Фрагмент для ознакомления
1
Содержание
Введение 3
1. Теоретические и методологические основы демографической 4
политики 4
1.1 Демографическое программирование, понятие демографической политики 8
1.2 Росстат и демографическое развитие России 12
2. Национальный проект «Демография» 14
2.1 Федеральные проекты 17
2.2 Разработка новых стратегических документов демографической политики 23
Заключение 25
Библиографический список 27
Фрагмент для ознакомления
2
1.2 Росстат и демографическое развитие России
Росстат опубликовал три варианта демографического прогноза РФ до конца 2045 года, рассчитанного по итогам Всероссийской переписи населения, проведенной в октябре-ноябре 2021 года.
Средний (базовый) вариант прогноза был опубликован в конце октября 2023 года, теперь добавлены низкий (консервативный) и высокий (оптимистический) варианты прогноза. Росстат готовит демографический прогноз страны в трех вариантах - низком, среднем и высоком прогнозах - на основе разных гипотез о будущих тенденциях рождаемости, смертности и миграции [30].
Росстат указывает, что демографический прогноз составлен без учета населения, проживающего в четырех новых регионах России.
По данным, по состоянию на 1 января 2023 года в России проживало 146,45 миллиона человек.
По прогнозам Росстата, к 1 января 2046 года население страны уменьшится до 138,8 млн. человек по среднему (базовому) сценарию.
В низком сценарии население страны упадет до 130,6 млн. человек к 2046 году.
В высоком сценарии население РФ вырастет до 150,9 млн. человек к 2046 году.
Низкий вариант демографического прогноза предполагает убыль населения за весь прогнозируемый период около 600 000-750 000 человек в год, при прогнозе естественной убыли порядка 750 000-900 000 человек в год, а миграционный прирост ожидается на уровне около 150 000 человек в год [19].
По среднему (базовому) прогнозу Росстата, численность населения в РФ в период 2024-2032 годов будет уменьшаться более чем на 400 000 человек/год, при этом естественная убыль населения превысит 600 000 человек. человек в эти годы в год, а в некоторые годы даже 700 000 человек; Миграционный прирост на протяжении прогнозируемого периода оценивается в пределах от 210 000 до 230 000 человек в год. По среднему прогнозу Росстата, с 2032 года население страны будет сокращаться менее чем на 400 000 человек в год (из-за замедления естественной убыли населения), в период 2041-2045 годов - менее чем на 200 000 человек в год [28].
В высоком (оптимистическом) сценарии демографического прогноза Росстат ожидает, что численность населения будет сокращаться темпами менее 200 000 человек. человек в год до 2028 г. (в этот период предполагается естественная убыль на 400 000-500 000 человек в год при высоком приросте миграции на 315 000-370 000 тыс. человек в год). Росстат ожидает, начиная с 2029 года, по высокому сценарию, рост численности населения с постепенным ускорением до более чем 500 000 человек в год с 2041 года. При таком сценарии Росстат ожидает, что в 2037 году естественная убыль прекратится и начнется естественный прирост (число родившихся превышает число умерших). Ожидается, что прирост миграции после 2033 года по этому сценарию составит более 400 000 человек. человек в год.
В методических пояснениях Росстата указывается, что демографический прогноз осуществляется на основе компонентного метода, учитывающего динамику численности населения в результате изменения составляющих - числа рождающихся, умерших и миграционного баланса. В этом случае количество прибытий и отбытий используется в качестве переменных сценария миграции. Возрастное распределение мигрантов основано на их возрастной структуре базового года, которая остается неизменной на протяжении всего прогнозируемого периода. Это означает, что можно определить три сценария сальдо миграции: пессимистический, оптимистический и средний. Это усредненный вариант демографического прогноза, который часто используется государственными органами при принятии решений, а также публикуется Росстатом для пользователей [7].
2. Национальный проект «Демография»
В нашей стране проблема демографии актуальна как никогда. Иногда этот вопрос становится предметом спекуляций и демагогии, не приводящей к прогрессу. Дело в том, что учитываются только «симптомы», а не причины сокращения численности населения. Понятно, что по мере развития общества каждый человек хочет жить комфортно и ставит свои интересы выше себя, даже если судьба всего государства находится на другой чаше весов.
Основная цель проектного управления в органах государственной власти – обеспечение качественного принятия решений государством, используя имеющиеся ресурсы – административные, организационные и финансовые – наиболее эффективным и рациональным образом, в соответствии с приоритетами социально-экономического развития России.
Различные подходы к управлению проектами, элементы проектной методологии, а также их применение в национальных проектах лежат в основе многих научных работ, в том числе: А. Р. Кокшарова, С. С. Мерзликина и др. Использование мер контроля в управлении проектами позволяет более рационально расходовать бюджетные средства и оперативно корректировать проекты в целях эффективного решения поставленных управленческих задач.
2020 год «открыл» очередной этап снижения продолжительности жизни населения России, как это было в 1970-е — начале 1980-х годов и в первой половине 1990-х годов. Всего за один год этот показатель снизился на 1,75 года для мужчин, на 1,74 года для женщин и на 1,8 года для всего населения. Также стоит отметить, что из периода роста 2000–2019 годов не было ни одного года. не обеспечило такого же прироста продолжительности жизни, который был потерян в 2020 году: максимальный прирост произошел в 2007 и 2017 годах для мужчин - 1,03 года и 1,01 года соответственно, и в 2006 году для женщин - 0,87 года. Исследователи пока не определили масштабы последствий этой потери, вызванной пандемией Covid-19 и экономической стагнацией, включая снижение реальных доходов населения, но финансирование системы здравоохранения в России уже давно повсеместно подвергается критике, но оно будет не вызвать изменений в бюджетировании этой и других важных социальных отраслей, защищающих и развивающих человеческий капитал.
Также стоит отметить, что продолжает реализовываться нацпроект «Здравоохранение», на который изначально планировалось выделить 1 трлн 725,8 млрд рублей. до 2024 года, из них 79,2% - из государственного бюджета и 15,36% - из бюджетов органов, входящих в состав федерации. На первый взгляд пропорции нормальные, если не учитывать, что подавляющее большинство этих учреждений дотационны и, следовательно, не имеют достаточных средств. При этом распределение субсидий на строительство региональных и муниципальных объектов здравоохранения происходило как в рамках реализации этого нового проекта, так и ранее принятой госпрограммы «Развитие здравоохранения».
Показать больше
Фрагмент для ознакомления
3
Библиографический список
Книги
1. Воронцов, А. В, Глотов, М. Б. Демография. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. М.: Издательство Юрайт, 2018. С.287.
2. Демографическая и семейная политика в России // Демографическое развитие постсоветского пространства: сб. статей и аналитических материалов / под ред. Денисенко М. Б., Дмитриева Р. В., Елизарова В. В. М.: Экономический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, 2018. 159 с.
3. Клупт, М. А. Демографическое развитие как многоальтернативный процесс / М.А. Клупт. – М.: МАКС Пресс, 2018. – 602 с.
4. Кучмаева, О. В. Параметры демографической статистики / О.В. Кучмаева. – М.: Финансы и статистика, 2020. – 612 с.
5. Калмыкова, Н. М. Методы демографического анализа: практикум / Н.М. Калмыкова. – М.: Инфра-М, 2019. – 121 с.
6. Назаров, А. Д. Демография: учебное пособие / А.Д. Назаров. – М.: Инфра-М, 2020. – 315 с.
7. Смирнов, А. В. Методологические вопросы демографического моделирования / А. В. Смирнов. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 216 с.
Нормативные правовые акты
8. Конституция Российской Федерации [Текст] (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ). CПС Консультант Плюс.
9. Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р Об утверждении Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года [Текст]. CПС Консультант Плюс.
Электронные ресурсы
10. Андреев, Е. М., Вишневский, А. Г. Ближайшие демографические перспективы России // Высшая школа экономики. URL: http://demoscope.ru/weekly/2014/0601/tema03.php (дата обращения: 03.04.2024).
11. Вишневский, А. Г. Россия в глобальном демографическом контексте // АНО Центр междисциплинарных исследований. URL: http://spkurdyumov.ru/biology/rossiya-v-globalnom-demograficheskom-kontekste/ (дата обращения: 03.04.2024).
12. Демография 2030. Как обеспечить устойчивый рост населения Российской Федерации. Специальный доклад Общественной палаты Российской Федерации / С.И. Рыбальченко, А.В. Коротаев, И.А. Ефремов и др.; отв. ред. С.И. Рыбальченко; ОПРФ. — М.: ООО «Пачоли Консалтинг», 2023. — 86 с. (дата обращения: 03.04.2024).
13. Мировой атлас данных [Электронный ресурс]. – URL: https://knoema.ru/atlas/topics/ (дата обращения: 04.04.2024).
14. Финансовая поддержка семей при рождении детей [Электронный ресурс] Федеральный проект от 22.05.2019 // Минтруд России. URL: https://rosmintrud.ru/ministry/programms/demography/1/ (дата обращения: 03.04.2024).
Статьи
15. Андронова, Л. Н., Ланцова, Н. М. Демографические тенденции и государственная демографическая политика: Россия и зарубежный опыт // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2022. С. 266-285.
16. Архангельский, В. Н., Зинькина, Ю. В., Шульгин, С. Г. Возрастная структура как фактор будущей динамики численности населения // Народонаселение. 2018. Т. 21. № 2. С. 18–33.
17. Блинова, Т. В., Былина, С. Г. Сценарный прогноз численности сельского населения трудоспособного возраста Российской Федерации // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2019. № 8. С. 82–87.
18. Елизаров, В. В. Целевые показатели демографического развития России на 2024 год: поможет ли опыт недавнего прошлого в их достижении? // Научные труды Вольного экономического общества России. 2018. Т. 211. № 3. С. 322-350.
19. Искусственное общество и реальные демографические процессы / В. Л. Макаров [и др.] // Экономика и математические методы. 2017. Т. 53. № 1. С. 3– 18.
20. Кондакова, Н. А., Калачикова, О. Н. Тенденции и перспективы демографического развития города Вологды до 2030 года // Социальное пространство. 2020. Т. 6. № 2. С. 1–14.
21. Максаковский, В. П. Демографический кризис в современном мире [Текст] В.П. Максаковский // География ПС. – 2018. - № 23. – С. 43-104.
22. Меренков, А. В. Конструирование «нового человека»: разрушение связей природного и социокультурного // Koinon. 2021. Том 2. No 2. С.: 7-22.
23. Неклюдова, Н. П. Демографическое проектирование как инструмент социальноэкономического развития региона // Human Progress. 2021. Том 7, Вып. 4. С. 8.
24. Носова, М. Г., Федоров, А. В. Методы демографического анализа и прогноза // Colloquium-journal. 2021. № 15–2 (102). С. 24–26.
25. Павловский, Е. В. Демографический прогноз России через призму миграции // Наука без границ. 2018. № 3 (20). С. 77-82.
26. Палей, А. Г., Поллак, Г. А. Модель для анализа демографического состояния региона // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 4–3 (58). С. 108–111.
27. Притула, О. Д.; Давыдова, С. Г.; Фетисова, Г. В. Демографический оптимум: понятие, критерии, подходы к определению и прогнозированию // Вестник Новгородского филиала РАНХиГС. 2019. Том 9. № 1-1(11). С.: 98-110.
28. Ракша, А. И. Страшная правда демографических пирамид // Журнал Эксперт № 20. 2022. С. 72-78.
29. Хасанова, Р. Р., Малева, Т. М. Мкртчан, Н. В., Флоринская, Ю. Ф. Проактивная демографическая политика: 10 лет спустя. Эффекты, инструменты, новые цели. М.: Издательский дом «Дело». РАНХиГС. 2019. С. 5-7, 14, 24.
30. Шабунова, А. А., Калачикова, О. Н. Демографические исследования ВолНЦ РАН: становление научной школы // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 1. С. 9–22.