Фрагмент для ознакомления
2
В дошкольный период для ребёнка был актуален только один стиль речи – разговорный. С поступлением в школу в жизнь детей входят и другие виды речи. Появляется необходимость решать учебные задачи, а, следовательно, вести рассуждение, доказывать своё решение, возникает необходимость объяснять, комментировать свои действия, например, как выполняется та или иная операция (пишется буква, решается задача), сообщать те или иные правила (правописания, перехода улицы, поведения в общественных местах). Все эти высказывания требуют обращения к информативной, строгой и точной, неэмоциональной речи, что тяжело для первоклассников, привыкших к разговорной и более эмоциональной речи.
Овладение письменной речью с ее свойствами (развернутость и связность, структурная сложность) формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Письменная речь принципиально усложняет структуру общения, так как открывает возможность обращаться к отсутствующему собеседнику [3]. Кроме того, возрастает роль монологической речи, которая у ребенка еще очень несовершенна.
Осознанность и осмысленность чтения связаны с формированием связной устной речи первоклассников. Осмысленность чтения помогает заметить последовательность событий в тексте, их связи между собой. Вырабатывается внимательность к читаемым словам, формируется умение анализировать смысл текста, его содержание, отношение к прочитанному. При таком чтении устная речь первоклассников становится логичной, структурированной и связной.
В школе значительно расширяется круг тем, которые могут служить предметом связной речи ребенка. Связная речь начинает использоваться как средство познания, сохранения и передачи информации, как средство самосознания и самовыражения, воздействия на друзей и взрослых, что диктует использование разных стилей речи, а не только устной. Однако без специальной и целенаправленной работы многие учащиеся не осваивают не только отдельные виды высказываний, но и такие общие для разных высказываний навыки, как умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, умение его планировать и т. д. [23]. Для каждого ученика развитая речь является не только средством общения, но и движущей силой интеллектуального развития, инструментом познания и самообразования, поскольку от уровня речевых навыков зависит успех в школе. А.Леонтьев [23] пишет: на более высоких стадиях речевого развития, когда у ребенка появляется способность понимать и использовать связную речь, процессы обучения не только приобретают более детальную форму, но их функция усложняется и «углубляется».
Содержание работы по развитию связной речи в начальной школе определяется с учетом речевых особенностей младших школьников. Работа по развитию речи на уровне текста предполагает обучение созданию связных высказываний, обладающих следующими характеристиками: единство темы и замысла (основной идеи), композиционная организация, синтаксические и логические связи между предложениями и частями текста.
Для достижения связной устной речи необходимо уметь использовать интонацию, логическое (фразовое) ударение, выделять наиболее важные ключевые слова, подбирать слова, наиболее точно подходящие для выражения заданной мысли, уметь строить сложные предложения и переходить от одного к другому. приговор другому. Связная речь вбирает в себя все достижения ребенка в овладении родным языком, в освоении его звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя.
Педагогу важно побуждать детей к речевой деятельности, стимулировать речевую деятельность не только в процессе повседневного общения, но и в процессе специально организованного обучения.
Первокласснику, не умеющему читать, необходимы речеведческие знания, которые школьник получает на уроках обучения грамоте. Овладевая ими, в практике первоклассников появляются элементы связной речи: связные ответы по звуковому анализу, рассказы по наблюдениям.
Перечисленные в данном параграфе трудности, которые испытывают младшие школьники при создании текста, можно объяснить отсутствием четкой системы выбора слов, построения текста и т.п., малым объемом знаний младших школьников в области теории языка и недостаточно развитым языковым чутьем (М.Р. Львов).
Следовательно, для успешного овладения младшими школьниками связной речью необходимо, чтобы процесс ее формирования стал целенаправленным и управляемым. Система работы по формированию связной речи младших школьников должна учитывать психолого-педагогические условия, которые мы рассмотрим в следующем параграфе.
1.2. Методы и приемы формирования связной речи первоклассников в период обучения грамоте
В начальной школе речь первоклассника проходит качественные изменения, подчиняется литературным нормам в произношении, правописании и словоупотреблении.
Под речью М. Р. Львов [29] понимает общение, опосредованное языком, выражение мысли, эмоций, протекающее во времени и облеченное в устную или письменную форму (внешняя и внутренняя). Речь всегда мотивирована, имеет определенную цель, вызванную конкретными обстоятельствами и направлена на решение различных задач (социальных, личных). При этом она выполняет большое количество функций, таких как функцию сообщения, коммуникативную, регулятивную, эмотивную, функцию выражения мысли.
Любое общение реализуется в деятельности. К речевой деятельности относятся все 4 вида общения – говорение, слушание, письмо и чтение. Л. В. Щерба [37] понимал речевую деятельность как процесс говорения и понимания в определенной конкретной обстановке. Она имеет своей целью сообщение и восприятие сказанного, а ее результатом является форма высказывания, текста. И. А. Зимняя [20] дает определение речевой деятельности как активный, целенаправленный, опосредованный языковой системой и обусловленный ситуацией общения процесс передачи и приема сообщений.
Речевая деятельность направлена на активное восприятие, осмысление и воссоздание речевого продукта. Есть несколько условий ее возникновения и развития: потребность высказываться и наличие содержания речи. Первое реализуется через создание ситуаций, где по желанию или по необходимости нужно выразить свои мысли и чувства в устной или письменной форме. Второе через начитанность, осмысленность прочитанного.
Речевое действие, как одно из составляющих элементов общения, разворачивается в следующих фазах (А.А. Леонтьев):
- Фаза мотивации и формирования речевой интенции (намерения). В период обучения грамоте в качестве мотивов речевой деятельности выступает стремление вступить в общение с другим человеком для получения необходимых сведений, что-то сообщить, воздействия на собеседника, выразить свои мысли и чувства и т.д.
- Фаза ориентировки в условиях общения, когда происходит определение темы высказывания, его формы (устное или письменное) и стиля (разговорный, научно-учебный и т.д.). В период обучения грамоте темы высказываний все больше регулируются учебным процессом овладения первоклассниками элементарными умениями чтения и письма.
- Фаза планирования, состоящая в отборе содержания и составления во внутренней речи программы высказывания.
- Фаза реализации программы во внешней речи, в основе которой лежит отбор языковых средств в соответствии с предметом речи, условиям и задачам общения.
- Фаза контроля, где происходит сопоставление результата речевого действия с задачами общения, а в случае их несовпадения вносятся при возможности правки.
Через речевую деятельность младшие школьники учатся строить связную речь.
Связной речью принято считать умение осознанно строить единое законченное устное или письменное высказывание для наиболее понятного изложения своих мыслей. Оно подчиняется законам логики, правилам грамматики, орфоэпии.
Известно деление связной речи по числу участников речевой деятельности на монологическую и диалогическую.
Связная диалогическая речь – форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами [1]. Диалогу свойственна разговорная речь, неполные предложения. Причина этого кроется в упрощении речевой деятельности, стремлении наиболее ясно и понятно передать свою мысль собеседнику. Высказывания напрямую зависят от реплик собеседника. В процессе диалога учащиеся постоянно обмениваются своими мыслями, чувствами, добиваясь при этом взаимопонимания.
В монологической речи, в отличие от диалогической, чаще всего используется литературный язык и ему свойственны развернутые предложения с распространенными конструкциями.
Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин [1] дают понятие связной монологической речи как форме речи, адресованной к одному собеседнику или группе, иногда – к самому себе. Она является более сложной для детей, так как для ее использования нужен богатый словарный запас, умения четко, логично вести рассказ на определенную тему. Чаще всего в письменной речи преобладает монологическая речь, в устной – диалогическая [23].
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
1. Агзамова, З.И. Теоретические основы развития диалогической и монологической речи [Текст] / З.И. Агзамова // Научное знание современности, 2018. - № 3 (15). – С. 10-15.
2. Азимов, Э. Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 448 с.
3. 3. Андреев, А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа [Электронный ресурс] / А. Л. Андреев //. – URL: http://portalus.ru (Дата обращения 15.09.2018)
4. Астапов, В. М. Введение в с нейро- и патопсихологию [Текст] / В. М. Астапов. – М. : Педагогика, 1994. – 238 с.
5. 5. Бабкина, Н.В. Инклюзивное образование детей с задержкой психического развития: предпосылки и условия реализации [Текст] / Н. В. Бабкина // Альманах института коррекционной педагогики, 2018. -№ 34-3. – С. 13-26.
6. Баранова, А. А. Специфика развития связной речи у младших школьников с ЗПР [Текст] / А. А. Баранова, С. Н. Каштанова // Проблемы современного педагогического образования, 2017. - № 56-9. – С. 15-23.
7. Бедарева, И. А. Некоторые особенности мотивации учебной деятельности младших школьников с ЗПР [Текст] / И. А. Бедарева, Н. М. Заяц // Ценностные ориентации молодежи в условиях модернизации современного общества, 2018. – С. 527-530.
8. Богомягкова, О. Н. Психолого-педагогическая коррекция старших дошкольников с задержкой психического развития в связи с особенностями их интегральной индивидуальности: автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.03. [Текст] / О. Н. Богомягкова. – Екатеринбург, 2006. – 23 с.
9. Болдырева, Д. Л. Учебная деятельность младших школьников с ЗПР [Текст] / Д. Л. Болдырева, А. И. Гаврилова, А. Н. Максимова // Гуманитарные науки: современный взгляд на изучение актуальных проблем, 2018. – С. 62-64.
10. Борякова, Н. Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Текст] / Н. Ю. Борякова.– М. : Гном-Пресс, 2002. – 64 с.
11. Бугиотопулу, В. И. Психолого-педагогический анализ слухоречевой и зрительной памяти у детей с дисграфией [Текст] : автореф. дис. канд. Наук: 13.00.03. / В. И. Бугиотопулу. – М., 2002. – 19 с.
12. Вандышева, О.А. Содержание и технология обучения диалогической речи [Текст] / О. А. Вандышева // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции: в 6 частях, 2017. – С. 37-39.
13. Голубева, Г. Г. Логопедическая работа по преодолению нарушений фонетической стороны речи у школьников с задержкой психического развития [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. Наук: 13.00.03. / Г. Г. Голубева. – СПб., 1996. – 22 с.
14. Гольдфарб, О. С. Коррекционная помощь младшим школьникам с задержкой психического развития в условиях реализации ФГОС [Текст] / О. С. Гольдфарб // Современные образовательные технологии как средство развития научно-педагогического потенциала, 2018. – С. 45-48.
15. Гребнева, Н. А. К вопросу мониторинга речевого развития младших школьников с ЗПР в условиях их дифференцированного образования [Текст] / Н. А. Гребнева // Современные научные исследования и разработки, 2017. - № 2 (10). – С. 290-291.
16. Гребнева, Н. А. Особенности речевой саморегуляции младших школьников с ЗПР в условиях их дифференцированного образования [Текст]/ Н. А. Гребнева // Вестник студенческой науки МАГУ, 2018. – С. 176-181.
17. Гусева, Т. С. Формирование диалогической речи у детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи средствами театрализованной деятельности [Текст] / Т. С. Гусева, А. В. Макарова // Культурологический подход в дошкольном и специальном образовании: психолого-педагогический аспект, 2018. – С. 132-135.
18. Екжанова, Е. А. Формирование изобразительной деятельности у детей с задержкой психического развития шестилетнего возраста [Текст] : автореф. дис. канд. пед. Наук: 13.00.03 / Е. А. Екжанова. – М., 1989. – 19 с.
19. Закота, Е. В. Формы речи: диалогическая и монологическая речь [Текст] / Е. В. Закота // Материалы X юбилейной международной научной конференции к 75-летию Валерия Степановича Борисова, 2017. – С. 90-93.
20. Зимняя И. А. / Педагогическая психология : учебник для вузов. – 3-е издание, пересмотренное. М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.
21. Кулагина, И. Ю. Возрастная психология: жизненный цикл человека [Текст] / И. Ю.Кулагина, В. Н.Колюцкий. – М. : ТЦ «Сфера», 2011.– 464 с.
22. Ладыженская Т.А. Методика развития речи на уроках русского языка /под ред. Т.А. Ладыженской. М., 1991. С.196- 197
23. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. М.: Педагогика 1983. 320 с.
24. Львов, М. Р. Методика развития речи младших школьников / М. Р. Львов. – М., 1985.
25. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пос. для студентов высш. пед. учеб. заведений. М., 2002
26. Манаенкова, М. П. Речевая компетентность личности: содержание и структура [Текст] / М. П. Манаенкова // Социально- экономические явления и процессы. – 2014. – № 10. – С. 223–226.
27. Овсянникова, С. А. Динамический анализ состояния устной речи младших школьников с дисграфией [Текст] : автореф. дис. канд. пед. Наук:13.00.03. / С. А. Овсянникова. – М., 2009. – 24 с.
28. Петросян, И. В. Развитие навыков диалогической речи на основе игры [Текст] / И. В. Петросян // Материалы Всероссийской научно- практической конференции, 2017. – С. 142-145.
29. Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия [Текст] – Спб.: Речь, 2004. – 580 с.
30. Разживина, Н. В. Логопедическая работа по развитию познавательной деятельности в процессе коррекции дисграфии у младших школьников [Текст] : автореф. дис. … канд. пед. Наук: 13.00.03. / Н. В. Разживина. – СПб., 2008. – 24 с.
31. Семенович, А. В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте [Текст] / А. В. Семенович. – М.: ИКАР, 2002. – 115 с.
32. Свечникова, Н. С. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста [Текст] / Н. С. Свечникова, А. А. Калинина // Наука, техника и образование, 2018. - № 3 (44). – С. 57-60.
33. Словарь социолингвистических терминов [Текст] / под ред. В. Ю. Михальченко. – М. : Рос. акад. наук, 2006. – 449 с.
34. Урманбетова А. А. Диалогическая речь как одна из основных форм речевого общения [Текст] / А. А. Урманбетова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана, 2017. - № 11. – С. 242-243.
35. Цветкова, Л. С. Мозг и интеллект. Нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности [Текст] / Л. С. Цветкова. – М.: ИКАР, 1995. – 129 с.
36. Шамарина, Е. В. Приемы коррекции речи младших школьников с задержкой психического развития средствами артпедагогики и арттерапии [Текст] / Е. В. Шамарина // Ученые записки Орловского государственного университета, 2017. - № 4 (77). – С. 362-366.
37. Щерба Л.В. Языковая система и речевая деятельность. - Изд. 2-е, стереотипное. М.: Едиториал УРСС, 2004. 432 с.
38. Юсупова, Н. М. Некоторые проблемы обучения диалогической речи [Текст] / Н. М. Юсупова // Сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 2017. – С. 84-89.