Фрагмент для ознакомления
2
1.4. Психологические особенности ценностных ориентаций студентов
Ценностные ориентации студентов представляют собой результат сложного взаимодействия психологических факторов, включая аспекты выбора ценностей и влияние индивидуальных характеристик на формирование этих ориентаций [7].
Психологические аспекты выбора ценностей:
Выбор ценностей студентами обусловлен множеством факторов, начиная от внутренних потребностей и целей личности до воздействия внешних социальных и культурных факторов. Один из ключевых моментов в психологии выбора ценностей - это концепция ценностных предпочтений, которая предполагает, что каждый индивид имеет свои собственные приоритеты и ценности, определяющие его действия и решения. Также важным аспектом является внутренняя консистентность ценностных ориентаций, то есть их согласованность и последовательность, которая определяет степень удовлетворенности и личностное благополучие.
Влияние индивидуальных характеристик на ценностные ориентации:
Индивидуальные характеристики личности, такие как возраст, пол, образование, социальный статус, культурный контекст и т. д., играют значительную роль в формировании ценностных ориентаций студентов. Например, молодежь, как правило, склонна к ценностям автономии, индивидуализма и творчества, что отражает их стремление к самореализации и развитию. Влияние культурного контекста проявляется в том, какие ценности признаются и поощряются в данном обществе. Также личностные особенности, такие как уровень самооценки, степень экстраверсии или интроверсии, уровень саморегуляции и т. д., могут оказывать влияние на то, какие ценности предпочитает каждый конкретный студент [6].
Ценности студентов:
Исследования показывают, что среди основных ценностных ориентаций студентов выделяются такие, как самостоятельность, безопасность, стимуляция и благосклонность (или доброта). Самостоятельность как ценностная ориентация подразумевает стремление к свободному мышлению и действию, что соответствует потребности в самоконтроле и самоуправлении. Безопасность выражает потребность в стабильности и гармонии, как для себя, так и для окружающих. Стимуляция представляет собой стремление к новым и интересным переживаниям и опыту. Благосклонность означает доброжелательное и взаимопонимающее отношение к окружающим.
Таким образом, психологические особенности ценностных ориентаций студентов включают в себя процесс выбора ценностей, влияние индивидуальных характеристик на этот процесс, а также характеристики самих ценностей, которые студенты придает особое значение.
1.5. Методы изучения ценностных ориентаций студенческой группы
Изучение ценностных ориентаций студенческой группы требует применения разнообразных методологических подходов, включая как качитативные, так и квантитативные методики анализа ценностей. Эти методы позволяют исследователям получить глубокое понимание ценностных ориентаций студентов, выявить их особенности, динамику и взаимосвязи с другими факторами.
Качитативные методики анализа ценностей позволяют исследователям получить более детальное и глубокое понимание ценностных ориентаций студентов путем анализа и интерпретации их мнений, убеждений, ценностных установок и мотиваций. Одним из наиболее распространенных методов является интервьюирование, когда исследователь задает открытые вопросы студентам и анализирует их ответы. Также часто используются методы фокус-групп и глубинных интервью, которые позволяют исследователям изучать ценностные ориентации студентов в групповой динамике и в контексте их социального взаимодействия [14].
С другой стороны, квантитативные методики анализа ценностей позволяют исследователям получить количественные данные о ценностных ориентациях студенческой группы. Они основаны на использовании стандартизированных опросников и анкет, которые содержат вопросы о приоритетах, ценностях и убеждениях студентов. Одним из наиболее широко используемых инструментов в этом контексте является Опросник ценностей Шварца, который позволяет измерить универсальные ценности и их приоритеты у студентов. Такие методики позволяют проводить статистический анализ полученных данных, выявлять закономерности и тенденции в ценностных ориентациях студентов, а также исследовать их влияние на различные аспекты их жизни и поведения.
Особенности применения методов в исследованиях социальной психологии заключаются в необходимости учета широкого спектра факторов, влияющих на формирование ценностных ориентаций студентов. Это включает в себя как внутренние психологические процессы, такие как мотивация, личностные характеристики и убеждения, так и внешние социокультурные и контекстуальные факторы, включая образовательную среду, социальное окружение и культурные традиции. Поэтому при проведении исследований необходимо учитывать контекстуальные особенности и специфику аудитории, а также использовать комбинированные методологические подходы для получения наиболее полной и объективной картины ценностных ориентаций студенческой группы.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакушкин И. А., Ильичева И. М., Изучение ценностей и ценностных ориентаций личности в истории психологии // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. 2021. №2 (56). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-tsennostey-i-tsennostnyh-orientatsiy-lichnosti-v-istorii-psihologii (дата обращения: 05.04.2024).
2. Белогорцев, Н. Н. Формирование ценностных ориентаций обучающихся современного вуза / Н. Н. Белогорцев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 1 (135). — С. 434-436. — URL: https://moluch.ru/archive/135/37813/ (дата обращения: 05.04.2024).
3. Борщевский Г. Отражение ценностей российского общества в посланиях президента федеральному собранию // Социологическое обозрение. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otrazhenie-tsennostey-rossiyskogo-obschestva-v-poslaniyah-prezidenta-federalnomu-sobraniyu (дата обращения: 05.04.2024).
4. Буравлева Н. А., Ценностные ориентации студентов // Вестник ТГПУ. 2011. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-studentov (дата обращения: 05.04.2024).
5. Гарванова, М. З., Исследование ценностей в современной психологии / Магдалена Златкова Гарванова, Иван Ганчев Гарванов. — Текст : непосредственный // Современная психология : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 5-20. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/156/6339/ (дата обращения: 05.04.2024).
6. Кунилова К. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 11.03.2024. — URL https://spravochnick.ru/sociologiya/cennostnye_orientacii_studencheskoy_molodezhi/ (дата обращения: 05.04.2024).
7. Мамчиц Н. А., Баева О. В., Ценностные ориентации студенческой молодежи и возможности их корреляции // Future Human Image. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-studencheskoy-molodezhi-i-vozmozhnosti-ih-korrelyatsii-1 (дата обращения: 05.04.2024).
8. Мартыненко О. О., Коротина О. А., Ценностные ориентации студенческой молодежи // Высшее образование в России. 2016. №8-9. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-studencheskoy-molodezhi-5 (дата обращения: 05.04.2024).
9. Николаева, Ю. Р. Исследование ценностных ориентаций студентов вуза / Ю. Р. Николаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 2 (501). — С. 420-423. — URL: https://moluch.ru/archive/501/109934/ (дата обращения: 05.04.2024).
10. Солодова Е.. Ценностные ориентации студентов // Образовательный портал «Справочник». — Дата последнего обновления статьи: 05.06.2023. — URL https://spravochnick.ru/psihologiya/cennostnye_orientacii_studentov/ (дата обращения: 05.04.2024).
11. Структура ценностных ориентаций современных студентов как основа построения воспитательной системы в вузе - Современные проблемы науки и образования (сетевое издание) [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/article/view?id=32697 (Дата обращения: 05.04.2024)
12. Тюлякова О. Н., Ценностные ориентации студенческой молодежи регионального социума [Электронный ресурс] URL: https://regionsar.ru/ru/node/392 (Дата обращения: 05.04.2024)
13. Ценностные ориентации студентов [Электронный ресурс] URL: https://infourok.ru/doklad-na-temu-cennostnye-orientacii-studentov-6684452.html (Дата обращения: 05.04.2024)
14. Ценностные ориентации студенческой молодежи [Электронный ресурс] URL: https://tsutmb.ru/nayk/nauchnyie_meropriyatiya/int_konf/vseross/20_05_2015_obshchestvo_obshchnosti_chelovek_v_poiskakh_vechnogo_mira/tsennostnye-orientatsii-studencheskoy-molodezhi/ (Дата обращения: 05.04.2024)
15. Ценностные ориентации студенческой молодежи в контексте кризиса социализационной системы трансформирующегося российского общества [Электронный ресурс] URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=10072 (Дата обращения: 05.04.2024)
16. Ценностный опросник Ш. Шварца [Электронный ресурс] URL: https://zg-brand.ru/statiy/marketingovye-issledovaniya/cennostnyj_oprosnik_sh_shvarca/ (Дата обращения: 05.04.2024)
17. Яшина Л.И. Ценностные ориентации студенческой молодежи // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2020. №2 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsennostnye-orientatsii-studencheskoy-molodezhi-6 (дата обращения: 05.04.2024).