Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Сегодня календарь является незаменимым атрибутом в любом бизнесе: функциональное наполнение современного календаря позволяют рассматривать его и как рабочий инструмент бизнеса, и как объект его презентации, иными словами, рекламы. Данная работа посвящена дизайнерскому проекту настенного календаря, тема которого связана с отмечаемым в 2024 году 160-летним юбилеем Московского зоопарка. Эта тема, многообразна по своему значению: в ней заключены множественные смыслы, представляющие собой огромное поле уникальных возможностей для создания дизайна подарочного объекта. В самой идее существования в крупном городе-миллионнике институции, призванной сохранить и культивировать редкие виды животных, ареал распространения которых в реальной жизни находится на других континентах, содержится глубокий смысл, тем более что эту деятельность Московский зоопарк веден на продолжении более чем 150 лет. В этом видится большой потенциал, дающий простор для творческой фантазии. В качестве объекта подарочного назначения и, одновременно, рекламного объекта, календарь обладает огромными возможностями как для самопрезентации зоопарка и размещения рекламных материалов. Сам по себе календарь является одним из самых востребованных видов рекламной продукции. В этом заключается его преимущество по сравнению с другими видами печатной продукцией — флаерами, буклетами и брошюрами.
Календарь, и, тем более, подарочный, давно воспринимается обществом не только как функциональный предмет, необходимый для ориентации во времени: для адресата календарь является источником эстетического наслаждения и определенных знаний, для адресанта — дополнительным пространством для рекламы и демонстрация своего особого статуса: трудно представить более практичный и актуальный бизнес-подарок, чем календарь. Несмотря на то, что выбор календарей в настоящее время огромный, спрос на создание тематических подарочных календарей, связанных с деятельностью того или иного предприятия или организации, или приуроченных к определенным юбилейным датам, не уменьшается. Именно потому, что дизайн календаря приобрел сегодня особое значение, есть все основания говорить об актуальности заявленной темы..
Целью курсовой работы является создание настенного календаря, посвященного 160-летнему юбилею Московского зоопарка с применением и на базе современных материалов и оборудования. В основе художественного решения — дизайна календаря лежит воплощение истории развития зоопарка и коллекции имеющихся там животных средствами графического искусства.
Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
— разработать уникальный дизайн-проект годового настенного календаря, оформленного в графическом стиле;
— для этого необходимо изучить историю календаря и особенности его дизайна в разные эпохи и годы;
— продумать идею эстетического и технического решения календаря как единого художественного целого;
— проанализировать и выбрать наиболее подходящие элементы графического оформления календаря (характер иллюстраций, размеры и написание шрифта, цифр) с точки зрения соответствия заложенной в него идее.
Работа состоит из практической работы по созданию дизайна настенного плаката, а также теоретической части, состоящей из введения, двух глав — теоретической и описывающей практическую деятельность и заключения, дополненных списком использованной литературы и приложением с иллюстративным материалом.
ГЛАВА I. КАЛЕНДАРЬ: ИСТОРИЯ, РАЗНОВИДНОСТИ, ДИЗАЙН
1.1. История возникновения календаря
Внешний вид и размеры календаря — предмета, не потерявшего своей актуальности в современной жизни и профессиональной деятельности человека, претерпели серьезные изменения. Но и сегодня история календаря и факты развития наблюдений за небесными светилами разнится у различных народов: многие источники сообщая о тех или иных открытиях апеллируют к разным эпохам и народам, часто рознятся имена ученых и/или жрецов, сделавших то или иное открытие. В частности это касается вопроса, связанного с исчислением продолжительности года: в одних источниках применение лишних суток в високосном году приписывают древним шумерам, в других — греку Сезигену, в третьих — начало использования високосного года связывают с именем Юлия Цезаря.
Не вдаваясь в подробности, можно сказать, что многие тысячелетия существования календаря связаны с совершенствованием методов измерения времени и принципов, заложенных в систему вычислений.
Не только внешний вид отличал один календарь от другого, в первую очередь они отличались друг от друга планетами, на основании движения которых строились наблюдения и вычисления. В конечном итоге наблюдения за различными созвездиями и планетами привело к появлению солнечного, лунного и солнечно-лунного календарей. Среди всех, известных на тот период планет, именно солнцу, как источнику света и всего живого на Земле было отдано предпочтение. Именно солнце стало источником более глубокого изучения изменений в окружающей природе, и закономерностей смены дня и ночи, результатом чего стало создание солнечного календаря, получившего широкое распространение во многих странах. Наблюдая на движении солнца, человечество получило возможность выявить закономерности, связанные с согласованием продолжительности дня, ночи, суток и года. Измерение времени позволило человечеству выделить три наиболее важных понятия, отражающие определенные периоды: год, век, эра. Среди этих понятий год и эра считались основными, а век — их производным.
Возникновению календаря мы обязаны земледельцам и жрецам: их наблюдения над окружающей природой привели к формированию знаний о том, что в течение определенного отрезка времени, названного годом, соотношение темного и светлого времени в течение одних суток — величина изменяемая. В году есть одни сутки, когда самый короткий день сменяется самой длинной ночью, этим суткам было дано название «зимнего солнцеворота», в современном календаре этот день приходится на 22 декабря. В далекие времена древние земледельцы отмечали этот день как рождение бога Солнца — Митры. Согласно установившимся в те времена традициям, праздничные события этого дня обязывали всех жителей участвовать в разнообразных обрядах, с помощью которых люди помогали Митре не только родиться, но и победить зловещую Зиму, обеспечивая тем самым приход Весны и связанных с этим началом земледельческих работ. Все эти действия проводились общинными землепашцами с большой серьезностью и сосредоточенностью, т. к. согласно распространенным в те времена приметам и верованиям, от своевременного прихода весны зависел урожай и, как следствие, вся жизнь общины.
Позднее, бог Митра, преодолев пространство Древней Персии оказался в Римской империи и стал там одним из самых почитаемых среди древних римлян богов.
В это временя в Римской империи месяцы имели разную продолжительность, несмотря на это, наступлении Нового года неизменно приходилось на 1 января — утвержденной даты смены консулов.
Принятие христианства в Древнем Риме в качестве официальной религии в первое время никак не отражалось на праздновании языческих праздников, связанных со сменой времен года, наоборот, языческие традиции использовались для укрепления новых христианских, что было тесным образом связано с продолжением традиций празднования зимнего солнцеворота.
46 год до н. э. принято считать годом ввода нового юлианского календаря: именно тогда Юлий Цезарь используя свою власть ввел в обиход новые принципы летоисчисления, основываясь на представленных ему расчетах ученого Созигена, которому удалось частично переработать и упростить египетский принцип летоисчисления. Проведенная реформа календаря объяснялась назревшей необходимостью: к этому времени расхождение между действующим календарем и естественной сменой времен года составляло почти 90 дней. Согласно новой реформе, 1 января стало считаться первым днем Нового года. Название месяца было связано с именем бога Януса, олицетворяющего собой начало всего нового. Средняя длительность года, согласно принятым расчетам, равнялась 365, 25 суток. Таким образом, было принято решение считать длительность обычного астрономического года равной 365 дням, а каждый четвертый год считать високосным, чья длина составляла 366 суток. Этот календарь получил название Юлианского. Он прочно вошел в жизнь новой эры и использовался на протяжении многих веков. По этому календарю жили не только в Римской Империи и Византии (откуда он в X веке благодаря принятию христианства Византийского толка, был перенесен на Древнюю Русь), но и все страны европейского континента, Америка, а также европейские колонии — многие государства Азам и Африки.
Начиная с IV века н.э. укрепление христианства требовало внесения изменений в юлианский календарь: церковные власти требовали урегулирования дат христианских праздников, что выразилось в провозглашении четкого согласования между солнечным юлианским календарем и лунным иудейским.
Вторая значительная реформа летоисчисления, а вместе с ним и календаря пришлась на 1582 год, она была проведена папой Григорием XIII вследствие чего новый календарь получил название григорианского, который в настоящее время ассоциируется с новым стилем. Счет дней был передвинут на 10 суток вперед: день после четверга 4 октября 1582 года предписывалось считать пятницей, но не 5, а 15 октября. Это позволило снова возвратить день весеннего равноденствия на 21 марта. Необходимость изменений в этот раз также была связана с отставанием юлианского календаря от природного: дня весеннего равноденствия — крайне важного момента для определения дат религиозных праздников.
Новый григорианский календарь стал более точным: дата дня весеннего равноденствия была закреплена за 21 марта; из нового календаря также изымались високосные годы, приходящиеся на последние годы столетий: 1600, 1700, 1800 и т. д. Вследствие этого в нем меньше високосных годов, вводимых в расчет для устранения расхождения календаря со счетом тропических лет.
Новое летоисчисление уже в 80-х гг. XVI века было введено в Италии, Испании, Португалии, Польше, Франции и Люксембурге, а также в католических кантонах Швейцарии. Гораздо сложнее шло внедрение нового календаря в странах, где главенствующее значение занимала православная религия или протестантизм. Несмотря на это, к началу XX столетия на Григорианский календарь перешли в Китае, Болгарии, Греции, Египте, Румынии и Турции.
На Руси пользовались юлианским календарем с семидневной неделей и римскими названиями месяцев, пришедшими в страну, как было сказано выше, в X веке вместе с принятием христианства в России. Календарные реформы происходили и здесь, но с большим опозданием по сравнению со странами Западной Европы. До указа Петра I, принятого в 1700 году, в стране пользовались календарем «от сотворения мира», произошедшего, согласно христианскому учению, в 5508 году до н. э. Начало Нового года праздновалось в разных уголках страны по-разному: где — в марте, в день весеннего солнцестояния, где — в сентябре, после уборки урожая. Царский указ синхронизировал русское летоисчисление с европейским: день следующий за 31 декабря 7208 года от сотворения мира, предписывалось считать началом нового года. Таким образом празднование наступления Нового года приходилось на 1 января 1700 года от Рождества Христова. Согласно приказу Петра I, жителей Российской империи обязывали весело встречать 1 января, «поздравлять с новым годом и новым веком». Таким образом Россия перешла на христианское летоисчисление, но осталась верной юлианскому календарю, т. е. «старому стилю», в отличие от большинства европейских стран, придерживавшихся григорианского календаря. Так продолжалось до октября 1917 года, когда Россия, использующая юлианский календарь, «отставала» от европейских стран на 13 дней. Получив власть, большевики первым делом провели реформу календаря: согласно новой реформе, за 31 января 1918 года сразу следовала дата 14 февраля. Этот год номинально оказался самым коротким, состоящим всего лишь из 352 дней.
Показать больше