Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Данная работа посвящена нравственному воспитанию школьников на уроках литературы (на примере изучения рассказа И. Шмелева «Мартовская капель»). Изучение этой темы является особенно актуальным и интересным, поскольку школьный возраст – это значимый этап социализации человека, приобщения его к миру культуры, общечеловеческих ценностей. Современная школа должна быть местом, в котором под руководством взрослого происходит накопление ребенком ценного социального опыта, что способствует раскрытию личностного нравственного потенциала школьника и впоследствии успешному его вступлению во взрослую жизнь.
Обращение к материалу творчества И.С. Шмелева также является значимым. Близкий писателю по духу И.А. Ильин аттестовал художника «бытописателем русского национального акта», открывающим за картинами обыденной повседневности чистоту и красоту русского национального быта, духовного, культурного и государственного величия. В статье, посвященной выходу посмертного издания рассказов (1895—1950), Н.В. Станюкович писал о Шмелеве: «За картинами бодрого труда, любовного домостроительства, трепетного осознания и безудержного, хмельного завершения праздников, нарисованных щедрой кистью, у него всегда возникает внутренний мир русского человека — грешника и богоискателя» . Произведения И.С. Шмелева наполнены ценностями, православными смыслами, которые формируют правильную духовную картину мира.
Новизна работы заключается в комплексном рассмотрении проблемы духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы в процессе изучения рассказа «Мартовская капель».
Проблеме формирования нравственных представлений у школьников посвящено достаточно много работ.
Теоретические подходы к решению этой проблемы обозначены в исследованиях Н.Е. Веракса, Н.А. Ветлугиной, В.А. Горбачевой, А.А. Люблинской, Л.Ф. Островской,Т. О. Пономаренко, В.И. Петровой, Т.Д Стульник, Е.В. Субботского, К.Д. Ушинского,Е.А Флёриной, С. Г. Якобсона и др.
В работах Л. Ахромеевой, Е. Гаспаровой, В.В. Гербовой, О.Л. Кабачек, С.А. Козловой, А.Я. Михайловой и др. показаны средства формирования нравственных представлений у детей.
Цель исследования: выявление педагогических условий, необходимых для нравственного воспитания детей через приобщение к произведениям И. Шмелева на уроках литературы (на примере рассказа «Мартовская капель»).
Объект исследования: духовно-нравственное воспитание детей на уроках литературы.
Предмет исследования: педагогические условия развития формирования у детей представлений о нравственных качествах на уроках литературы (на примере изучения произведения И. Шмелева «Мартовская капель»).
Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:
Проанализировать понятие нравственного воспитания детей школьного возраста.
Изучить основные методы и формы работы на уроках литературы аспекте формирования нравственных представлений и духовно-нравственного воспитания.
Провести анализ специфики репрезентации духовно-нравственных ценностей в рассказе И.С. Шмелева «Мартовская капель».
Рассмотреть особенности изучения рассказа И. Шмелева «Мартовская капель» в аспекте духовно-нравственного воспитания детей и представить разработку урока.
Методы исследования. На различных этапах работы использовались следующие методы научного исследования:
общетеоретические методы (анализ, сопоставление и обобщение исследований, имеющихся в научной педагогической, психологической, научно-методической, справочно-энциклопедической литературе, и нормативных документов по проблеме исследования).
описательно-аналитический метод; метод контекстуального анализа языковых единиц; метод семантического анализа языковых единиц, которые использовались при анализе произведения И.С. Шмелева «Лето Господне».
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования представленных в курсовой работе наработок для разработки уроков литературы, в процессе изучения рассказов И.С. Шмелева.
Объём и структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Первая глава посвящена общим аспектам духовно-нравственного воспитания на уроках литературы в 5 классе.
Во второй главе проводится анализ произведения И.С. Шмелева «Лето Господне» («Мартовская капель») с позиции выделения лексем, связанных с русской православной культурой и духовно-нравственными ценностями. Кроме того, представлена разработка урока по литературе.
В заключении содержатся основные выводы по исследованию.
Глава 1. Особенности нравственного воспитания и развития детей в школе
1.1.Педагогические условия нравственного воспитания
По мнению выдающегося педагога В.А. Сухомлинского, «детство - важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь, и от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,— от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Детство — определенный этап в развитии человека, в течение которого ребенок превращается в мыслящего человека, который постигает науки и законы развития общества.
Человеческая среда - это источник развития ребенка; в ней новое человеческое существо должно найти — с помощью взрослых — все то, что и составит его развитие. Ребенку нужна не просто среда, действующая на его мозг через органы чувств, ему нужна среда очеловеченная; ему нужно человеческое общество и человеческое воспитание. Изучением ребенка занимаются многие науки - педагогика и психология, анатомия и физиология, гигиена и педиатрия и т.д. В последнее время сложились особые отрасли этих наук, посвятившие себя изучению детства; причем отрасли эти исключительно быстро развиваются .
Усвоение ребенком новых знаний и умений, формирование его способностей происходит в активной форме в процессе различных видов детской деятельности - игры, труда, учения и т.д .
Растущий человек сегодня имеет реальную возможность самостоятельного выбора способов поведения, форм общения, источников мировоззрения. Для усиления роли самореализующегося субъекта, способного к самостоятельному и ответственному выбору действия, поступка, позиции, свободному высказыванию собственных взглядов, необходим новый подход к организации воспитательного процесса; ростки такого подхода видны в деятельности тех педагогов, которые творчески реализуют идеи демократизации и гуманизации воспитания.
В.А. Сухомлинский понимал воспитание как творение счастья каждого воспитанника. «Воспитание заключается в том, чтобы умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысяч граней, найти ту, которая, если ее, как алмаз, шлифовать, засияет неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье. Открыть в каждом человеке его, только его, неповторимую грань - в этом искусство воспитания». Вся образовательная система руководимой Сухомлинским Павлышской школы была ориентирована на идеи гуманизма, человечности, доброго отношения к детям, создания условий для индивидуально-творческого развития каждой личности, предполагала вовлеченность в этот процесс самого ребенка. Доверие к школьникам, учение без принуждения, воспитание без наказания, сотрудничество детей и взрослых, творческий труд и нравственная свобода, возможность выбора поступка, линии поведения, образа жизни и принятие ответственности за свой выбор - это не полный перечень гуманистических принципов, на которых была основана педагогическая система Сухомлинского, что свидетельствует о ее безусловной личностной направленности .
Парадигма личностно ориентированного образования характеризуется так. Образование - это прежде всего становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Образовать человека - значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Багманова Л.Н. Мир русского православия в творчестве И.С. Шмелева: лингвокультурологический аспект: диссертация ... кандидата филологических наук: 10.02.01 / Багманова Лилия Ниязовна; [Место защиты: Казан. (Приволж.) федер. ун-т].- Казань, 2013.- 170 с.
2. Большой толковый словарь русского языка, гл. ред. С.А. Кузнецов. - СПб.: Норинд, 2000. - 1536 с.
3. Глинкина Л.А. Иллюстрированный толковый словарь забытых и трудных слов русского языка: ок. 7000 единиц / Л.А. Глинкина - М.: Мир энциклопедий Аванта +, 2008. - 432 с.
4. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В.И. Даль. - М.: ТЕРРА, 1994.
5. Дзыга, Я.О. Творчество И.С. Шмелева в контексте традиций русской литературы: диссертация ... доктора филологических наук : 10.01.01 / Дзыга Ярослава Олеговна; [Место защиты: ГОУВПО "Московский государственный областной университет"].- Москва, 2013
6. Ковалёва, Е. В. Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы / Е. В. Ковалёва. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2015. — № 2 (2). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/8/216/ (дата обращения: 03.04.2024).
7. Коханова, В. Технологии и методики обучения литературе / В. Коханова, М. Жигалова, Е. Колышева, Н. Михайлова; под ред. В. Кохановой. - М.: Флинта, 2011. – 349 с.
8. Лазарева, В.А. Литературное чтение в современной школе: сборник статей / В.А. Лазарева. – М.: Изд-во педагогического университета «Первое сентября», 2015 – 176 с.
9. Лингвистический энциклопедический словарь. - М.: Сов. энциклопедия, 1990. - 682 с.
10. Макаров Д.В. Православная традиция мировосприятия в русском слове («Лето Господне» И.С. Шмелева) / Д.В. Макаров //И.С. Шмелев и литературно-эмиграционные процессы XX века: Материалы международной научной конференции. - Симферополь, 2007. - С. 46-54.
11. Макаров Д.В. Христианские понятия и их художественное воплощение в творчестве И.С. Шмелева. Дисс... канд. филол. наук / Д.В. Макаров. - Ульяновск, 2001. - 194 с.
12. Малый православный толковый словарь / Н.С. Мовлева. - М.: Рус. яз. -Медиа, 2005. - 527 с.
13. Образ красоты в повести Ивана Шмелева “Лето Господне”. С.В. Лаврова // Литература в школе. – 1997. – № 3.
14. Параскева Е.В. Мотив дома в дореволюционном творчестве И.С. Шмелева. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/motiv-doma-v-dorevolyutsionnom-tvorchestve-i-s-shmelyova
15. Параскева Е.В. Мотив дома в художественном пространстве прозы И.С. Шмелева. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=37231049
16. Подвигина Н.Б. Концепт «грех» в произведении И.С. Шмелева «Лето Господне» / Н.Б. Подвигина // Наследие И.С. Шмелева: текст, контекст, интертекст: Материалы международной научной конференции. - Симферополь, 2007. - С. 300-308.
17. Подвигина Н.Б. О репрезентации концепта «ангел» в романе И.С. Шмелева «Лето Господне» / Н.Б. Подвигина // Русский язык в современном мире: Материалы Международной научной конференции: Ч. 1. - Воронеж,2007. - С. 149-153.
18. Подвигина Н.Б. Индивидуально-авторское своеобразие языковой картины мира И.С.Шмелева (на материале религиозной лексики произведения «Лето Господне»): Автореферат дисс... канд. филол. наук / Н.Б.Подвигина. - Воронеж, 2010. - 19 с.
19. Симановский, А. Э. Педагогическая психология : учебное пособие для вузов / А. Э. Симановский. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 259 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18788-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545782
20. Сохина, И. И. О концепции воспитания Ш. А. Амонашвили / И. И. Сохина. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 5 (15). — С. 98-99. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/74/2791/
21. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. – Режим доступа: https://predanie.ru/book/140175-serdce-otdayu-detyam/
22. Христианство. Энциклопедический словарь в 3 т. / Под ред. С.С. Аверинцева, А.Н. Мешкова, Ю.Н. Попова. - М.: «Большая Российская энциклопедия», 1993-1995.
23. Шабанова Т.Л., Фоминова А.Н. Педагогическая психология. – М., 2011./Электронный ресурс//http://fictionbook.ru/author/
24. Шмелев И.С. Лето Господне. https://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/
25. Юлдашев М.Б. Духовно-нравственное воспитание школьников. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-shkolnikov-3?ysclid=lujtkejt2a220680485