Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОЦИАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ 7
1.1 Понятие и виды образов 7
1.2. Особенности создания художественного образа 14
1.3. Значение ассоциации в построении художественного мышления 16
1.4. Место и роль образа в ассоциативно-художественном мышлении 21
Выводы по первой главе 22
ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ АССОЦИАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА РЕЖИССЕРСКОЙ РАБОТЕ 25
2.1. Факторы формирования ассоциативно-художественного образа в художественном мышлении режиссера 25
2.2. Формы и принципы работы режиссера с ассоциативно-художественным образом 28
2.3. Стратегии визуализации ассоциативно-художественного образа в театрализованных постановках 29
2.4. Принципы визуализации ассоциативно-художественного образа в киноискусстве 30
Выводы по второй главе 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 34
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность проблемы исследования, которая рассматривается в данной курсовой работе, связана с тем, что каждая режиссерская работа представляет собой личное, субъективное видение режиссером реальности, плод его фантазии, основанный, однако, на некоторых законах художественного восприятия, а также внутренних и внешних факторах, которые оказывают на него негативное или позитивное влияние.
Ассоциативно-художественный образа как форма художественного мышления должен рассматриваться как комплексная характеристика, поскольку для его формирования необходимо совпадение ряда условий, которые уникальны именно в том сочетании, в котором они формируются в каждый конкретный момент.
Степень изученности проблемы. На сегодняшний день существует достаточное количество источников, которые отражали бы проблему формирования художественного образа, однако ассоциативно-художественный образ в работе режиссера в научной литературе изучается недостаточно.
Образ является междисциплинарной категорией, которая в различных гуманитарных науках рассматривается с разных точек зрения. Существует множество научных работ, которые занимаются изучением проблем репрезентации образа, образности, приемов формирования образа, однако достаточно сложно систематизировать данные работы, дать точное определение понятию «образ» и сформировать единое представление об этой категории, которая в большей степени рассматривается относительно произведений искусства, которые являются продуктом творчества.
Необходимо дифференцировать понятия образа и художественного образа, поскольку в первое понятие вкладывается множество всяких компонентов, связанных со стилистическими особенностями создания образа, его местом в произведения искусства, при том, что второе понятие является более общим и не может изучаться без опоры на способы и формы создания образа.
Цель исследования – провести анализ ассоциативно-художественного образа как формы художественного мышления.
Объект исследования – художественное мышление.
Предмет исследования – ассоциативно-художественный образ как форма художественного мышления.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач исследования:
1. Охарактеризовать понятие и виды образов.
2. Определить особенности создания художественного образа.
3. Выявить значение ассоциации в построении художественного мышления.
4. Изучить место и роль образа в ассоциативно-художественном мышлении.
5. Рассмотреть факторы формирования ассоциативно-художественного образа в художественном мышлении режиссера.
6. Проанализировать формы и принципы работы режиссера с ассоциативно-художественным образом.
7. Исследовать стратегии визуализации ассоциативно-художественного образа в театрализованных постановках.
8. Раскрыть принципы визуализации ассоциативно-художественного образа в киноискусстве.
Теоретическую основу исследования составили такие научные работы как:
1. «Художественный образ: смыслы и формы» Л.Д. Беднарской .
2. «Художественный образ в архитектуре: современная интерпретация сквозь призму природы искусства» Ю.Ю. Захариной.
3. «Художественный образ в сценографии» Л.И. Санниковой .
4. «Художественный образ театрализованного представления как многоплановая структура» И.М. Пушкаревой и И.И. Телеевой .
Методы исследования: анализ научной литературы, описательный, обобщение, сравнительный, классификация, моделирование, хронологический, исторический, контент-анализ.
Теоретическая значимость исследования связана с проведением анализа научной литературы по проблеме изучения ассоциативно-художественного образа как форма художественного мышления. Собранный теоретический материал может быть полезен для продолжения и расширения научных исследований в данной сфере.
Практическая значимость исследования обусловлена определением значения ассоциативно-художественного образа режиссерской работе.
Структура исследования. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
В первой главе, «Теоретические аспекты исследования ассоциативно-художественного образа как форма художественного мышления», характеризуются понятие и виды образов, определяются особенности создания художественного образа, выявляется значение ассоциации в построении художественного мышления, а также изучаются место и роль образа в ассоциативно-художественном мышлении.
Во второй главе, «Значение ассоциативно-художественного образа режиссерской работе», рассматриваются факторы формирования ассоциативно-художественного образа в художественном мышлении режиссера, анализируются формы и принципы работы режиссера с ассоциативно-художественным образом, исследуются стратегии визуализации ассоциативно-художественного образа в театрализованных постановках, а также раскрываются принципы визуализации ассоциативно-художественного образа в киноискусстве.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ АССОЦИАТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА КАК ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
1.1 Понятие и виды образов
Под образом в научной литературе понимается свободная и творческая репрезентация некоего объекта с сохранением подобия структуры объекта, однако с трансформацией множества его характеристик через призму творческого осмысления субъекта коммуникации. Образ всегда отличается от своего первоисточника, а может и вовсе собрать в себя черты нескольких реальных объектов, в этом случае он носит название собирательного .
В научной литературе выделяется несколько основных видов образов, которые представлены на рисунке 1.1 .
Рисунок 1.1. – Виды образов
Иллюстративный образ необходим для того, чтобы визуально показать конкретные события, обстоятельства, людей или какие-либо явления. Фактографический применяется для репрезентации тех объектов, которые характеризуются уникальностью, при этом в таком образе не может быть использовано обобщение, т.к. образ не похож на другие. Художественный образ зачастую бывает вымыслом, построенным на схожей реальности, и нужен для того, чтобы передать авторское видение определенной ситуации, явления, объекта и т.д. .
Любой образ формируется посредством использования различных инструментов, в частности, это изображение, звук и речевые компоненты. Образ отличается тем, что он будет восприниматься только в определенной ситуации коммуникации, специфическом контексте повествования или изображения, который должен соответствовать цели автора и его идеи в отношении данного конкретного образа, ведь посредством образом часто создается конкретный художественный мир, который выступает как единое целое, а потому все образы в нем связаны одной стилистикой и идеологией .
Фактически образ состоит из двух неотъемлемых компонентов, первым из которых является реальный прототип (может быть человек, предмет, явление и т.д.) и творческая трансформация, собственное видение автором этого прототипа, которое формируется под воздействием множества факторов (психологических, социальных, культурных, политических и т.д.) .
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Авантурова, А.П. Режиссерское искусство: теория и методология исследования / А.П. Авантурова. – Липецк: Смысл, 2024. – 460 с.
2. Адамова, Т.А., Богданова, О.В. Развитие ассоциативного мышления средствами пейзажной живописи / Т.А. Адамова, О.В. Богданова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-assotsiativnogo-myshleniya-sredstvami-peyzazhnoy-zhivopisi?ysclid=lusoc0v88t623544633 (дата обращения: 06.04.2024).
3. Беднарская, Л.Д. Художественный образ: смыслы и формы / Л.Д. Бендарская. – М.: Флинта, 2022. – 456 с.
4. Биценко, Р.В. Развитие художественно-образного мышления в процессе создания ассоциативной композиции / Р.В. Биценко // Электронный журнал Курского государственного университета «Ученые записки». – 2019. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-hudozhestvenno-obraznogo-myshleniya-v-protsesse-sozdaniya-assotsiativnoy-kompozitsii?ysclid=lusnsfpoc5567436207 (дата обращения: 06.04.2024).
5. Бодрийяр, Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. – М.: Республика: Культурная революция, 2006. – 450 с.
6. Бодрияр, Ж. Симулякры и симуляция / Ж. Бодрияр. – М.: Постум, 2015. – 282 с.
7. Большаков, А.В. Проблема определения творчества / А.В. Большаков // Аналитика культурологи. – 2007. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-opredeleniya-tvorchestva?ysclid=lusnoftckj255700387 (дата обращения: 07.04.2024).
8. Борисова, Е.Б. О содержании понятий «художественный образ» и «образность» в литературоведении и лингвистике / Е.Б. Борисова // Вестник Челябинского государственного университета. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-soderzhanii-ponyatiy-hudozhestvennyy-obraz-i-obraznost-v-literaturovedenii-i-lingvistike?ysclid=ludvmquctd166589865 (дата обращения: 29.03.2024).
9. Власенкова, И.Н. Принцип ассоциации в психодиагностических исследованиях XIX–XXI века / И.Н. Власенкова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2009. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/printsip-assotsiatsii-v-psihodiagnosticheskih-issledovaniyah-hih-hhi-vekov?ysclid=lusnl2u7mv541865563 (дата обращения: 06.04.2024).
10. Володина, А.В. Эстетика Жиля Делеза: к имманентистской философии искусства / А.В. Володина // Философия и культура. – 2018. – № 3. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/estetika-zhilya-delyoza-k-immanentistskoy-filosofii-iskusstva (дата обращения: 29.03.2024).
11. Гончарова, Н.Ю. Общетеоретические основы изучения понятия «образ» / Н.Ю. Гончарова // Вестник Вятского государственного университета. – 2012. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obscheteoreticheskie-osnovy-izucheniya-ponyatiya-obraz?ysclid=ludul8d23v770976405 (дата обращения: 29.03.2024).
12. Горячев, В.В. О роли ассоциаций в отечественных исследованиях мышления / В.В. Горячев // Мир науки. Психология и педагогика. – 2021. – № 6. Т. 9. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/01PSMN621.pdf?ysclid=lusn8jc5ec383852028 (дата обращения: 07.04.2024).
13. Грицкевич, Н. Мост из постсовременности к гиперреальности: Жан Бодрияр об эпохе постмодерна / Н. Грицкевич // RoyalCheese. – 2021. – URL: https://royalcheese.ru/education/most-iz-postsovremennosti-k-giperrealnosti-zhan-bodrijyar-ob-epohe-postmoderna/ (дата обращения: 29.03.2024).
14. Гришин, С.Н. Художественный образ: происхождение, герменевтическая специфика, типология, структура и средства выражения в искусстве / С.Н. Гришин // Грамота. – 2015. – № 11 (61). В 3-х ч. Ч. III. – URL: www.gramota.net/materials/3/2015/11-3/12.html (дата обращения: 07.04.2024).
15. Делёз, Ж. Спиноза и три «Этики» / Ж. Делёз. – СПб.: Machina, 2002. – 430 с.
16. Делёз, Ж. Фрэнсис Бэкон: Логика ощущения. / Ж. Делёз. – СПб.: Machina, 2011. – 320 с.
17. Делёз, Ж., Гваттари, Ф. Что такое философия? / Ж. Делёз, Ф. Гваттари – М.: Институт экспериментальной социологии. – СПб.: Алетейя, 1998. – 338 с.
18. Еремина, Л.И. Развитие креативности личности: психологический аспект / Л.И. Еремина // Общество: социология, психология, педагогика. – 2014. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-lichnosti-psihologicheskiy-aspekt (дата обращения: 03.04.2024).
19. Захарина, Ю.Ю. Художественный образ в архитектуре: современная интерпретация сквозь призму природы искусства / Ю.Ю. Захарина. – Минск: БГПУ, 2022. – 272 с.
20. Захарова, О.Г. Определения понятия «креативность» в научной литературе / О.Г. Захарова // Материалы II международной научной конференции «Аспекты и тенденции педагогической науки». – 2017. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/216/12734/ (дата обращения: 05.04.2024).
21. Костина, Т.С. Значение художественного образа в режиссуре театрализованных представлений / Т.С. Костина // Ученые записки Алтайской государственной академии культуры и искусств. – 0219. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/znachenie-hudozhestvennogo-obraza-v-rezhissure-teatralizovannyh-predstavleniy?ysclid=lusokebmv7726589701 (дата обращения: 06.04.2024).
22. Куманович, М.А., Володина, А.А., Умановская, Е.Г. Современные и классические подходы к изучению понятия «креативность» и «творчество» в научной литературе / М.А. Куманович, А.А. Володина, Е.Г. Умановская // Сборник статей Белгородского государственного университета. Вып. 4. Психология и педагогика. – Белгород: Издательство Белгородского государственного университета, 2022. – С. 60–72.
23. Купарашвили, М.Д. Опыт интенсивного философствования Жиля Делёза / М.Д. Купарашвили // Международный научно-исследовательский журнал. – 2016. – № 10 (52). – URL: https://research-journal.org/archive/10-52-2016-october/opyt-intensivnogo-filosofstvovaniya-zhilya-deleza?ysclid=ludzheo6jo157576743 (дата обращения: 29.03.2024).
24. Купатова, А.П. Кинорежиссура / А.П. Купатова. – М.: Приоритет, 2024. – 420 с.
25. Нарышкина, И.А., Бельская, Т.А., Александрова, П.А. Современные подходы к исследованию ассоциативного мышления как основы творчества: теория и методология / И.А. Нарышкина, Т.А. Бельская, П.А. Александрова // Сборник статей Ивановского государственного университета. Вып. 4. Психология искусства. – Иваново: Издательство Ивановского государственного университета, 2023. – С. 58–70.
26. Пушкарева, И.М., Телеева, И.И. Художественный образ театрализованного представления как многоплановая структура / И.М. Пушкарева, И.И. Телеева // NovaInfo. – 2016. – № 46. – URL: https://novainfo.ru/article/6239?ysclid=luska1acb4925952424 (дата обращения: 06.04.2024).
27. Рахматуллин, Р.Ю., Семенова, Э.Р. Хамзина, Д.З. Понятие образа / Р.Ю. Рахматуллин, Э.Р. Семенова, Д.З. Хамзина // Грамота. – 2012. – № 12 (26). В 3-х ч. Ч. II. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-292X_2012_12-2_39.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
28. Рюмина, А.С., Бермудова, А.А. Художественное мышление режиссера как основа формирования театральной постановки / А.С. Рюмина, А.А. Бермудова // Вестник искусствоведения. – 2024. – № 1. – С. 46–59.
29. Санникова, Л.И. Художественный образ в сценографии / Л.И. Санникова. – Пермь: Издательство Пермской государственной академии искусства и культуры, 2012. – 96 с.
30. Светличная, А.А. Художественный образ и средства его создания / А.А. Светличная // Молодой ученый. – 2020. – № 16 (306). – URL: https://moluch.ru/archive/306/69038/?ysclid=luslr3sijf726901026 (дата обращения: 06.04.2024).
31. Сидорская, И.В. Об употреблении терминов «образ» и «имидж» в русскоязычных исследованиях проблемы медиапрезентации территорий / И.В. Сидорская // Вестник Московского государственного университета. Сер. 10 «Журналистика». – М.: Издательство Московского государственного университета, 2023. – URL: https://vestnik.journ.msu.ru/books/2021/3/ob-upotreblenii-terminov-obraz-i-imidzh-v-russkoyazychnykh-issledovaniyakh-problemy-mediareprezentats/?ysclid=ludvec2ekr394144737 (дата обращения: 29.03.2024).
32. Хименкова, М.А. Содержание понятия «образ» в гуманитарных науках / М.А. Хименкова // Материалы XV международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2023. – URL: https://scienceforum.ru/2023/article/2018034216?ysclid=ludvkff1be981793256 (дата обращения: 29.03.2024).
33. Чичёва, Е.А. Понятие образа в системе гуманитарных наук / Е.А. Чичёва // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2019. – № 3. – URL: http://elib.osu.ru/bitstream/123456789/5430/1/elibrary_28977342_40499093.pdf?ysclid=ludv7apxb587569583 (дата обращения: 29.03.2024).
34. Шакак Хайят, Х.М. Образ и имидж: соотношение понятий / Х.М. Шакак Хайят // Филологические науки. – 2021. – № 4. – URL: https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1711789392&tld=ru&lang=ru&name=107_4.pdf&text=образ%20научные%20статьи&url=https%3A%2F%2Fvestnik-rosnou.ru% (дата обращения: 29.03.2024).
35. Шадеко, В.П. Размышления о специфике художественного образа / В.П. Шадеко // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – 2016. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razmyshleniya-o-spetsifike-hudozhestvennogo-obraza?ysclid=lusm0nkt4j694728731 (дата обращения: 06.04.2024).
36. Шоков, Н.Н. Образная речь: специфика и семантический механизм / Н.Н. Шоков // Грамота. – 2017. – № 4 (70). В 2-х ч. Ч. 1. – URL: https://www.gramota.net/articles/issn_1997-2911_2017_4-1_55.pdf (дата обращения: 29.03.2024).
37. Юсупова, Л.К. Образ как эпистемологическая категория / Л.К. Юсупова // Молодой ученый. – 2014. – № 4 (63). – URL: https://moluch.ru/archive/63/10058/?ysclid=luskjdgaj3945407194 (дата обращения: 06.04.2024).