Фрагмент для ознакомления
2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
1.1 Формирование социально-коммуникативных навыков у детей в онтогенезе
Коммуникация – это процесс взаимодействия между различными субъектами, осуществляющими обмен информации. Коммуникативный процесс носит двусторонний характер и включает в себя последовательность этапов формирования, передачи, приема, декодирования и обмена [18].
Именно развитие социально-коммуникативных навыков является важнейшим направлением социально-личностного развития детей.
Следует отметить, что с педагогической точки зрения развитие социально-коммуникативного общения представляет собой «смену качественно целостных образований, которые представляют собой определенный генетический уровень общения и называются формами общения» [10].
Социально-коммуникативные навыки определяются с позиции личностных качеств, индивидуальных для каждого ребенка, и позволяющих ему осуществлять процесс коммуникации [18].
Таким образом, коммуникативные навыки – это способность ребенка общаться с другими людьми, находить компромисс, слушать и выражать точку зрения.
Развитие коммуникативных навыков невозможно без использования речи, но в тоже время в процессе коммуникации дети используются различные способы общения, а именно:
- невербальные средства общения – понимается как язык жестов (мимика, пантомимика, жесты). Многие дети дошкольного возраста в виду недостатков речевого опыта активно используют невербальные средства общения.
- вербальные средства общения (речь, чтение, слушание). К вербальным формам общения относятся диалог – это двухсторонний характер общения двух или нескольких лиц, и монолог – разговор одного человека, направленный на себя, и полилог – общение большого количества участников [22].
Под механизмами социально-коммуникативного общения принято понимать все социально-психологические процессы и явления, возникающие в результате взаимодействия людей друг с другом, что непосредственно влияет на уровень их коммуникативной активности, полноту и глубину психологического взаимодействия, понимания общения, его эффективности и характере [22].
Рассматривая компоненты социально-коммуникативных навыков, стоит отметить, что в ФГОС в их число входят:
- коммуникативные и организаторские способности (эффективная коммуникабельность, инициативность, активное участие в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками);
- способность к эмпатии (сопереживание, способность чувствовать другого);
- способности к саморегуляции (умение регулировать свое поведение и поведение собеседника, умение реагировать в конфликтных ситуациях);
- культура вербального и невербального общения (хорошее знание техники речи, использование средств общения) [34].
Помимо этого исследователями были выделены три компонента социально-коммуникативных навыков, на которых будет опираться наше дальнейшее исследование:
1) когнитивный компонент – включает в себя все познавательные психические процессы, позволяющие ребенку показывать знание индивидуально-психологических особенностей партнеров и отражать их в совместной деятельности.
2) эмоциональный компонент – положительные или отрицательные переживания, возникающие у ребенка во время общения.
3) поведенческий компонент – мимика, жесты, пантомимы, речь и действия, выражающие отношение ребенка к другим и к группе в целом [30].
М.И. Лисина, рассматривая особенности развития социально-коммуникативных навыков у детей, выделила следующие компоненты:
- предметность – наличие предмета, на который обращена коммуникация (сверстник или взрослый), выступающий партнером общения и являющийся его объектом.
- потребность в общении - стремление каждого ребенка познавать окружающий мир, оценивать себя и других людей, особенно своих сверстников.
- коммуникативные мотивы являются основными мотивами общения, поскольку играют роль социального фактора, в котором осуществляется коммуникативный процесс. Мотивация общения связана с личностными качествами, чувствами и эмоциями ребенка.
- средство общения - выступает единицей коммуникативной деятельности. Оно может быть адресовано другому человеку или всей группе.
- коммуникативные задачи поддерживают целенаправленное и неосознанное использование различных действий, совершаемых в процессе общения. В процессе общения часто можно наблюдать конфликт мотивов и целей общения, часто они не совпадают.
- продукты коммуникации - могут быть разными и могут создаваться в результате процесса коммуникации [22].
К младшему школьному возрасту у ребенка формируются устойчивые избирательные отношения со сверстниками, создаются условия для развития дружеских отношений.
Таким образом, социально-коммуникативные навыки – это индивидуальные психологические особенности личности ребенка, создающие условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной информационной, сенсорной и интерактивной деятельности, основанные на субъект-субъектных отношениях.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Байкина Н.Г., Сермеев Б.В Физическое воспитание в школе глyхих и слабослышащих. – М. : Сов. спорт, 1991. – 61 с.
2. Бельтюков В.И. Взаимодействие анализаторов в процессе восприятия и усвоения устной речи . – М.: Педагогика, 1977. – 176 с.
3. Беляева О.Л. Образование дошкольников с кохлеарным имплантом: исследования, решения, перспективы. Монография: Красн.гос.пед.ун-т. - Красноярск. 2015. 248 с.
4. Богданова Т. Г. Сурдопсихология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2002. 202 с.
5. Боскис Р.М. Глухие и слабослышащие дети. - М.:, 1963. 321 с.
6. Венгер А.А. Обучение глухих дошкольников. - М.: Статут, 2013. 328 с.
7. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с.
8. Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха. М.: Владос, 2013. 304 с.
9. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Изменение статуса ребенка в процессе кохлеарной имплантации и реабилитации — новое явление в сурдопедагогике // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2014. № 7. с. 3-5.
10. Громова Е.В. Формирование навыков общения со сверстниками у старших дошкольников // Воспитатель дошкольного образовательного учреждения. 2015. № 5. С.16.
11. Дудина М. М., Хаматнуров Ф. Т Основы психолого-педагогической диагностики: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф. - пед. ун-та, 2016. 190 с
12. Еремина О.П. Игра в жизни детей с нарушениями слуха. М.: Просвещение, 2014. 358 с.
13. Захарова Ю.В. Играя, учись: пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста с особенностями психофизического развития. - М.: Белый Ветер, 2007. 44 с.
14. Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. - М., 2000. - 285 с.
15. Зонтова О.В. Рекомендации для родителей по развитию слухового восприятия у детей с нарушенным слухом. СПб.: Умная Маша, 2010. 200 с.
16. Конигсмарк Б. В. Генетические и метаболические нарушения слуха. - М., 2002. 424 с.
17. Королева И.В. Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарными имплантами. - СПб.: Лемма, 2011. 90 с.
18. Коробкова О.Ф. Содержание понятий «коммуникативная компетенция», «коммуникативные навыки» и «речевые навыки» в современной нормативной документации и научной литературе // Специальное образование. 2010. № 3. С. 29-41.
19. Корсунская Б.Д. Методика обучения глухих дошкольников. – М.: Просвещение, 2008. – 325 с.
20. Кудрявцев В.Т. Психолого-педагогические принципы развивающей оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением слуха // Начальная школа. 2012. № 7. С. 3–8.
21. Кулакова Е.В., Любимов М.Л., Соловьева Т.А., Яхнина Е.З. Основное общее образование обучающихся с нарушениями слуха: специальные требования к результатам и условиям обучения // Наука и школа. 2015. № 5. С. 31-43.
22. Лисина М. И. Общение, личность и психика ребенка. - М.: Педагогика, 2015. 214 с.
23. Нейман Л.В. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В.И. Селиверстова. – М. Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 233 с.
24. Носкова Л.П. Методика развития речи дошкольников с нарушениями слуха. - М.: Владос, 2012. 344 с.
25. «Организация образовательного процесса для обучающихся с нарушением слуха»: методические рекомендации для педагогов инклюзивного профессионального образования; ГБПОУ «Курганский педагогический колледж», РУМЦ СПО,2022. – 16 с.
26. Пелымская Т.В. Формирование устной речи дошкольников с нарушенным слухом. М.: ВЛАДОС, 2014. 224 с.
27. Рау Ф.Ф., Слезина Н.Ф. Методика обучения произношению в школе глухих: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1981. - 191 с.
28. Самохвалова Е. А. Анализ подходов к определению понятия «коммуникативные навыки» в отечественной психолого-педагогической литературе // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2015. Т.1. С. 52-56.
29. Самощенко И.В. Глухой ребенок: Воспитание и обучение: Опыт матери и сурдопедагога. – М.: ООО «Издательство ACT»; Донецк: «Сталкер», 2003. – 171 с.
30. Скитская Л. В. Научно-педагогические основы коммуникативного общения и особенности его развития у детей дошкольного возраста // Педагогика и психология образования. 2013. № 2. С. 50-57.
31. Соколовская Т. А. Особенности речевого развития детей после кохлеарной имплантации // Специальное образование. – 2013. – № 2. – С. 91 – 97
32. Таварткиладзе Г.А. Кохлеарная имплантация. – М.: Норма, 2012. – 150 с.
33. Туджанова К.И. Характерные особенности развития письменной речи у слабослышащих учащихся. - Воронеж. 2001. – 342 с.
34. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [http://273-фз.рф/akty_minobmauki_rossii/prikaz-minobrnauki-rf-ot-19122014-no-1598].
35. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; 3. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/273_FZ-ob-obrazovanii/ (дата обращения 20.04.2024).
36. Феклистова С. Н. Основы методики слуховой работы. - Мн., 2004. - 52 с.
37. Шафигуллина А. Г. Педагогическое сопровождение обучения детей с нарушением слуха на уроках развития речи . - СПб.: Реноме, 2012.
38. Шматко Н.Д. Если малыш не слышит. М.: Норма, 2011. 378 с.
39. Шматко Н.Д. Особенности организации коррекционного обучения имплантированных дошкольников // Дефектология. – 2012. – № 3. – С. 43–51.
40. Хузеева Г. Р. Становление коммуникативной компетентности дошкольника согласно ФГОС ДО // Воспитатель. 2015. № 2. С. 46.