург: Речь. – 2012. – 80 с.
5. Евтеева, Е.С. Влияние детско-родительских отношений на развитие социальной успешности младших школьников / Е.С. Евтеева // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: НГПУ. – 2017. – С. 95-96.
6. Забродина, А.В. Реализация возможностей дополнительного образования в социальном развитии младших школьников / А.В. Забродина // Гносеологические основы образования: сб. тр. науч. конф. / ЕГУ им. И.А. Бунина. – Елец. – 2017. – С. 336-338.
7. Зайцева, Е.А. К вопросу о развитии социального интеллекта в учебной деятельности младших школьников / Е.А. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1. – С. 946-948.
8. Иваненко, М.А. Педагогическое сопровождение социального развития ребенка в период детства: специальность 13.00.07 «Теория и методика дошкольного образования»: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат педагогических наук / Иваненко Марина Анатольевна. Уральский государственный педагогический университет. – Екатеринбург, 2005. – 23 с. – Место защиты: Уральский государственный педагогический университет. – Библиогр.: с. 21–23.
9. Калинина, Е.А. Развитие социального опыта во внеурочной деятельности младших школьников / Е.А. Калинина // Наука и социум: сб. тр. науч. конф. – Новосибирск: СИПСПСР, 2017. – С.73-75.
10. Кокуева, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка / Л.В. Кокуева. – Москва: АРКТИ. – 2015. – 112 с.
11. Левина, И.Л. Распространенность, типология, клиническая динамика и профилактика школьной дезадаптации: специальность 14.00.18 «Психиатрия»: автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук / Левина Ирина Леонидовна; Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН». – Томск, 2003. – 42 с. – Место защиты: Государственное учреждение «Научно-исследовательский институт психического здоровья Томского научного центра Сибирского отделения РАМН». – Библиогр.: с. 40-41
12. Любецкая, Т.А. Внеурочная деятельность младших школьников как фактор всестороннего развития личности / Т.А. Любецкая, Н.А. Толмачева // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: сб. тр. науч. конф. – Чебоксары: Интерактив плюс. - 2016. – С.185 - 188.
13. Меджидова, Э.С. Социально-коммуникативное развитие детей младшего школьного возраста как научно-педагогическая проблема / Э.С. Меджидова // Молодой ученый. – 2016. – N 6. – С.799-803.
14. Монгуш, О.О. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста / О.О. Монгуш // Педагогическое мастерство: материалы VI Междунар. науч. конф. Москва, июнь 2015 г. – Москва: Буки-Веди. – 2015. – С.59-62.
15. Мулдашева, М.М. Внеурочная деятельность младших школьников как составная часть образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО / М.М. Мулдашева // Новые технологии в образовании: сб. тр. науч. конф. – Москва: Перо. – 2017. – С. 60-63.
16. Пащенко, Т.В. Средства формирования нравственных ценностных ориентаций у младших школьников в педагогическом процессе / Т.В. Пащенко // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. Новосибирск, сентябрь 2013 г. – Новосибирск: НСК.: СибАК. – 2013. – С. 127-132.
17. Петрова, И.В. Развитие социальной компетентности младших школьников / И.В. Петрова // Поволжский педагогический поиск. – 2015 г. – № 2 (12). – С. 56-59.
18. Попова, С.В. Социально-эмоциональное развитие младших школьников / С.В. Попова, С.Н. Назарова // Молодой ученый. – 2017. – № 5. – С. 260-263.
19. Потемкина, Ю.С. Развитие социального интеллекта младших школьников во внеучебной деятельности / Ю.С. Потемкина, Е.А. Соловьева // Мир педагогики и психологии. – 2017. – N 6 (11). – С.143-153.
20. Рябова, Е.Ю. Внеурочная деятельность как средство развития личности младших школьников / Е.Ю. Рябова // Перспективы развития научных исследований: сб. тр. науч. конф. – Нефтекамск: Мир науки. – 2016. – С.131-134.
21. Семенака, С.И. Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе / С.И. Семенака. – Москва: АРКТИ. – 2015. – 72 с.
22. Смородинова, З.И. Развитие социальной компетентности младшего школьника / З.И. Смородинова // Научный альманах. – 2016. – № 6 (19). – С.390-393.
23. Социальное развитие младших школьников: программа, планирование, занятия, диагностические материалы. Авт.-сост. Л.А. Загуменная. – Волгоград: Учитель. – 2013. – 231 с.
24. Сутковая, Н.В. Педагогическое сопровождение как объект методической работы / Н.В. Сутковая // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы II Междунар. науч. конф. Краснодар, февраль 2017 г. – Краснодар: Новация. – 2017. – С. 29-33.
25. Шаймарданова, Л.Ш. Внеурочная деятельность в начальной школе как фактор развития личности младшего школьника / Л.Ш. Шаймарданова, А.С. Леонтьева // Актуальные аспекты педагогики и психологии начального образования: сб. тр. науч. конф. – Прага: Vеdecko vydavatelskе centrum «Sociosfеra-CZ». – 2018. – С. 62-64.