Фрагмент для ознакомления
2
При осуществлении процесса наглядной демонстрации учителем начальных классов на учебной доске или в виде изображения чертежа происходит освоение геометрической фигуры-отрезок, ограниченного точками.
У обучающихся складывается понимание и обоснование отличия отрезка от иной фигуры-прямой линии. Отрезок-линия, ограниченная точками, прямая-не ограничена. При изучении отрезка возможно выполнить его измерение с помощью линейки. В дальнейшем закрепление знаний происходит при выполнении заданий на измерение длины отрезков, сопоставлении длин разных отрезков, при построении отрезков, при решении задач с отрезками.
Ознакомление с ломаной осуществляется в независимости от учебно-методического комплекса в 1 классе. Процесс введения работы с геометрической фигурой следует начать с создания её визуальной модели при помощи бумажных полосок разной длины или счётных палочек. Образ данной ломаной можно измерить линейкой, посчитать количество вершин и звеньев. Обучающиеся должны научиться чертить прямую и кривую линии, замкнутую и незамкнутую ломаные линии и уметь отличать их друг от друга.
Методические рекомендации при ознакомлении с геометрическим материалом указывают, что через возможность работать ученику своими руками путем складывания, разрезания, построения, моделирования, наложения фигур происходит усвоение геометрического материала [4, с. 143].
Учителю особое внимание следует уделить изучению периметра и площади многоугольника. Закрепление знаний производится за счёт решения разнообразных задач, используя приём наложения для визуального сравнения геометрических образов, устанавливая отношения «больше», «меньше», «равно», а также путем применения палетки, как инструмента для пересчёта целых и неполных квадратов при нахождении приблизительной площади.
При изучении окружности и круга большое значение отводится правильному построению окружности. Выполнив построение, учитель может предложить закрасить полученную окружность одним цветом, а внутреннюю область окружности другим, тем самым акцент делается на различии данных понятий. Первичные формы работы в процессе построения геометрической фигуры целесообразно выполнять по образцу, далее обучающиеся выполняют работу самостоятельно, придерживаясь алгоритма.
Главным методическим приемом для успешной деятельности становится межпредметная связь. Например, понятие «круг» на уроке технологии закрепляется лепкой, созданием аппликации, вырезанием данной фигуры, а на уроке изобразительного искусства в процессе рисования. Поэтому учителю необходимо организовывать свою деятельность таким образом, чтобы ученики могли усвоить геометрический материал в полном объёме.
Изучая виды углов, начинать следует с прямого угла и применять метод моделирования и наглядного показа. Получение прямого угла возможно при выполнении определенного алгоритма с белым листом бумаги. Для начала пополам согнуть лист бумаги несколько раз. После этого практическим путем обучающиеся находят прямые углы в окружающем пространстве способом наложения модели прямого угла из бумаги на углы предметов, в том числе и на угольник (чертежный треугольник), которым в дальнейшем будут пользоваться как моделью прямого угла.
Понятие «симметрия» целесообразно учителю показать во время практической деятельности. Каждый обучающийся пользуется готовыми макетами, например, такой геометрической фигуры, как квадрат. Далее квадрат сгибается пополам и происходит одновременно: наблюдение за изменениями фигуры, анализ, сравнение и обобщение получившегося материала. Таким образом, знакомятся с понятиями «симметрия», «симметричные фигуры», «ось симметрии» при работе с графическими диктантами и рисованием по клеткам.
Применение учителем начальных классов наглядности, активных методов обучения, проведение практических и самостоятельных работ, способствует развитию у обучающихся образного мышления и пространственного воображения, навыков анализа и синтеза, умения сравнивать и обобщать.
Воспитание творческой личности реализуется при формировании геометрических представлений у младших школьников на уроках математики при развитии интереса и их творческой активности. Это оказывает важную роль при самостоятельном поиске знаний, решении нестандартных задач.
Необходимо создать в классе такие условия, чтобы ребенок самостоятельно искал путь к знаниям, подходил к решению задач творчески [1].
Овладев способом действия, обучающиеся могут выполнять задания по построению, составлению новых фигур в процессе моделирования вещественным материалом: палочками, нелинованным листом бумаги неправильной формы. Развитие моторики рук в дальнейшем даёт возможность включать в работу графические модели (рисунок, чертёж, схемы). В 4 классе данные модели становятся преимущественными и сопровождаются буквенными обозначениями геометрических образов или математическими знаками отношений.
Основная цель организации практической деятельности — это накопление опыта работы с геометрическими фигурами и пополнение словарного запаса геометрических понятий. Вследствие этого выдвигает ряд задач:
• уметь распознавать геометрическую фигуру;
• уметь производить оценочное измерение величин «на глаз»;
• уметь находить и выделять геометрические фигуры на чертеже;
• уметь преобразовывать геометрические фигуры [9, с. 59].
В соответствии с концепцией пропедевтического курса, знакомство с геометрией происходит в виде систематической и целенаправленной работы по формированию у обучающихся приёмов мыслительной деятельности, т. к. анализ, синтез, сравнение, обобщение. Приёмы мыслительной деятельности являются необходимым фундаментом для овладения универсальными учебными действиями. Методически грамотно построенная работа учителя играет огромную роль в образовательной деятельности и составляет успешную организацию образовательного процесса. Учебные задания, дидактические пособия, тестовые материалы, практические упражнения являются средствами организации учебной деятельности в образовательном учреждении. В них находят отражение предметное содержание, а также методы, средства, формы и приёмы организации образовательной деятельности младших школьников.
В процессе наблюдения на уроках за деятельностью учителей начальных классов можно отметить, что подавляющее большинство используют дополнительные средства обучения. Учителя утверждают, что во время проведения урока математики, изучая ту или иную геометрическую фигуру, часто помимо учебника прибегают к помощи информационно-коммуникационных технологий. На основе проведенного анкетирования, наиболее популярными средствами ИКТ были выделены: интерактивная доска, компьютер и мультимедийная презентация.
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы
1. Атласова, Г. А. Проблемы формирования геометрической грамотности младших школьников и повышения уровня качества образовательного процесса / Г. А. Атласова // Вестник Института развития образования. – 2020. – № 2(30). – С. 31–39.
2. Байгишиева Е. В. Формирование элементов геометрии у младших школьников на уроках математики / Е. В. Байгишиева // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. – 2019. – № 2(18). – С. 14–15
3. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; [под ред. В. В. Давыдова]. - М.: АСТ: Астрель, 2010. - 671 с.
4. Гаврилина О. В. Интеграция математики и информатики средствами геометрии в начальной школе / О. В. Гаврилина // Наука и школа. – 2020. – № 5. – С. 142–156.
5. Истомина, Н. Б., Редьяко, З. Б. Наглядная геометрия. Тетрадь по математике. 1-й класс: 7-е издание. М.: Издательство «ЛИНКА-ПРЕСС», 2012. – 64 с.
6. Истомина-Кастровская, Н. Б., Иванова, И. Ю, Редько, З. Б., Смолеусова, Т. В., Тихонова, Н. Б. Методика обучения математике в начальной школе: учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2019. — 301 с.
7. Моро, М. И., Бантова, М. А., Бельтюкова, Г. В. и др. Математика. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 – 4-е изд. – М.: Просвещение 2021. – (Школа России). – 119 с.
8. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник для вузов / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 243 с.
9. Песцова А. И., Шовкович О. Л. Изучение элементов геометрии на уроках математики в начальной школе / А. И. Песцова, О. Л. Шовкович // Педагогические науки. – 2021. – № 6. – С. 59–66.
10. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. - 1997-2023. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_389561
11. Пышкало, А. М. Методика обучения элементам геометрии в начальных классах. Пособие для учителей. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Просвещение, 1973. — 208 с.
12. Шадрина, И. В. Геометрия в начальной школе: Учебное пособие для студентов факультетов начальных классов. – М: МГПУ, 2007. – 175 с.
13. Шадрина, И. В. Методика обучения геометрии в начальной школе: учебное пособие для вузов / И. В. Шадрина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 203 с.
14. Шмелева Н. Г. Роль практических работ при изучении геометрического материала младшими школьниками / Н. Г. Шмелева, Р. И. Нигматуллина // Вестник Белгородского института развития образования. – 2020. – Т. 7. – № 2(16). – С. 107–121.
15. Якиманская, И. С. Развитие пространственного мышления школьников [Текст]: монография/И.С. Якиманская – М.: Педагогика, 1980. — 240 с.